Главные вкладки

    Развитие устойчивости внимания
    статья по теме

    Докучаева Лариса Юрьевна

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon po_vnimaniyu.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.

    Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

    Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием.

    Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент, жизнь не возможна. Именно внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями; обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности; определяет точность и детализацию восприятия; определяет прочность, и избирательность памяти; определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности; является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений; выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти; для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи; в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

    Изучением проблемы внимания в течении многих десятков лет занимались и продолжают заниматься зарубежные психологи и педагоги: Т., Рибо, У. Джеймс, Д. Милль, Д. Н. Узнадзе и многие другие, а также российские психологи: Н. Н. Ланге, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, Р. С. Немов и другие.

    Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности внимания. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Тем не менее внимание маленького школьника имеет еще много недостатков.

    Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний – все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности.

    Л. С. Выготский считает, что детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадением двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

    В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.

    Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание.

    Многие психологи подчеркивают, что произвольное внимание имеет огромное значение в учебной деятельности младших школьников, в то же время оно развивается в учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать, и он заставляет себя выполнить требуемое. На основе этого происходит постепенный переход от преобладания на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания.

    Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

    Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий.

    Исследования распределения внимания выявили его связь с возрастом учащегося. В 1 классе ученики слабо распределяют внимание, а в некоторых случаях и вовсе не способны его распределить. Умение распределять внимание нарастает у ребят от класса к классу.

    К концу 3 года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается способность распределения и переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

    У учащихся 1 класса небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной способностью торможения. Важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

    Концентрированность и интенсивность внимания у младших школьников может быть достаточно большой. Например: ребенок настолько увлеченно рисует, что не слышит, как его зовут. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, так как устойчивость внимания еще не велика. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.

    В последнее время увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, сочетающимся с гиперактивностью. Среди них мальчиков в 9 раз больше, чем девочек.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности – устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения. Среди проявлений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью называют двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкую отвлекаемость, импульсивность поведения и мысли, неспособность учиться на опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкую переключаемость с одного задания на другое без доведения начатого до конца, болтливость, рассеянность, недостаток чувства опасности.

    Недостаточная устойчивость внимания затрудняет их психическую деятельность, мешает формированию внутреннего плана действия, не дает возможности оперировать в уме образами, понятиями, схемами. Синдром дефицита внимания обратимое нарушение.

    Нейтрализовать отрицательные явления, возникающие у детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и поддержать высокую устойчивость внимания школьников в процессе учебной деятельности, помогает активный отдых, организованная физическая деятельность, специальные упражнения для тренировки внимания.

    Двигательная активность школьника складывается в основном из утренней зарядки, физкультминуток на уроках, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок, активного отдыха в выходные дни.

    В литературе нет единого комплекса упражнений, который помог бы повлиять на развитие внимания младших школьников. Необходимо проводить регулярные мероприятия, направленные на осознание проблемы и конкретные действия по развитию внимания, например: проводить собрания для родителей, классные часы для учащихся, постоянные упражнения в начале урока, физкультминутки в течение урока. Для большего увеличения устойчивости внимания младших школьников родителям и педагогам нужно организовывать с детьми утреннюю зарядку в школе и дома, подвижные игры, прогулки, активный отдых.

    Список литературы

    1.Аверин В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. – М.6 Просвещение, 2000.

    2. Бажович Л. И. личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Тривола, 2003.

    3. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М. Просвещение, 2006.

    4. Гальперин П. Я. К проблеме внимания//Вопросы психолога. 2000, №6, с.32.

    5. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М.: Просвещение, 2001.

    6. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии. //Психология как объективная наука. 1959, №3, с.54.

    7. Дормашев Ю. Б. Психология внимания. – М.: Тривола, 2005.

    8. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Феникс, 2005.

    9. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 2004.

    10. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.

    11. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

    12. Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших психических процессах. – М.: Академия, 2003.

    13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

    14. Страхов Н. Л. Об основных понятиях психологии и физиологии. – М.: Просвещение, 2006.

    15. Черемушкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"

    В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...

    ИГРОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП НА РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

    « ПУГОВИЦА» Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделённый на ...

    ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОСТИ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ ОТ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Вопрос взаимосвязи внимания и тревожности обусловлен той ролью, которой внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Хорошо развитый уровень внимания в деятельности...

    Паршина Т. П. Упражнения которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания

    Упражнения,которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания...

    Метод повышения устойчивости внимания

    Комментированное письмо — достаточно сложная деятельность. Этот методический прием хорошо известен педагогам....

    Тест "Корректурная проба" (Оценка устойчивости внимания)

    Методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания....