Методика " доводящей" карточки
методическая разработка

Головкина Тамара Владимировна

С целью повышения мотивации на учебных занятиях можно использовать такой элемент коллективного способа обучения как «Доводящие карточки».  Используя методику доводящих карточек,  мы формируем

Коммуникативные УУД:

1) учатся слушать и понимать других;

2) учатся строить речевое высказывание;

3) учатся оформлять свои мысли в устной форме;

4) учатся работать в паре.

Регулятивные:

- умение структурировать информацию

Коммуникативные:

 - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

-  учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-  учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_dovodyashchih_kartochek.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Методика «Доводящей карточки»

С целью повышения мотивации на учебных занятиях можно использовать такой элемент коллективного способа обучения как «Доводящие карточки».

«Доводящие карточки» являются «представителями» учителя при самостоятельной работе ученика. 

Методика «Доводящей карточки» предназначена для организации понимания учащимися учебного текста.

Цель методики «ДК» - концентрировать внимание ученика на определённом учебном материале.

Структура  «Доводящей карточки»

Карточка состоит из двух частей.

Первая часть содержит то, что необходимо понять учащемуся. Это может быть  какое-либо определение.

 Вторая часть - взаимосвязанные между собой вопросы и задания, приводящие к пониманию первой части.

Вопросы и задания должны быть такими, на которые ученик потенциально может ответить, и которые в комплексе помогают ему понять данный в первой части карточки фрагмент учебного материала.

Вторая часть карточки  состоит из четырех групп вопросов:

1 группа – вопросы, «включающие» мышление ученика, «подводящие» к теме. Вопросы  данной группы задают, очерчивают, ограничивают ту область, к которой относится понимаемый материал (Например: что такое слово? какие части речи ты знаешь?)

     2 группа – вопросы, «вводящие» в тему, обращают внимание учащегося на важные для понимания смысла первой части карточки, слова и словосочетания.

          3 группа – вопросы, развивающие тему, доводящие до ее понимания.

4 группа – вопросы, закрепляющие понимание .

При помощи доводящей карточки можно:

Во-первых, организовать самостоятельное изучение темы учащимися согласно их индивидуальным образовательным маршрутам.

 Во-вторых, их можно использовать для организации коллективных учебных занятий, когда разным ученикам даются разные по темам карточки. Тот ученик, который изучил свою тему, проверяется у учителя. Для изучения другой темы он работает с тем учеником, который  уже освоил её и проверился у учителя, и играет для этого ученика роль проверяющего учителя. А  сам обучает его своей теме по своей доводящей карточке. Так ученики меняют напарников, пока не освоят все темы раздела.

В-третьих, доводящую карточку можно прорабатывать в паре, вдвоем обсуждая ответы на вопросы.

 В- четвертых, по доводящей карточке можно организовать объяснение нового материала фронтально, когда каждый учащийся получает доводящую карточку, а учитель ведет беседу,  при этом учащиеся вслух отвечают на вопросы карточки и имеют возможность свои ответы соотнести с ответами других.

 В-пятых, по доводящей карточке можно организовать повторение материала при выполнении заданий следующих разделов. Доводящие  карточки по разделу также можно применить для организации закрепления и систематизации материала: на группу дается карточка с одним из понятий раздела, и группа готовится к выступлению, во время которого представляет другим группам, что это за понятие, из чего оно состоит, откуда берется,  для чего нужно и как оно соотносится с другими понятиями раздела («вписывается» в систему понятий).

Доводящая карточка может  использоваться  для организации работы со всем классом при объяснении нового материала.  Также доводящие карточки можно давать слабым детям  для изучения дома. А поскольку ребёнок познакомится с новым материалом дома, он становится более активным во время обсуждения на уроке, закрепляя в себе чувство успеха, что особенно важно для слабых детей.

При изучении нового материала все учащиеся получают одинаковые доводящие карточки, позволяющие понять какой-то основной момент нового материала, и минут 5-8 работают в парах постоянного состава. Такая организация работы способствует развитию речи учащихся, поскольку, изучая карточку, детям приходится формулировать ответы на вопросы, отстаивать свою точку зрения, выражая свои мысли в устной форме. Затем организуется общее обсуждение.

Использование доводящих карточек на учебных занятиях  требует огромной предварительной и детально продуманной работы учителя, в результате чего, у ребят развивается самостоятельность, самооценка собственных знаний, умение корректно отстаивать своё мнение.

Доводящая карточка по теме: «Имя прилагательное».

Теория

Речевые клише

Задания – уровень стандарта

Прочитай текст:

    Имя прилагательное – часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? 

    Имена прилагательные  изменяются по родам, числам и падежам(имеют ту же форму, что и имена существительные от которых они зависят).

    В предложении имена прилагательные чаще всего бывают определениями.

   

Вставь пропущенные слова в предложения:

  Имя прилагательное – это ________  ____,

которая называет ______     __________ ,

отвечает на вопросы _____?  ______? ___ ?

_____ ?  _____ ?  _____ ?

Имена прилагательные изменяются по

________ , _________ и ____________ .

Имена прилагательные зависят от ______

В предложении имена прилагательные ___________________ .  

  1. Спиши предложения. Подчеркни  имена прилагательные как члены предложения. Соедини               имя прилагательное и существительное с которым оно связано:

I вариант. Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок выпорхнул из родного гнезда и запел серебристую песенку.

II вариант. Заяц пробежал по росистому лугу за сочной травой. В зелёной воде плавали прозрачные рыбки.

 

Карточки-задания   по теме: «Существительные одушевлённые и неодушевлённые».

Теория 1

Речевые  клише  1

Задания – уровень стандарта  1

Прототипы заданий 1

Прочитай текст:

     Имена существительные делятся на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Неодушевленные существительные 

являются названиями неживых объектов – предметов, явлений действительности, растений, небесных светил. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос – Что?

Примеры неодушевленных существительных: лодка, море, дуб, ромашка, Марс, Юпитер.

К одушевленным существительным относятся слова, обозначающие названия живых существ (людей, профессий, животных, литературных персонажей, игрушек). Одушевленные существительные отвечают на вопрос – Кто?

Примеры одушевленных существительных: сестра, мальчик, учительница, плотник, цыпленок, лошадь, русалка, Кощей,

Закончи предложения

1) Различают 2 группы

имён существительных: одушевлённые и ……..

2) Неодушевлённые существительные являются названиями ………    …………… и отвечают на вопрос …. ?

Приведи примеры неодушевлённых существительных :

3) Одушевлённые существительные обозначают  названия ………    …………… и отвечают на вопрос …. ?

Приведи примеры одушевлённых существительных :

1)Прочитай слова:

  Кот, пень, собака, автомобиль, пирог, человек, девочка, тетрадь.

Раздели слова на 2 группы:

одушевлённые

существительные

неодушевлённые существительные

2)  Выбери и запиши только одушевлённые имена существительные :

Конь, загадка, одуванчик, машинист, капитан, тепловоз, теплоход, подснежник, вагон,

Придумай по 5 существительных каждого вида:

1)одушевлённые:

…………………

2) неодушевлённые:

…………………..

2) Найди в каждой строчке лишнее существительное:

А) галерея, аллея, берёза, осина, медвежонок, ясень, малина.

Б) Буратино, Земля, Кощей, Снегурочка, Дед Мороз

И. А. Крылов «Чиж и Голубь»

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

“Что случилось с Чижом?

Захлопнула злодейка-западня

Как отнесся Голубь к беде Чижа?

 Издевался

А что произошло с Голубем?

Запутался в силок

Как вел себя Голубь по отношению к Чижу?”.

 “Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

 

 

Евгений Андреевич Пермяк «Самое страшное»

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему не страшно было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!

Карточка №1.

Вопрос

Ответ

1.Каким мальчиком рос Вова?

(Крепким и сильным)

2. Почему все боялись его?

(Он всех бил)

3. Как он относился к взрослым?

(Не уважал. Взрослым рожи строил)

4. Почему бабушка обиделась на Вову?

(Он грубил своей бабушке)

5.Почему Вова остался один?

(потому что он всех обижал)

Карточка №2.

Вопрос

Ответ

1. Как относился Вова к своим друзьям?

(Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял)

2. Чем гордился Вова?

(никого не боялся Вова, ничего ему страшно не было)

3. Почему собака Пушок, кот Мурзей и ёжик убежали от него?

(Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею на хвост наступал. Колючего ежика под шкаф загонял )

4. Кто остался с Вовой?

(никто)

5.Что было самым страшным для Вовы?

(Остаться одному)

Задачи на тему: «Работа. Производительность».

 

Теория

Речевые клише

Задания – уровень стандарта

Прототипы заданий

Прочитай текст:

Производительность(П)- это работа, выполненная за единицу времени. Производительность может выражаться, например, в количестве деталей, сделанных за час.

Работа(Р)-это общее  количество деталей или  предметов, сделанных за период времени(t).

Для нахождения величин

(П, Р, t) используют формулы:

Р=П× t     П=Р: t   t=Р:П

Закончи предложения

1.Производительность-это работа, выполненная за ……. времени.

2.Единица времени- это 1ч , 1 мин. ……..

3.Работа – это  ….количество  деталей, выполненных за  ……..

4. Чтобы найти всю работу(Р) надо  …….. умножить на ……….

5. Чтобы найти время, затраченное на изготовление, надо …… разделить на ………

6. Чтобы найти производительность (П) нужно всю работу разделить на ……

Вычисли по формуле:

1.Мастер изготавливает за 1 час 17 деталей. Сколько деталей мастер изготовит за 6 -часовой рабочий день?

Решение задания выполню по формуле

Решение:

Р=П× t

2.Столяр за 8часов работы отремонтировал 24 стула. Какова производительность труда столяра за 1 час? Решение задания выполню по формуле

П=Р: t

Решение:

Вычисли

1) В заводском цеху работает конвейер по разливу фруктового сока в пакеты. Конвейер  работал 7 часов и упаковывал по 70 пакетов в час. Сколько пакетов упаковал конвейер за смену?

Решение:

2)Два столяра, работая с одинаковой производительностью труда, отремонтировали всего 48 стульев. Один столяр работал 7 дней, а другой – 5 дней. С какой производительностью работал каждый столяр?

Используя методику доводящих карточек,  мы формируем

Коммуникативные УУД:

1) учатся слушать и понимать других;

2) учатся строить речевое высказывание;

3) учатся оформлять свои мысли в устной форме;

4) учатся работать в паре.

Регулятивные: 

- умение структурировать информацию

Коммуникативные:

 - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

-  учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-  учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)

Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД...

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...

Оптимизированный вариант известных методик по развитию устойчивых каллиграфических навыков.Методики Потаповой Е.Н, Безруких М.М.и Илюхиной И.А.

Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитани...