Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
опыты и эксперименты

Слепнева Елена Евдокимовна

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слепнева Елена Евдокимовна,

Учитель начальных классов

МБОУ Мало – Куналейская СОШ

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

       Самый драгоценный дар, который человек получает от природы- здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Процесс организации здоровьесберегающего обучения носит комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой  «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

     Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в своей работе применяю технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной здоровой жизни.

С 2003 года занимаюсь по программе  «Расти здоровым», разработанной Санкт-Петербургской школой валеологов под руководством Зайцева.

  Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

  Задачи: - формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

              - Обеспечение физического и психического саморазвития.

Комплект помогает осуществлять личностно- ориентированный подход при обучении и воспитании. Одна из форм моей работы на уроках- это дифференцированное обучение. Дифференцированное обучение практически позволяет снять трудности у

 слабых учащихся и создаёт благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даётся время на обдумывание, подготовку. Не тороплю, не подгоняю ребёнка, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

        Хорошо дидактически  проработанный урок- самый здоровьеорионтированный для всех участников.  

 Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптиместичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

  В своей работе работе ориентируюсь не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в его поведении. Учитываю, что ребёнок изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Делается акцент на самостоятельное экспереминтирование и поисковую активность самих         детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями( тренинг, оздоровительные минутки,- упр. для глаз, для осанки, дыхательные упр.),необходимыми для развития навыков ребёнка. Часто упражнения для физминутки  органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» предлагаю задание: я буду называть однокоренные слова к  к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперёд, нет- наклон назад. Систематически  в процессе обучения выполняю упражнения с мячом, танцевальные и ритмические упражнения под музыку. Динамические паузы дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

   Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало ребёнка научить чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

    Мною разработана Образовательная программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интеграцию предметов гуманитарного и естествен- научного цикла» Интегрированный подход ведётся по блокам.

                    Азбука здоровья.

                   В мире общения.

                   Этот загадочный мир.

                  Земля- наш общий дом.              

Образовательная программа базируется на определённом философском и психологическом понимании природы и человека и законов становления его сущности. Воспитанию внимательного отношения к здоровью посвящаю воспитательные мероприятия, беседы, выполнение режима дня. Занятия с детьми могут быть разных видов. Особенно нравятся детям «этюды для души» (например: «сотвори солнце в себе»

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, помнили о том, что человек – это часть природы, приобретали навыки самосовершенствования. Программа предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных мероприятиях. Они знакомятся с основными принципами здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье.

    Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Если каждый учитель нашей школы будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно- вос питательный процесс был доступным,  здоровьесберегающим для всех.

Беседы:

1.Гигиена – залог здоровья.

2.Режим дня – залог успешного обучения.

3.КВН «У нас в гостях Мойдодыр»

4. «Береги своё время»

5.Весёлые старты

        Из опыта работы

 

Здоровьесберегающие  технологии

Панькова КА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов».

В своём выступлении на педагогическом совете помимо теоретических основ , я делюсь практическими наработками о том как сохранить здоровье учащихся....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровымЖ.-Ж. Руссо...

Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов

презентация "Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов"...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...