Доводящая карточка как средство формирования УУД.
статья

Зиборова Ирина Анатольевна

В статье приведены способы работы с доводящей карточкой на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dovodyashchaya_kartochka_ziborova.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ДОВОДЯЩАЯ КАРТОЧКА КАК СРЕДСТВО  ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Зиборова Ирина Анатольевна

г. Ачинск   МБОУ «Школа №15», учитель начальных классов

Аннотация: Одним из средств, способствующих повышению качества предметных знаний и обеспечивающих эффективность процесса формирования надпредметных умений учащихся, является доводящая карточка. Вариативность содержания и способов использования доводящей карточки на уроке  позволяет учителю повысить качество обучения.

          В статье сделан акцент на описание  механизма создания различных по структуре и назначению  доводящих карточек и на опыте их  применения на уроке в начальной школе.

            Выполнение современных требований ФГОС НОО  к  результатам обучения побуждает учителя к поиску новых средств и методик, которые  смогли бы обеспечить высокое качество предметных знаний и умений  и обеспечить эффективность процесса формирования надпредметных умений у учащихся. Одним из таких средств является доводящая карточка. При организации учебных занятий   часто используются разнообразные карточки с разными назначениями. Например, так называемые «карточки-задания», с помощью которых проверяется   уровень освоения учениками определенной темы, или «карточки-помощницы»- для подсказки ученику алгоритма действий. Подобные карточки являются как бы «представителями» учителя при самостоятельной работе ученика. Такими являются и так называемые «доводящие карточки». Их отличие заключается в том, что они используются не для проверки уровня усвоения учениками излагаемой темы, а для обеспечения понимания этой темы.

            «Доводящие карточки – это набор таких вопросов и заданий, которые «доводят» ученика до понимания темы. Отвечая на вопросы и выполняя задания, ученик приходит к правильному пониманию учебного содержания.  По другому говоря, доводящая карточка организует процесс понимания, управляя мышлением ученика».[1, с.19] Таким образом, доводящая  карточка  предназначена для организации понимания учебного материала или текста, а также для  припоминания и закрепления уже изученного.  Структура доводящей карточки и вариативность её наполнения  позволяет учителю использовать её  на разных по типу уроках, а также практически на любом этапе урока  в зависимости от задач, которые учитель предполагает решить.  Работая с доводящей карточкой, школьник в результате должен понять какое-то правило (понятие, определение и т.д.). Необходимо создать такие условия, при которых школьник вынужден был действовать сам и у него бы получалось.  Особое устройство карточки — определенная последовательность вопросов и заданий, их доступность  — обеспечивает требуемые условия. В результате в сознании школьника протекают определенные мыслительные операции, которые способствуют не только пониманию и присвоению новых знаний, но и  овладение приёмами  усвоения новых знаний, т.е. познавательными умениями, а именно:

  • овладение основами осмысленного чтения;
  • применение правила к ситуации в практике;
  • воспроизведение по памяти необходимой информации;
  • структурирование  информации, составление плана;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  •  овладение операциями анализа, синтеза, обобщения,  классификации и др.

          Организуя работу с доводящей карточкой, учитель обеспечивает включённость каждого учащегося в учебную деятельность. «Включённость-это не результативность и не успешность(хотя и условие того и другого). Это учебные действия ученика в соответствии с логикой и содержанием учебного процесса»[2, с.1].  Применяя разноуровневые доводящие карточки на этапе осмысления и закрепления, учитель имеет возможность  подобрать для каждого учащегося задание по его силам: слабоуспевающему предложить  «карточку-помощницу» с подробным алгоритмом действий и задания, соответствующие уровню стандарта; ученику, уже освоившему способ действия и данный материал, задания повышенного уровня сложности. Таким образом, работа с доводящей карточкой  направлена на достижение планируемых результатов урока, а это и есть «исходный критерий эффективности любого урока: в научении чему-то определённому всех и, безусловно, каждого». [3, с.65]

        Для формирования коммуникативных УУД необходимо систематически включать учащихся в соответствующие образовательные ситуации, в которых ребёнок должен проявить и своё умение слушать, формулировать вопросы, работать в паре на основе заданных правил взаимодействия, допускать разные мнения и стремиться к пониманию различных позиций, обосновывать свою точку зрения, договариваться и т.д. Работа с доводящей карточкой в полной мере отвечает критериям такой образовательной ситуации. Парная работа при выполнении многих заданий доводящей карточки   является практически  обязательной. Учитель в карточке предоставляет детям опоры для коммуникаций в виде вопросов, клише, памяток, плана действий  и др. В парах дети проверяют друг друга, выполняют задания, отвечают на вопросы, вставляют пропущенные слова в определения и схемы, но самое главное, что они таким образом осваивают предметное содержание и приобретают умения коммуникации. «Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Умение правильно воспринимать информацию и  сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся» [4, с.65]

       В   структуре  доводящей карточки для начальных классов  условно  можно выделить несколько частей:

1. Теоретическая часть. В этой части содержится необходимый учебный материал, который необходимо понять учащемуся. Текст, содержащийся в первой части, обеспечивает протекание  процесса понимания, знакомство с ним должно обеспечить присвоение учащимся новых знаний. В данной части могут содержаться схемы, формулы, правила, определения, которые «доведут» учащегося до понимания учебного материала, поэтому этот текст должен быть посилен до понимания, содержать главные элементы содержания учебной темы. Работу с данным текстом можно проводить  не только на уроке изучения нового материала, но и уроке закрепления для того, чтобы осуществить припоминание необходимых  теоретических знаний.  

Пример №1.

                Карточки-задания   по теме: «Существительные одушевлённые и неодушевлённые». Составитель: Зиборова И. А. МБОУ «Школа №15»

Теория 1

Речевые  клише  1

Задания – уровень стандарта  1

Прототипы заданий 1

Прочитай текст:

     Имена существительные делятся на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Неодушевленные существительные 

являются названиями неживых объектов – предметов, явлений действительности, растений, небесных светил. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос – Что?

Примеры неодушевленных существительных: лодка, море, дуб, ромашка, Марс, Юпитер.

К одушевленным существительным относятся слова, обозначающие названия живых существ (людей, профессий, животных, литературных персонажей, игрушек). Одушевленные существительные отвечают на вопрос – Кто?

Примеры одушевленных существительных: сестра, мальчик, учительница, плотник, цыпленок, лошадь, русалка, Кощей,

Закончи предложения

1) Различают 2 группы

имён существительных: одушевлённые и ……..

2) Неодушевлённые существительные являются названиями ………    …………… и отвечают на вопрос …. ?

Приведи примеры неодушевлённых существительных :

3) Одушевлённые существительные обозначают  названия ………    …………… и отвечают на вопрос …. ?

Приведи примеры одушевлённых существительных :

1)Прочитай слова:

    Кот, пень, собака, автомобиль, пирог, человек, девочка, тетрадь.

Раздели слова на 2 группы:

Одушевлённые

существительные

Неодушевлённые

существительные

2)  Выбери и Запиши только одушевлённые имена существительные :

Конь, загадка, одуванчик, машинист, капитан, тепловоз, теплоход, подснежник, вагон,

Придумай по 5 существительных каждого вида:

1)одушевлённые:

…………………

2) неодушевлённые:

…………………..

2) Найди в каждой строчке лишнее существительное:

А) галерея, аллея, берёза, осина, медвежонок, ясень, малина.

Б) Буратино, Земля, Кощей, Снегурочка, Дед Мороз

      Обычно работа с первой частью «доводящей карточки»  начинается  с краткой инструкции, когда учитель предлагает детям самостоятельно поработать с текстом  левой колонки и выяснить о чём говорится в тексте этой части карточки. Каждый ученик в своём темпе читает текст, пытается выделить главное. В данный момент работа с доводящей карточкой становится средством индивидуализации обучения. После знакомства с текстом карточки ребёнок каким- либо сигналом(поднимает руку, садится правильно и т.п.) показывает учителю, что он изучил текст карточки и готов работать дальше: он может самостоятельно подготовить ответы на вопросы 2-ой части карточки, а может ждать готовности остальных учащихся класса – это зависит от той установки, которую даёт учитель перед работой с карточкой.

2. Вопросная  часть карточки. Эта часть карточки составляется так, чтобы внимание ученика было сконцентрировано на определённых моментах текста учебной карточки, самых  важных  в изучаемой теме. Для этой части карточки характерно использование речевых клише, схем с пропущенными словами, вопросов, которые направлены на уяснение учебного содержания темы.  

           После самостоятельной работы с текстом, у ребёнка  практически всегда остаётся  2-3 минуты, чтобы проверить себя  и обратиться ко второй части для самопроверки и уточнения понимания.  Но всю последующую  работу со второй частью карточки обычно организую в паре или группе. Дети по очереди в паре работают с вопросами этой части карточки  или дополняют содержание речевого клише. Возможно использование на этом этапе и карточек с ответами. Иногда провожу  фронтальную проверку понимания  учебного текста, но, обычно, это делаю после работы в парах. Работа в парах проходит по определённому алгоритму(обычно работаем по алгоритму на этапе при ознакомлении со способом работы в паре в 1-2 классе):

Алгоритм для работы в паре.  

1. Сядьте так, чтобы было удобно работать в паре.

2. Прочитайте первое предложение, пример или вопрос.

3. Подождите, пока ваш партнёр  ответит на вопрос.

4. Обсудите  ответ на вопрос. Проверьте правильность ответа и решения, если есть ошибка, укажите на неё, помогите исправить.

5. После выполнения задания  вашей карточки поменяйтесь ролями.

6. После выполнения всех заданий поблагодарите друг друга за работу.

        После того как алгоритм работы в паре будет достаточно отработан, инструкцию по способу работы в паре можно сократить до минимума. Выполняя задания совместно, учащиеся имеют возможность проговорить учебный материал, уточнить или скорректировать своё понимание, выполняют все свои действия под контролем товарища. Завершается эта работа фронтальной проверкой и уточнением понимания  всех учащихся класса. В зависимости от сложности учебного материала и уровня готовности класса, фронтальную проверку этой части можно расширить или, наоборот, опустить.

3. Практическая часть.  В данной части карточки предлагаются учебные задания, которые необходимо выполнить для практического  закрепления полученных знаний. Возможно, что эти задания будут различаться уровнем сложности(уровень стандарта, повышенный уровень сложности).

        На данном этапе  также возможна как фронтальная работа с заданиями карточки, так и парная с поочерёдной сменой позиций тренера и тренирующегося, проверяющего и проверяемого. Необходимо регулярно проводить рефлексию работы в паре: фронтальную(Как взаимодействовали ? Какие способы использовали ? Какого результата достигли?) и личностную(Что я делал? Как я действовал ? Чему научился ? Какого результата достиг ?)

Пример 2.

Задачи на тему: «Работа. Производительность».

 Составитель: Зиборова И.А. МБОУ «Школа №15»

Теория

Речевые клише

Задания – уровень стандарта

Прототипы заданий

Прочитай текст:

Производительность(П)- это работа, выполненная за единицу времени. Производительность может выражаться, например, в количестве деталей, сделанных за час.

Работа(Р)-это общее  количество деталей или  предметов, сделанных за период времени(t).

Для нахождения величин

(П, Р, t) используют формулы:

Р=П× t     П=Р: t   t=Р:П

Закончи предложения

1.Производительность-это работа, выполненная за ……. времени.

2.Единица времени- это 1ч , 1 мин. ……..

3.Работа – это  ….количество  деталей, выполненных за  ……..

4. Чтобы найти всю работу(Р) надо  …….. умножить на ……….

5. Чтобы найти время, затраченное на изготовление, надо …… разделить на ………

6. Чтобы найти производительность (П) нужно всю работу разделить на ……

Вычисли по формуле:

1.Мастер изготавливает за 1 час 17 деталей. Сколько деталей мастер изготовит за 6 -часовой рабочий день?

Решение задания выполню по формуле

Решение:

Р=П× t

2.Столяр за 8часов работы отремонтировал 24 стула. Какова производительность труда столяра за 1 час? Решение задания выполню по формуле

П=Р: t

Решение:

Вычисли

1) В заводском цеху работает конвейер по разливу фруктового сока в пакеты. Конвейер  работал 7 часов и упаковывал по 70 пакетов в час. Сколько пакетов упаковал конвейер за смену?

Решение:

2)Два столяра, работая с одинаковой производительностью труда, отремонтировали всего 48 стульев. Один столяр работал 7 дней, а другой – 5 дней. С какой производительностью работал каждый столяр?

         

       Приведу пример работы  с доводящей карточкой  на уроке по теме: «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на   З//С» (Русский язык. 3 класс. Программа «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой. Автор учебника  С.В.Иванов. 1 урок в теме)

Этап изучения нового материала.

1. Самостоятельная работа с  доводящей карточкой( 1 часть) в течение 3-5минут.

2. Работа в парах(2 часть). Обсуждение, вставляем пропущенные слова в правило. Проговариваем правило друг другу в паре.

3.Фонтальная проверка  понимания изученного с помощью вопросов:

а)Когда пишутся приставки  ис-, рас-, бес-? Приведите примеры.

б)Когда пишутся приставки  из-, раз-, без-? Приведите примеры.

в) Как правильно написать слова  «безжалостный», «беспокойный» ? Объясните свой ответ.

г)Составление алгоритма работы по правилу.

4. Работа с заданиями  карточки(3 часть). Первое задание выполняем  в паре с поочерёдным объяснением написания по алгоритму  и последующей проверкой по слайду с ответами. Самооценка работы. Второе задание:  если понял материал и хорошо в нём разобрался(не было ошибок в задании №1), то самостоятельно; для тех, кто выполнил с ошибками- фронтальная работа с объяснением написания своего примера слова по алгоритму.

Карточка №1. «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на   З//С»

Теория

Работа в парах.

Задания:

  1. Прочитай текст:

 В  русском  языке встречаются приставки  без-//бес;  из-// ис;  раз//рас;

Как же различать написание приставок и выбрать правильное?

Если корень слова начинается с глухого согласного, то пишутся приставки:

ис-; рас-; бес-

Если корень слова начинается со звонкого согласного, тогда пишутся приставки  без-; из-; раз-

Закончи предложения

Если корень слова начинается со ______ _____, то пишутся приставки  без-; из-; раз-;

Если корень слова начинается с глухого согласного, то пишутся приставки ___  ___ ___

1.Спиши, вставляя нужную букву:

Бе_ шумный, ра_дать,  и_править, бе_жалостный, бе_дельник, ра_сказ,  бе_опасный, ра_писание, бе_облачный.

2.Составь слова с данными приставками:

БЕЗ-     БЕС    РАЗ-   РАС-      ИЗ-     ИС-  

    На втором уроке  изучения этой темы карточка использовалась для припоминания учебного материала.

     В конце изучения данной темы была проведена проверочная работа(словарный диктант), где были использованы слова с указанными приставками. Результаты этого диктанта приведены в таблице:

Количество

детей, выполняющих диктант

Работа выполнена без ошибок

Допущена

1 ошибка в диктанте

Допущено 2 ошибки в диктанте

Допущено

 3 ошибки

Допущено 4 и более ошибок

28 (100 %)

7 чел.(25 %)

7 чел(25%)

10 чел.(36 %)

4 чел.(14 %)

0(0%)

    Из результатов видно, что большинство детей справились с заданием достаточно хорошо, так как допустили не более 2 ошибок в 15 словах. Нужно сказать, что указанная тема  достаточно сложная для понимания третьеклассников, так как требует постоянного обращения к алгоритму выбора написания согласного в приставке и проверке.

          Таким образом, работа с доводящей  карточкой способствует формированию таких познавательных умений, как поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение и анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, синтез как самостоятельное достраивание недостающих компонентов и др. В результате в сознании школьника протекают определенные мыслительные операции, которые способствуют  не только пониманию и усвоению знаний, но и усвоению самих приемов усвоения.  
          Работа с доводящей карточкой в паре обеспечивают формирование таких коммуникативных умений, как владение монологической и диалогической формами речи, сотрудничество в решении учебной проблемы, выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации и др.  

            Организуя работу с доводящими  карточками со 2 класса, я заметила, что дети стали более открыто выражать свои мысли в ответах, активнее строить доказательные высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Работа в системе с доводящими карточками помогает учителю не только обеспечить понимание учебного материала детьми, но и способствует формированию метапредметных  умений и двигаться в сторону повышения качества обучения.

           В статье использованы материалы  работы  проблемной группы  учителей начальных классов г. Ачинска( рук. Мозина Е.В., научный руководитель   И.Г. Литвинская)  и материалы школьной проблемной группы  учителей начальных классов по использованию  оргдиалога  МБОУ «Школа №15» г. Ачинска.

         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов

презентация на тему "Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов...

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников...

Доводящая карточка по теме "Глагол"

Доводящая карточка по теме "Глагол"...

Доводящая карточка на уроках русского языка в начальной школе

Доводящая карточка на уроках русского языка в начальной школе...

Виды доводящих карточек

Виды доводящих карточек, которые можно использовать на уроках в начальной школе...

Методика " доводящей" карточки

С целью повышения мотивации на учебных занятиях можно использовать такой элемент коллективного способа обучения как «Доводящие карточки».  Используя методику доводящих карто...