Мини-проект и мини-исследование как способ вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность
методическая разработка (4 класс)

Федотова Елена Алексеевна

Данный материал содержит информацию, что такое лэпбук и как с ним работать. Также приводятся примеры создания лэпбуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.

Альберт Сент-Дьёрдьи

Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать,

и кто умеет добывать эти знания.
                        В.П.Вахтеров

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Одним из эффективных средств достижения данных результатов, по сравнению с традиционными, является проектно-исследовательская деятельность. Участвуя в проектно-исследовательской работе, учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который повышает их самооценку и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

В современной педагогике проектно-исследовательская деятельность используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Существуют  различные технологии, позволяющие организовать  проектно-исследовательскую деятельность. В начальной школе на уроках  мы используем следующие технологии:

- Интеллект карты

- Мини-проекты

- Мини-исследования

1. Интеллект карты

2. Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Одной из разновидностей метода проектов является лэпбук.

В дословном переводе с английского "лэпбук"  (lapbook) значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Создание такой книги являлось финальным этапом изучения определённой темы. По сути, финальный этап проектной деятельности.

Это такая небольшая  интерактивная самодельная папка, с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Создание лэпбука может носить как индивидуальный характер, так  и парный или групповой.
     С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Эта форма удобна тем, что  работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.

Роль учителя быть наблюдателем, наставником,  который лишь при необходимости помогает советом.
     Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания.

Его создание содержит все этапы проекта:

  1. Целеполагание (выбор темы)
  2. Разработка лэпбука (составление плана)
  3. Выполнение (практическая часть)
  4. Подведение итогов (презентация работы)

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности.

3. Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Основные характеристики учебного исследования:

1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

2) развитие навыка формирования или выделения версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;

5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Послушайте внимательно фрагмент, назовите автора и произведение.

- Все ли слова из отрывка вам понятны?

- Хорошо, скажите пожалуйста, что такое дюйм?

- Предположите чему равна данная величина?

Сейчас мы предлагаем вам поработать в группах и выполнить мини-исследование на тему «Старинные меры длины в литературных произведениях.»

Выполните задания и заполните бланк ответов.

Презентация групп.

Ответы групп:

1 группа – сажень – 2 м 13 см

ответ на задачу – 3 сажени = 6 м 39 см

2 группа – вершок – 4 см 4 мм

ответ на задачу – 3 вершка = 12 см 12 мм = 13 см 2 мм

3 группа – аршин – 71 см

ответ на задачу – а аршина = 142 см = 1 м 42 см

4 группа – верста – 1 км 67 см

ответ на задачу – 3000 верст = 3 км 201 см

5 группа – локоть – 45 см

ответ на задачу – 10 локтей = 450 см – 4 м 50 см

6 группа – полверсты = 500м 33,5 см

7 группа – 15 сажен = 31м  95см



Предварительный просмотр:

__________________________________________________________

1. Прочитай фрагмент из произведения:

… Видел я Тугарина Змеевича.

В вышину ли он, Тугарин, трех сажень.

Промеж глаз калена стрела.  

Конь под ним как лютой зверь,

Из него пламень пышет,

Из ушей дым столбом стоит»…

2. Напишите название произведения -    ___________________________

3. Автор  -  ___________________________________________________  

4. Мера длины  - _______________________________________________

5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________

6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________

7. Решите литературную задачу и напишите рост героя - ___ __________

8. Придумайте задачу для одноклассников.

                                                                                       

                                                                                        Пословица:

__________________________________________________________

1. Прочитай фрагмент из произведения:

…По исходе же трех дней,

Двух рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине,

Да еще рожу конька,

ростом только в три вершка…

2. Напишите название произведения -    ___________________________

3. Автор  -  ___________________________________________________  

4. Мера длины  - _______________________________________________

5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________

6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________

7. Решите литературную задачу и напишите рост героя - ___ __________

8. Придумайте задачу для одноклассников.

                                                                                       

                                                                                        Пословица:

__________________________________________________________

1. Прочитай фрагмент из произведения:

…Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин

И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца…

2. Напишите название произведения -    ___________________________

3. Автор  -  ___________________________________________________  

4. Мера длины  - _______________________________________________

5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________ 

6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________

7. Решите литературную задачу и напишите рост героя - _____________ 

8. Придумайте задачу для одноклассников.

                                                                                       

                                                                                        Пословица:

__________________________________________________________

1. Прочитай фрагмент из произведения:

… Хотя молчать и тащить хоть бы и легкую лягушку три тысячи верст не бог знает какое удовольствие, но ее ум привел уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести ее.

2. Напишите название произведения -  ___________________________

3. Автор  -  ___________________________________________________  

4. Мера длины  - _______________________________________________

5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________

6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________

7. Решите литературную задачу и напишите длину пути - _____________ 

8. Придумайте задачу для одноклассников.

                                                                                       

                                                                                        Пословица:

__________________________________________________________

1. Прочитай фрагмент из произведения:

А главное, Винцек, купи самого дорогого атласа небесно-голубого цвета, возьми побольше. Да, чуть не забыла, широкую парчовую ленту, десять локтей. И серебряные пряжки к туфелькам.

2. Напишите название произведения -    ___________________________

3. Автор  -  ___________________________________________________  

4. Мера длины  - _______________________________________________

5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________ 

6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________

7. Решите литературную задачу и напишите сколько метров ленты нужно было купить, для пошива нарядов для бала? - ___ ____________________

8. Придумайте задачу для одноклассников.

                                                                                       

                                                                                        Пословица:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини-проект и мини-исследование как способ вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность

Слайд 2

Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. Альберт Сент- Дьёрдьи .

Слайд 3

Лэпбук ( Lapbook ) – «наколенная книга», небольшая интерактивная самодельная папка, с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Слайд 4

Этапы создания лэпбука совпадают с этапами создания проекта: Целеполагание (выбор темы) Разработка лэпбука (составление плана) Выполнение (практическая часть) Подведение итогов (презентация работы)

Слайд 5

Что такое интеллект-карты? Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры , то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. наглядность привлекательность запоминаемость современность творческий характер возможность пересмотра

Слайд 6

Алгоритм создания интеллект - карты При работе используются только цветные карандаши и фломастеры. Лист А4 располагаем горизонтально Главная проблема (тема) располагается в центре листа. От центра рисуем основные ветви, они должны быть жирными. Каждая главная ветвь должна иметь свой цвет. Ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями, они рисуются более тонкими. Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми. Над каждой линией - ветвью пишутся ключевые слова печатными буквами. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Слайд 7

Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта? развитие творческих и аналитических способностей учащихся; формирование познавательной мотивации в процессе обучения; получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса; умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете; умения рассуждать, делать выводы, принимать решения; развитие критического и рефлексивного мышления .

Слайд 8

Приёмы работ с использованием интеллект карт Работать с картами можно на каждом этапе любого урока . Обучение составлению интеллект-карт проводится постепенно .

Слайд 9

Географическое положение Швеция Норвегия Эстония Россия Балтийское море 1917 г. Работа по созданию интеллект карты на уроке окружающего мира. Работа с научным текстом. Финляндия расположена в Северной Европе. Она граничит со Швецией, Норвегией, Эстонией и Россией . Страна омывается водами Балтийского моря . Свое название Финляндия получила из Шведского языка, так как Шведское государство долгое время владело землями Финляндии. Полное название государства Финляндская республика, оно получило независимость не так давно, только в 1917 году.

Слайд 10

после шипящих существительное Ж.р . 3 скл . мышЬ Ж.р . 1 скл . в Р.п . товариЩ 2скл . (нет) луЖ наречие уЖ замуЖ невтерпёЖ краткое прилагательное лес дремуЧ настежЬ глагол Н.ф . 2л. ед.ч . Повелительное наклонение стричЬ вспомнишЬ ешЬ

Слайд 11

Предлагаем вам поработать в группах и выполнить мини-исследование:

Слайд 12

Сделаем выводы: Мини-исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности; Э тот вид работы нужно проводить системно; П ри отборе материала необходимо помнить об основных дидактических функциях учебного исследования.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность"

При обобщении своего опыта работы я подробно остановилась на учебно-исследовательской деятельности, главной целью которой является образовательный результат...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье описываетсяусловия организации учебной исследовательской деятельности учащихся в системе образования в рамках учебной и внеурочной деятельности....