Главные вкладки

    Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"
    статья по теме

    Погудина Наталья Васильевна

    В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естественно сказывается на активизацию познавательной деятельности учащихся, на усвоение знаний, на формулирование умений и навыков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Доклад к педсовету39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

    Тема : «Выработка устойчивого внимания

    у учащихся 1 класса»

                                                                                    Н.В.Погудина

    Внимание на уроке – это важное условие учебно – воспитательного процесса. Внимательно слушая объяснения на уроке, ученик легче воспринимает, понимает, запоминает содержание нового материала и тем самым он лучше выполняет классные и домашние задания.

    «Внимание». С такими словами мы часто обращаемся к своим ученикам, чтобы сосредоточить их внимание на основном. Но одного обращения для этого часто бывает недостаточно. Особенно дети начальных классов быстро устают, теряют внимание при однообразной скучной работе. Поэтому нам, учителям, начальных классов, надо продумывать содержание, методы и формы работы.

    Особенно важно  организовать внимание учащихся в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход.

    Урок начинается с устного счёта. В этот момент и надо мобилизовать внимание учащихся. Для этого провожу устный счёт с элементами игры.

    Например, предлагаю игру: «Смотри , внимательно».

    На полотно выставляю 7 – 8 предметных картинок (мяч, гриб, помидор и т.д.). Предлагаю детям внимательно рассмотреть картинки.  Время фиксируется ( не более 10 сек.). Затем задерживаю предметные картинки и предлагаю перечислить.

    Задание можно изменять. На другой урок предлагаю назвать в какой последовательности были выставлены картинки или меняю местами 2 – 3 картинки и спрашиваю, что изменилось на наборном полотне, можно убрать одну из картинок и тогда спрашиваю, какая картинка исчезла, прошу описать её и т.д.

    И хотя эти игры проводятся в детском саду, но там они играют с самими предметами, всё равно дети с удовольствием играют и увлекаются игрой.

    Часто провожу игру на внимание «Не зевай», - это круговые примеры. Раздаю карточки с примерами. Ученики быстро решают их. Ответ каждого примера начало другого.

    30 – 5 =25, 25 +4 = 29, 29 + 1 +30 и т.д. Эта игра интересно проходит и без картинок: ученики сами придумывают примеры. Такая форма устного счёта приучает внимательно следить за ответом товарища, сосредоточить своё внимание.

    Очень интересно проходит игра «Хлоп», она проводится при изучении тем: «Однозначные и двухзначные числа», «Круглые числа» и т.д. учащимся даётся задание – хлопать в ладоши 1 раз только при названии однозначного числа, десятков. Когда учащиеся поймут игру, они сами её проводят. Один ученик в разбивку называет числа 1, 11, 2, 12, 3, 13, 14, 15, 5 и т.д., остальные внимательно слушают и хлопают один раз при назывании нужного числа. Можно много примеров привести, так как любая игра требует не только сообразительности, но и внимания. Хочу немного сказать о развитии внимания при изучении некоторых тем.

    Так при изучении темы «Нумерация чисел первого десятка. Числа 1 – 5». На наборном полотне выставляю кружки разного цвета. Даю задание внимательно рассмотреть и ответить на следующие вопросы.

    - Что вы заметили?

    - Какие фигуры выставлены?

    - Сколько белых кружков?

    - Сколько зелёных? и т.д.

    Использую так же готовые таблицы, наглядность всегда интересует детей и вырабатывает внимание.

    Большую работу можно провести с геометрическим материалом. Разнообразная работа с геометрическими фигурами оказывает существенное влияние на развитие внимания учащихся.

    Так, например, в период изучения темы «Сотня» предлагают такие задания:

    1. Посмотрите внимательно на фигуры  

    - Назовите два признака, по которым отличаются эти четырехугольники.

    1. По какому признаку отличаются эти четырёхугольники
    2. Чем похожи все данные фигуры

        Дети сопоставляют, внимательно рассматривают фигуры и делают вывод. (Фигуры  

       похожи тем, что они четырёхугольники).

    1. Назовите фигуры размещенные внутри каждого квадрата. Нарисуйте в тетрадях недостающую фигуру следующих трёх квадратах.
    2. Составьте два квадрата из 8 палочек, 7 палочек. Учащимся приходится сосредоточить свое внимание, мышление на то как действительно можно составить квадраты из 7 палочек.
    3. Рассмотреть рисунки с прямоугольниками

        Дети внимательно рассматривают и отвечают на мои вопросы

    1. Что общего заметили в прямоугольниках?
    2. Чем они различаются?

         Учащиеся отвечают, что каждый прямоугольник разделен на 3 квадрата (это  

         сходство).

        Различие в расположении квадратов. Даю ещё одно задание, показываю фигуры и  

        предлагаю мысленно сблизить каждую пару фигур.

        Получаются новые фигуры

        Все эти задания провожу тогда, когда учащиеся познакомятся с геометрическими  

        фигурами, что бы они могли сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

        В 1 классе мы знакомимся с десятком, как новой счётной единицей, работу выполняю  

        в такой последовательности. Вновь обращаю внимание учащихся такими заданиями:

    1. Посчитать сколько кружков в каждом ряду. Обозначить на доске их количество  

       соответствующей цифрой (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

       Последний ряд 10 кружков.

       Сколькими цифрами записана число 10?

       Сколько десятков? Сколько единиц?

    1. Посчитать сколько кубиков (14). Сколько десятков? Сколько единиц? (1 десяток 4 единицы).

       Посмотрите, как можно записать, что 14 кубиков. Какие цифры мы использовали для  

      записи этого числа и что они обозначают.

       Что обозначает цифра 4, стоящая на первом месте справа?

       А цифра 1, стоящая на 2 месте, если считать справа налево. Аналогично подбираю  

       ещё 2 – 3 задания.

       При изучении нумераций чисел 1 – ой сотни предлагаю такие задания:

    1. Записать числа 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99. какие цифры использовались для записи каждого из данных чисел? Что обозначает каждая из 3 в записи числа 33?, 44?
    2. Сравните пары чисел 48 и 84, 57 и 75, 93 и 39, 71 и 17.

     Задаю вопросы:

    1. чем похожи эти числа?
    2. чем отличаются? Какое из сравниваемых чисел знак  > и почему?
    3. какие новые числа можно получить, если поменять местами числа 38, 47, 53, 64, 18, 95.
    4. проверь верны ли следующие равенства.

       В примерах обязательно 1 или 2 ответа неверных. Даю задание исправить неверные  

       ответы, пользуясь перестановкой цифр. Этим самым у учащихся развиваются  

       вычислительные навыки и развивается внимание при вычислениях, так как часто можно

       встретить ошибки при письменном сложении и вычитании из -за не внимательности    

       (86-30=44,  20-12 = 17,  70-48 = 28  и другие).  

      Для предупреждения ошибок включаю в устные упражнения задания на внимание.

      Например:

    1. На доске записываю разность чисел: 66-65 =…   65-64 =…   64-63 =…   63-62 =…

        Учащиеся отвечают на вопросы

    1. Чем похожи данные примеры? (все примеры на вычитание двухзначного числа из двухзначного, разность в каждом примере равно единице, вычитаемое первого примера равно уменьшаемому второго и т.д.
    2. Записываю на доске выражения и даю задание внимательно посмотреть и не вычисляя поставить знак  > < =

    12 – 8 * 12 – 7

    53 – 3 * 47 + 3

    Такую же работу можно проводить и с уравнениями. Например, даю уравнение х + 4 =9

    Задание: посмотрите внимательно на уравнение и не решая, быстро дайте ответ, чему равно неизвестное. Для закрепления вычислительных навыков и развития внимания использую наглядность – цветок. В разрезы вставляю цифры и даю задание набрать в сумме 30 очков, 15 очков, 25 и т.д., или просто круги.

    Внимание учащихся можно развивать и при обучении решению задач. Особое внимание учащихся обращаю, что при одних и тех же числовых данных различные вопросы требуют выбора различных действий.

    Например:

    1. В одном куске 8м ткани, а в другом куске 6м. сколько метров ткани в двух кусках?
    2. В одном куске 8м ткани, а в другом 6м. на сколько метров 1 кусок длиннее второго?●●●●●●●●●●●

    На доске выполняется краткая запись и решение задач.

    8+6=14(м)            8 – 6 = 2(м)

    Провожу беседу  по таким вопросам.

    1. Что можно сказать о вопросах данных задач? Какое действие выполнили чтобы ответить на вопрос первой задачи? второй? Почему выполнились различные действия?

    Обращаю внимание учащихся на то, что различная постановка вопроса не всегда требует выполнения различных действий.

    Например:

    1. Брату 7 лет, а сестре 5. На сколько лет сестра моложе брата?
    2. Брату 7 лет, а сестре 5.  На сколько лет брат старше сестры?

     - Чем похожи и чем отличаются эти задачи?

     - Будут ли отличаться решение этих задач? (нет).

      -  Почему?

    Дети делают вывод, что при сравнении на сколько >,или на сколько < одно число, чем другое нужно из большего числа вычесть меньшее.

    Конечно, большой интерес и внимание вызывают задачи по картинкам, когда учащимся самим надо составить задачу по картинкам или по рисункам, дополнить условия задачи. И большой интерес к математике вызывают занимательные задачи в стихах.

    Например:

    1. Поручил учитель Коли сосчитать лопаты в школе

    Он лопаты сосчитал, прибежал и так сказал… 28, а из них 20 малых, 6 больших.

    Точно Коля доложил?

    Иль ошибку допустил?

    1. Возле грядки две лопатки,

    Возле кадки три лопатки.

    Все лопатки сосчитать

    Сколько будет:

    Ровно…..

    Можно привести много примеров, главное, что все упражнения в которых им приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы, все упражнения на внимание, ведут к выработке устойчивости внимания, что естественно сказывается на активизацию познавательной деятельности учащихся, на усвоение знаний, на формулирование умений и навыков.  

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОСТИ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ ОТ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Вопрос взаимосвязи внимания и тревожности обусловлен той ролью, которой внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Хорошо развитый уровень внимания в деятельности...

    Паршина Т. П. Упражнения которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания

    Упражнения,которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания...

    Метод повышения устойчивости внимания

    Комментированное письмо — достаточно сложная деятельность. Этот методический прием хорошо известен педагогам....

    Тест "Корректурная проба" (Оценка устойчивости внимания)

    Методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания....

    Доклад на тему: «Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»

    Докладна тему:«Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»...