Использование технологии встречных усилий на уроках для развития ключевых компетенций обучающихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Зыликова Татьяна Викторовна

Использование технологии встречных усилий на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

города Сафонова Смоленской области

Использование технологии встречных усилий на уроках

 для развития ключевых компетенций обучающихся

                                                                                                               Учитель: Зыликова Т.В.

                                                                                                               

                                                                                     2022 г

                         B современной педагогике действуют разные образовательные программы, в центре которых стоит ученик как субъект.

Прежний подход в образовании, когда «учитель говорит - объясняет, а ученик внимательно слушает - воспринимает - воспроизводит!», постепенно и без колебаний заменяется подходом, когда «ученик сам изучает - выявляет - познает - понимает - осмысливает - применяет». Это самый продуктивный путь познания.

 В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимания построение урока, выдержанного в технологии встречных усилий, в которой процесс освоения новых знаний основывается на взаимоподдержке обеих

сторон : учителя и ученика. Это творческо -- поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советником или помощником, но в каждой роли

руководствуется лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое открытие делать вместе с детьми».

Чтобы учитель выполнял свои «роли», он должен «больше слушать, чем говорить, больше показывать, чем смотреть, во время работы помогать ученикам, избегая давать конкретные указания» (М. В. Кларин). В таком случае каждый ребенок полностью выявит свои истинные возможности и реализует свои стремления.

Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий,условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовитель- ный, «вызов», сотворчество, рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединять усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

        Что может способствовать этому? Что необходимо предпринять, чтобы сделать учение увлекательным, а каждый урок продуктивным?

        В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества.

Сотрудничество - это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе процесса и результатов учебной деятельности.

  Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, - демократический: не запрещать, а направлять; не управлять, но соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а реализовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

 Урок условно делится  на 5 этапов: "разминка", “контрольно-подготовительный”,  “вызов", "со-творчество", "рефлексия". На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, которые способны активизировать, соединять усилия  учеников в процессе познания.

                Начало урока, разминка.

          Первый этап урока предполагает своеобразный «разогрев» учебной группы,

настрой на совместную учебную деятельность. Обязательное условие – связь с темой урока.      

Некоторые педагогические приемы данного этапа.

•        Интеллектуальная разминка-это “пятиминутки” для развития сообразитель-

      ности. В течение нескольких минут нужно решить задачу, ответить на воп-

      рос кратко, точно, с необходимым пояснением.

      •        Игра «Да-нетка» - учитель загадывает нечто (часть речи, член предложения,  

            грамматический термин и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая

            вопросы, на которые учитель отвечает только словами “да” или “нет”,

            “и да и нет”.

  • “Отсроченная отгадка” - в начале урока учитель предлагает учащимся задачу, решение которой будет раскрыто в ходе работы над новой темой,

  • “Удивляй!” - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
  • «Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.
  • «Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.
  • Опрос по цепочке - рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

•        Программируемый вопрос - ученик выбирает один верный ответ из нескольких  предложенных ( опрос проводится устно).

                         Постановка учебной цели, создание ситуации “вызова”.

         На этом этапе работы учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих   учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту.

  • «Цель и цели» - учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности.
  • «Знаю - не знаю» - каждый учащийся определяет, что он уже знает но теме, чего не знает, что хочет узнать.
  • «Вопрос к тексту» - перед изучением нового материала ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

Сотворчество.

         Предполагает соединение воедино усилий всех участников учебного процесса.

 Предлагаемые приемы:

  • «Театрализация» - разыгрывается сценка на учебную тему.
  • Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В нем записываются основные понятия, о которых идет речь, с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связываются между собой рассматриваемые понятия.
  • Фантастическая добавка - учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
  • Деловая игра - моделирует реальную производственную, научную  «взрослую» деятельность и может воплощаться на уроке в самых неожиданных вариантах.
  • Проблемный диалог – предполагает  поиск самими учащимися новых способов решения, выбор новых материалов, нужных для решения. Учитель выполняет роль помощника.

        Этап "сотворчество" - самый главный: необходимо поддерживать активность, интерес учащихся, совместно решать задачи урока, чтобы потом всю информацию по проблеме собрать в совокупное знание. Я не управляю, а только организовываю, координирую деятельность учащихся и только в конце урока могу подвести итоги. Главное - гибкое конструирование информации, учебного материала, что способствует развитию таких качеств во взаимоотношениях, как соучастие, сопереживание, соуправление, сотворчество.

         Рефлексивный этап урока - это осмысление результатов своего труда, общая оценка урока, оценки индивидуальные. Как можно увидеть эти результаты? В чем они могут проявиться?

   Предлагаемые приемы.

  • Опрос-итог - в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие ученика к рефлексии урока.
  • Отсроченная отгадка - необходимо не забыть возвратиться к вопросу, поставленному перед учащимися в начале урока .

Еще одним из принципов технологии встречных усилий является свободный выбор разноуровневых домашних заданий: I -ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й - задание творческого характера.

          Учебная дискуссия важна, так как формирует навыки сотрудничества, благотворно влияет на самоощущение, самооценки особенно застенчивых ребят. От работы в паре, триаде легче перейти к другим нестандартным формам учебной работы. Это уроки-конференции, уроки типа КВН, учебные встречи и др.

         Обучение и общение... Они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться!

         Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения.  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...

Технология встречных усилий – технология сотрудничества

Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее «дуэли». Это поиск контакта – тесного и органичного…Е.Н. Ильин...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

Педагогические приёмы технологии встречных усилий

Педагогические приёмы технологии  встречных усилий...

Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе

Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...

Выступление на заседании педсовета в 2015 году на тему « Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий "

Формирование ключевых компетенций  младших школьников с использованием новых педагогичеких технологий....