Формирование умения классифицировать в начальной школе.
статья (1, 2 класс)

В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по формированию умения производить классификацию объектов, что является одним из универсальных логических действий. Приём «классификация» рассматривается как способ упорядочивания материала, который помогает всё «разложить по полочкам» и установить определённый порядок. Сформулирован перечень умений, необходимых для построения классификации, и соответствующие задания, способствующие их сформированности. Статья предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования, которые призваны формировать у младших школьников универсальные учебные действия с целью развития умения учиться – как первого шага к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_umeniya_klassifitsirovat_v_nachalnoy_shkole.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование умения  классифицировать в начальной школе"

Прием классификации в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков начинается с 1 класса. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предусмотрено, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение, кроме прочих, такими логическими действиями как сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация по родовидовым признакам. 

Работа учителя начальных классов в этом направлении кропотлива. Учитель соблюдает строгую дозированность, выдерживает этапность и систематичность в этой работе.

От качества сформированных умений и навыков, зависят учебные успехи в последующие годы обучения. Перед учителем начальных классов стоит довольно сложная задача – научить своих учеников построению классификации. Сформированное умение классифицировать предметы, понятия помогает обучающимся ориентироваться в большом количестве информации.

         Под классификацией понимают распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определённое постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы. 

Использование приема классификации вместе с другими логическими методами и приемами усиливает развивающую роль обучения. Упражнения и задания по классификации тех или иных объектов способствуют развитию у младших школьников одновременно нескольких важнейших интеллектуальных качеств. В первую очередь произвольное и непроизвольное внимание, зрительная память, логическое мышление, речь.

При работе по обучению приему классификации и от учителя требуется постановка четко сформулированных заданий, вопросов. На подготовительном этапе каждое задание может усложняться или упрощаться (по усмотрению учителя) за счет увеличения или уменьшения числа объектов в группе.

Например, задания для первоклассников:

Карточка № 1.

(низкий уровень сложности)

Соедините группу предметов с ее названием.

Кошка, собака, коза, корова, овца

Рыбы

Ворона, воробей, сорока, голубь

Домашние животные

Окунь, карась, щука, сом

Дикие животные

Волк, заяц, лиса, белка

Птицы

Карточка № 2.

(средний уровень сложности)

Запишите название группы в столбике справа.

Кошка, собака, коза, корова, овца

Ворона, воробей, сорока, голубь

Окунь, карась, щука, сом

Волк, заяц, лиса, белка

Карточка № 3.

(высокий уровень сложности)

Соедините названия животных с группой к которой они относятся, допиши по одному в каждую группу.

Кошка, заяц, щука, сорока

Рыбы: ________________

Ворона, карась, лиса, голубь

Домашние животные: ______________

Окунь, коза, собака, корова

Дикие животные:____________________

Волк, сом, белка, воробей

Птицы:__________________

Подобные задания можно использовать как на уроках (способствовать развитию сообразительности, привитию интереса к предмету), так и во внеурочной деятельности.

Умение классифицировать – неотъемлемая часть логического мышления. Классификация придаёт мышлению строгость и точность. С помощью классификации младший школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них. Овладение учащимися приёмом классификации есть один из критериев сформированности как общеучебных универсальных действий, так и универсальных логических действий. овладение учащимися приемом классификации есть один из критериев сформированности как общеучебных универсальных действий, так и универсальных логических действий.

Примеры заданий на классификацию в рамках учебных предметов. 

Русский язык

2-3 класс.

№ п/п

Последовательность операций классификации

Текст задания

Задание

1.

Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.

1. Дан перечень слов, размещенных в 2 столбика:

Глаз     графин

Стул     кошка

Мышь   петух

Слон      коза

Выберите правильный ответ из трех предложенных:

а) слова разделены по числу слогов (указать, сколько слогов);

б) слова, разделены по числу букв (указать, сколько букв)

в) слова, разделены по родам (указать род).

2. Дан перечень слов, размещенных на 2 столбика:

Рот     нога

Сон    крот

Рис     роза

Сок    овца

Выберите правильный ответ из трех предложенных:

а) слова разделены по родам (указать род);

б) слова разделены по числу слогов (указать, сколько слогов);

в) слова разделены по числу букв (указать, сколько букв).

3. Предложены слова, которые разбиты на 3 группы по числу слогов:

Торт   карандаш   пена

рот      голова        море

дом     молоток     кора

сон      молоко       пора

Закончите предложения.

А) В первом столбике слова, имеющие …

б) Во втором столбике слова, имеющие …

в) В третьем столбике слова, имеющие …

2.

Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

1.Дан перечень слов: малина, крыжовник, слива, груша, яблоко, банан, клубника, ананас.

Прочитайте слова. Назовите ягоды. Назовите фрукты.

2. Дан перечень букв: Б, В, К, С.

Назовите учащихся класса, чьи имена начинаются с этих букв.

3.Даны слова: нож, лампа, курица, липа, карандаш, нос, кот, вата, линейка.

Разделите слова на группы по числу слогов.

К какой группе отнесете слова: лиса, медведь, самолёт, судно?

4.Даны имена существительные: окно, мышь, пенал, нож, орех, гнездо, норка, собака, облако, солнце, дом, коса.

Распределите слова на группы по родам (мужской, женский, средний). К какой группе отнесёте слова: кость, рост, курс, молоко, зерно?

3.

Проверка результатов классификации.

A.

вол

яблоко

стул

пол

крыльцо

каша

 

кольцо

соль

 

 

лапа

Б.

вол

яблоко

кольцо

пол

крыльцо

каша

стул

 

соль

 

 

лапа

В.

вол

яблоко

соль

пол

кольцо

лапа

стул

 

каша

крыльцо

 

 

Г.

вол

яблоко

стул

пол

кольцо

лапа

стул

крыльцо

каша

Разделите следующие слова по родам: вол, пол, яблоко, крыльцо, кольцо, соль, каша, стул, лапа.

Выберите таблицу, в которой классификация проведена правильно.

4.

Упражнения для формирования умения выбирать основание для классификации.

1. Что послужило основанием для разделения слов на 3 группы?

ложка

толокно

каток

ложь

ведро

пароход

песня

пальто

морж

опера

облако

шорох

Какие слова:

а) сгруппированы по числу букв в слове;

б) сгруппированы по родам:

в) сгруппированы по числу слогов в словах.

2. Разделите слова на группы 2 способами: василек, крыжовник, роза, малина, земляника, колокольчик.

2-й вариант ответа: эти названия разделить на цветы и ягоды.

василек

крыжовник

роза

малина

колокольчик

земляника

1-й ответ: слова разделили по роду

василек

роза

крыжовник

малина

колокольч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у детей начальной школы..."

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках  "Окружающего мира" через систему упражнений."...

Учебно-управленческие умения ученика в начальной школе – результат внедрения

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное прило...

Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»

В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Проект по теме «Формирование метапредметных умений у учащихся начальной школы»

«Не для школы, а для жизни мы учимся»,- сказал  древнеримский философ Сенека....

Презентация «Создание электронных тестов для проверки знаний, умений, навыков обучающихся начальной школы»

Презентация «Создание электронных тестов для проверки знаний, умений, навыков  обучающихся начальной школы»Основная цель обучения согласно Федеральным государственным  образ...

Проект «Формирование умения чтения на начальном этапе обучения»

Проект «Формирование умения чтения на начальном этапе обучения»Автор: Киле Ю.Н.,учитель английского языкаГБОУ СОШ № 2882020, Санкт-Петербург...