Оптимизированный вариант известных методик по развитию устойчивых каллиграфических навыков.Методики Потаповой Е.Н, Безруких М.М.и Илюхиной И.А.
статья на тему

Суманева Вера Васильевна

Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, бережливости, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_attestatsii_kallirafiya.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Оптимизированный вариант известных методик по развитию устойчивых каллиграфических навыков .

 

             «Технология обучения» Потаповой Е.Н.

              «Тактированное письмо» Безруких М.М.

              «Письмо с секретом» Илюхиной И.А.

   Цели:

     -поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с использованием известных методик развивающего обучения;

   -создать необходимые условия для формирования каллиграфического навыка; и подобрать эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка;

  -научить  владению устойчивыми каллиграфическими  навыками с  учётом психофизиологических особенностей развития обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР)

                               

Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.

Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, бережливости, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.

Девиз моей работы и моих обучающихся воспитанников :

«Красиво писать – людей уважать»

Причины распространенности у детей с ОВЗ (ЗПР) затруднений  в овладении письмом и возникновения стойкого нарушения письма множественны, и, как правило, они сочетаются друг с другом. В качестве «пусковой» причины можно выделить недостаточную физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность детей младшего школьного возраста к овладению сложным произвольным навыком письма.

Изучая различные методики, пособия по обучению навыков письма, я взяла за основу те методики, которые подходят детям с ОВЗ (ЗПР).

Это:

 ---«Технология обучения»  Потаповой Е.Н.  

 ---«Тактированное письмо» Безруких М.М.,

 ---  «Письмо с секретом" Илюхиной  В.А..

На ранних этапах своей педагогической работы с обучающимися воспитанниками с  ОВЗ  (ЗПР) я заметила, что при написании букв, особенно со сложными элементами (б, в, д, з, у, ц, щ ...) дети испытывают трудность, нервничают, плачут. Причина всему этому – слабые мышцы пальцев и , поэтому рука быстро устаёт. Значит, для написания букв у них не хватает мускульной натренированности. Вот тогда я обратилась к методике Е. Н. Потаповой «Радость познания». Изучив,я стала применять её на своих уроках с учётом особенностей детей ОВЗ (ЗПР).

Обучение письму  условно разделено на три этапа:

Первый этап – развитие мускульной памяти;

 Второй этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв.

Третий этап – письмо букв с помощью трафарета.

Все эти этапы между собой связаны.

Первый этап обучения письму – развитие мускульной памяти

Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.

По данным наблюдений учёных известно, что мускульная память у детей

С ОВЗ очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии

 проводится тогда, когда все дефекты уже утвердились, и физиологический

период работы мускульной памяти уже миновал .(Пример: буква у).

    -Что же в этом случае может помочь?

Это те упражнения, которые способствуют развитию мелких мышц пальцев и кисти руки. Поэтому на первом этапе обучения письму отводится особое место такому виду работы как штриховка. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти рук ребёнка. При штриховке развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности.

Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до конца периода обучения грамоте .

В начале для штриховки лучше всего использовать трафареты с геометрическими фигурами т. к. некоторые фигуры трафарета им уже знакомы. При работе с трафаретами геометрических фигур, дети сначала обводят те фигуры, которые знают. Здесь они настолько увлекаются работой, что обводят не только знакомые, но и незнакомые фигуры. После того, как обучающиеся воспитанники научатся обводить, начинается процесс обучения штриховке. Здесь отрабатываются такие штрихи: как параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево).

Расстояние между отрезками (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. Первоначально направление отрезка, т. е. откуда и куда надо рисовать, я показываю сама, а потом указывают дети сами (рисуя стрелку).

После того, как учащиеся научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (изображения животных). Дети обводят их, составляют различные композиции (конечно, сначала с учителем), потом самостоятельно в зависимости от индивидуальных способностей.

Постепенно учащиеся переходят от штриховки параллельными отрезками на волнистые, круговые линии, полуовалы, петли. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления. Постепенно дети начинают составлять свои рисунки. Здесь необходимо постоянно напоминать о правилах штриховки. Хорошо использовать в это время музыку или прослушивание сказок, чтобы урок проходил более интересным и весёлым.

Со второго полугодия хорошо использовать альбомы для раскрашивания, к этому времени дети уже знают многие буквы и в свою штриховку могут включать элементы букв. В это время можно уже работать цветными карандашами, фломастерами.

Таким образом, обладая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, которой нет даже в более старшем возрасте.

Штриховка - это не только развитие мускульной памяти. На уроках решается и другая не менее важная задача - развитие речи ребёнка, обогащение его словарного запаса.

Используя трафареты геометрических фигур и лекала животных (предметов) можно составлять композиции на разные темы: это и по сказкам,

и по произведениям разных писателей.

Второй этап обучения письму -- закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв.

Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев), т.е.  создание в памяти ребёнка образа (заглавной) прописной и строчной буквы и их соединение.

Понятию и образу буквы я решила учить через осязание, т. е. ощупывание букв из наждачной бумаги в направление письма. Через метод ощупывания буквы в памяти у ребёнка формируется образ буквы, её модель, которую он будет писать.

Для каждого ученика я изготовила из наждачной бумаги (не очень жёсткой, чтобы дети не оцарапали подушечки пальцев) буквы (заглавные и строчные) и наклеила их на картон, можно эти буквы сделать из бархатной бумаги, если нет наждачной.

С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.

–  Как учащиеся работают с наклеенными буквами?

Указательным пальцем правой руки (в дальнейшем дети могут работать и другими пальцами) ученик ощупывает буквы (буквы на картоне две : заглавная и строчная) в направлении письма. Двигаясь пальцем по буквам, ребёнок как бы ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различия, элементы букв, направление письма.

В этом ученику большую помощь оказывает материал, из которого изготовлены буквы (шероховатая поверхность буквы действуют как раздражитель на нервные окончания указательного пальца). Хорошо использовать при ощупывании буквы и музыкальное сопровождение, это усиливает запоминание.

Например: при знакомстве с буквой Ш ш можно использовать песню Красной Шапочки, при ощупывании буквы мы как бы повторяем путь Красной Шапочки и бабушки.

Дети охотно подсказывают надо идти вниз, вверх, по тропинке, а потом снова вниз, вверх, вниз.      

Прочному запоминанию буквы способствуют игровые моменты. Пример: «Угадай букву». Дети закрывают глазки, находят начало буквы и угадывают её. Работают в паре (здесь они играют друг с другом) проверяют, как пальчик «ходит» по буквам.

В процессе этого (ощупывания, начертания, обводка буквы) идёт не только тренировка детской руки, но и что самое главное развитие мышления. Обводя, ощупывая букву, ребёнок уже «пишет» её.

Третий этап обучения письму :  закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками - кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова ( письмо букв с помощью трафарета.)

В течение этого времени закладываются навыки, отработанные на первых двух этапах. С помощью трафарета букв у детей вырабатываются правильный наклон букв и закрепляются приобретённые навыки: направление письма, написание буквы, её элементов. Если нет трафарета, его можно заменить вкладышем -это лист бумаги, на котором тушью, фломастером написаны буквы, можно использовать слоги, слова и т.д. Подкладывая   вкладыш  под   страницу,   ученик   обводит  буквы,   слоги, соблюдая при этом наклон букв на правильное направление письма.

Очень хорошей тренировкой для запоминания формы буквы может быть

игра со шнуром или толстой нитью. Задание может быть таким: разложи

шнурок так, чтобы получилась буква.

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Все эти правила очень подробно написаны в книге  М. М. Безруких «Обучение письму».

Группа учёных и педагогов под руководством Безруких М.М. в своих  экспериментальных работах доказала, учитывая психологические и физиологические данные детей, доказала необходимость отрывного письма и их элементов.

Обучая детей письму, я  использую  методику М.М.Безруких  «Тактированное письмо » , так как считаю, что её методика эффективна для наших детей.

Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у обучающихся воспитанников, имеющих особенности двигательной сферы.

Обучение письму  условно разделено на три этапа:

---Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.

---На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением

Например: МАК, РАК,  ЛАК;   СОМ, МОХ, РОМ  

                     КОЗА,  РОЗА, ВАЗА

---Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов.

Тактированное письмо М.М.Безруких – ритмичный (тактический) приём  , то есть – письмо под счёт даёт положительные результаты в обучении письму обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР).

В моём классе есть учащиеся, которые учились в другой школе и первые каллиграфические навыки были сформированы неправильно. С этими учащимися проводится  коррекционная работа по исправлению почерка по методике Илюхиной В.А. . Это, пожалуй, единственная методика,  применение которой, действительно, приносит видимые результаты по исправлению уже сложившегося почерка  у обучающихся воспитанников .

Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н.Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальный подход к решению проблемы развития каллиграфического навыка у обучающихся воспитанников.

Из методики Илюхиной В.А "Письмо с секретом" я взяла основной принцип    написание буквы –и-

и   и   и   и   и   и   и   и  и   и   и    и    и   и    и     и

Эта буква является основой , т.е. её написание присутствует в каждой букве

Проговаривание буквы по ходу ее написания  благотворно влияет на развитие речи , позволяет контролировать правильность каждого элемента, сконцентрироваться на процессе, быть "здесь и сейчас".

Методика В. А. Илюхиной очень эффективна для обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР) Она имеет много своих плюсов: экономичность обучения, быстрота периода обучения; положительная мотивация в действиях детей; развитие внимания, памяти.

В процессе коррекционной работы по исправлению почерка, дети учатся сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. Обучающийся воспитанник видит все преобразования, убеждается, как важно научиться правильно писать и соединять два крючка.

В процессе обучения письму, я для себя определила следующие правила:

1.Работать спокойно, без упрёков, нареканий;

2Не торопить ребёнка - пусть работает медленно;

3.Постарайся каждый раз найти, за что похвалить ребёнка;

4.При неудаче повторять задание, давая аналогичное, усложнять задание только   тогда, когда успешно выполнены предыдущие;

 5.Чтобы,    работа    была    более    эффективной    она    должна    быть систематической, не более 15 мин;

6.Никогда   не   начинать   занятия   с   трудных   заданий,   усложнять   их постепенно

  Обязательно использую на уроках письма занимательные приёмы работы с учащимися:

-Использование игр и занимательных материалов на уроках, элементы соревнования, небольшие конкурсы.

-Организация внеклассной работы по языку (включая орфографию) в виде викторин, бесед, альбомов, плакатов.

-Опора на чувственное восприятие языковых единиц, т. е. на зрительную и слуховую наглядность: использование красочных картин и плакатов, цветных мелков, художественное чтение – образцовое с точки зрения орфоэпии и пр.

Изученные мною методики  В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, М.М.Безруких, позволили сделать выводы: в основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически; методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком; имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер; предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

Уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если: организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса, будут созданы необходимые условия и подобраны эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка.

                                              Список литературы

. 1.Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993.

 2.Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002.

 3.Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –8. –с.16-24.

 4.Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -10. –с.37-52.

5.Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

ИГРОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП НА РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

« ПУГОВИЦА» Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделённый на ...

Статья «Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ»

Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в сос...

Развитие навыков каллиграфического письма в 1 классе

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны ...

Открытое коррекционно-развивающее занятие "Развитие и коррекция познавательной деятельности" по теме: "Развитие устойчивости внимания. Качество характера"

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Развитие и коррекция познавательной деятельности" по теме: "Развитие устойчивости внимания. Качество характера"...