Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе
материал

Суменкова Елена Петровна

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе

Современное образование ориентировано на развитие у учащихся критического мышления, самостоятельности и умения решать нестандартные задачи. Одним из эффективных методов, способствующих достижению этих целей, является проблемно-диалогическое обучение (ПДО).

1. Сущность проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение – это технология, при которой учитель не просто передаёт знания, а создаёт проблемную ситуацию, побуждая учащихся к поиску решения через диалог.

Основные этапы ПДО:

  1. Создание проблемной ситуации – учитель ставит вопрос или задачу, не имеющую очевидного решения.
  2. Формулирование проблемы – учащиеся осознают противоречие и формулируют проблемный вопрос.
  3. Поиск решения – через диалог (учитель ↔ ученики) выдвигаются гипотезы, анализируются варианты.
  4. Решение и рефлексия – подведение итогов, закрепление знаний.

2. Особенности применения в начальной школе

Младшие школьники обладают естественной познавательной активностью, поэтому ПДО для них особенно эффективно.

Принципы организации ПДО в начальных классах:

  • Доступность – проблема должна соответствовать возрасту и уровню развития детей.
  • Наглядность – использование картинок, схем, предметов для стимулирования мышления.
  • Игровые элементы – включение диалога в сюжетные игры, сказки.
  • Постепенное усложнение – от простых вопросов к более сложным рассуждениям.

Примеры проблемных ситуаций

  1. На уроке математики:
  • Учитель: "У Пети 5 яблок, а у Маши на 3 больше. Сколько яблок у детей вместе?"
  • Проблема: Дети могут запутаться в порядке действий.
  • Диалог: "Что нужно найти сначала? Как это сделать?"

На уроке окружающего мира:

  • Учитель: "Почему зимой птицы улетают на юг?"
  • Проблема: Дети знают факт, но не понимают причин.
  • Диалог: "Что происходит с едой и водой у птиц зимой?"

4. Преимущества проблемно-диалогического обучения

  • Развивает логическое мышление и творческие способности.
  • Формирует коммуникативные навыки (умение слушать, аргументировать).
  • Повышает мотивацию к учёбе.
  • Учит самостоятельности в поиске знаний.

5. Возможные трудности и пути их преодоления

  • Не все дети активны в диалоге → вовлекать через групповые обсуждения, игровые методы.
  • Сложность в формулировании проблемы → использовать наводящие вопросы.
  • Нехватка времени на уроке → тщательно планировать этапы занятия.

Проблемно-диалогическое обучение делает уроки в начальной школе более интерактивными и увлекательными, помогая детям не просто запоминать информацию, а понимать и применять её. Это важный шаг к формированию активной, мыслящей личности.

Литература:

  1. Мельникова Е. Л. "Проблемный урок в начальной школе".
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО).
  3. Практические разработки уроков в технологии ПДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе

В работе представлена структура проблемного урока, виды проблемных ситуаций на уроках....

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях

Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе в современных условиях...

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов     Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе

Работая двадцатый  год учителем начальных классов, я вижу, как изменились дети. Они стали другими: у них изменилась система интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотивационно-потребностная...

Применения технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особог...

доклад на тему: "Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Этот доклад был представлен на школьном  МО учителей начальных классов. Материалы для доклада взяты из разных сборников и также интернет ресурсов, проработаны мною, есть советы практического испо...