Мини-проект и мини-исследование как способ вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность
методическая разработка (4 класс)
Данный материал содержит информацию, что такое лэпбук и как с ним работать. Также приводятся примеры создания лэпбуков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.73 КБ | |
| 27.29 КБ | |
| 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.
Альберт Сент-Дьёрдьи
Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать,
и кто умеет добывать эти знания.
В.П.Вахтеров
Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Одним из эффективных средств достижения данных результатов, по сравнению с традиционными, является проектно-исследовательская деятельность. Участвуя в проектно-исследовательской работе, учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который повышает их самооценку и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
В современной педагогике проектно-исследовательская деятельность используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Существуют различные технологии, позволяющие организовать проектно-исследовательскую деятельность. В начальной школе на уроках мы используем следующие технологии:
- Интеллект карты
- Мини-проекты
- Мини-исследования
1. Интеллект карты
2. Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Одной из разновидностей метода проектов является лэпбук.
В дословном переводе с английского "лэпбук" (lapbook) значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Создание такой книги являлось финальным этапом изучения определённой темы. По сути, финальный этап проектной деятельности.
Это такая небольшая интерактивная самодельная папка, с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Создание лэпбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.
С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Эта форма удобна тем, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.
Роль учителя быть наблюдателем, наставником, который лишь при необходимости помогает советом.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания.
Его создание содержит все этапы проекта:
- Целеполагание (выбор темы)
- Разработка лэпбука (составление плана)
- Выполнение (практическая часть)
- Подведение итогов (презентация работы)
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности.
3. Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Послушайте внимательно фрагмент, назовите автора и произведение.
- Все ли слова из отрывка вам понятны?
- Хорошо, скажите пожалуйста, что такое дюйм?
- Предположите чему равна данная величина?
Сейчас мы предлагаем вам поработать в группах и выполнить мини-исследование на тему «Старинные меры длины в литературных произведениях.»
Выполните задания и заполните бланк ответов.
Презентация групп.
Ответы групп:
1 группа – сажень – 2 м 13 см
ответ на задачу – 3 сажени = 6 м 39 см
2 группа – вершок – 4 см 4 мм
ответ на задачу – 3 вершка = 12 см 12 мм = 13 см 2 мм
3 группа – аршин – 71 см
ответ на задачу – а аршина = 142 см = 1 м 42 см
4 группа – верста – 1 км 67 см
ответ на задачу – 3000 верст = 3 км 201 см
5 группа – локоть – 45 см
ответ на задачу – 10 локтей = 450 см – 4 м 50 см
6 группа – полверсты = 500м 33,5 см
7 группа – 15 сажен = 31м 95см
Предварительный просмотр:
__________________________________________________________
1. Прочитай фрагмент из произведения:
… Видел я Тугарина Змеевича.
В вышину ли он, Тугарин, трех сажень.
Промеж глаз калена стрела.
Конь под ним как лютой зверь,
Из него пламень пышет,
Из ушей дым столбом стоит»…
2. Напишите название произведения - ___________________________
3. Автор - ___________________________________________________
4. Мера длины - _______________________________________________
5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________
6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________
7. Решите литературную задачу и напишите рост героя - ___ __________
8. Придумайте задачу для одноклассников.
Пословица:
__________________________________________________________
1. Прочитай фрагмент из произведения:
…По исходе же трех дней,
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине,
Да еще рожу конька,
ростом только в три вершка…
2. Напишите название произведения - ___________________________
3. Автор - ___________________________________________________
4. Мера длины - _______________________________________________
5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________
6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________
7. Решите литературную задачу и напишите рост героя - ___ __________
8. Придумайте задачу для одноклассников.
Пословица:
__________________________________________________________
1. Прочитай фрагмент из произведения:
…Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца…
2. Напишите название произведения - ___________________________
3. Автор - ___________________________________________________
4. Мера длины - _______________________________________________
5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________
6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________
7. Решите литературную задачу и напишите рост героя - _____________
8. Придумайте задачу для одноклассников.
Пословица:
__________________________________________________________
1. Прочитай фрагмент из произведения:
… Хотя молчать и тащить хоть бы и легкую лягушку три тысячи верст не бог знает какое удовольствие, но ее ум привел уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести ее.
2. Напишите название произведения - ___________________________
3. Автор - ___________________________________________________
4. Мера длины - _______________________________________________
5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________
6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________
7. Решите литературную задачу и напишите длину пути - _____________
8. Придумайте задачу для одноклассников.
Пословица:
__________________________________________________________
1. Прочитай фрагмент из произведения:
А главное, Винцек, купи самого дорогого атласа небесно-голубого цвета, возьми побольше. Да, чуть не забыла, широкую парчовую ленту, десять локтей. И серебряные пряжки к туфелькам.
2. Напишите название произведения - ___________________________
3. Автор - ___________________________________________________
4. Мера длины - _______________________________________________
5. Чему равна (поработайте с энциклопедией) - _____________________
6. Выразите в современных единицах измерения длины - _____________
7. Решите литературную задачу и напишите сколько метров ленты нужно было купить, для пошива нарядов для бала? - ___ ____________________
8. Придумайте задачу для одноклассников.
Пословица:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. Альберт Сент- Дьёрдьи .
Лэпбук ( Lapbook ) – «наколенная книга», небольшая интерактивная самодельная папка, с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Этапы создания лэпбука совпадают с этапами создания проекта: Целеполагание (выбор темы) Разработка лэпбука (составление плана) Выполнение (практическая часть) Подведение итогов (презентация работы)
Что такое интеллект-карты? Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры , то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. наглядность привлекательность запоминаемость современность творческий характер возможность пересмотра
Алгоритм создания интеллект - карты При работе используются только цветные карандаши и фломастеры. Лист А4 располагаем горизонтально Главная проблема (тема) располагается в центре листа. От центра рисуем основные ветви, они должны быть жирными. Каждая главная ветвь должна иметь свой цвет. Ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями, они рисуются более тонкими. Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми. Над каждой линией - ветвью пишутся ключевые слова печатными буквами. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта? развитие творческих и аналитических способностей учащихся; формирование познавательной мотивации в процессе обучения; получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса; умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете; умения рассуждать, делать выводы, принимать решения; развитие критического и рефлексивного мышления .
Приёмы работ с использованием интеллект карт Работать с картами можно на каждом этапе любого урока . Обучение составлению интеллект-карт проводится постепенно .
Географическое положение Швеция Норвегия Эстония Россия Балтийское море 1917 г. Работа по созданию интеллект карты на уроке окружающего мира. Работа с научным текстом. Финляндия расположена в Северной Европе. Она граничит со Швецией, Норвегией, Эстонией и Россией . Страна омывается водами Балтийского моря . Свое название Финляндия получила из Шведского языка, так как Шведское государство долгое время владело землями Финляндии. Полное название государства Финляндская республика, оно получило независимость не так давно, только в 1917 году.
после шипящих существительное Ж.р . 3 скл . мышЬ Ж.р . 1 скл . в Р.п . товариЩ 2скл . (нет) луЖ наречие уЖ замуЖ невтерпёЖ краткое прилагательное лес дремуЧ настежЬ глагол Н.ф . 2л. ед.ч . Повелительное наклонение стричЬ вспомнишЬ ешЬ
Предлагаем вам поработать в группах и выполнить мини-исследование:
Сделаем выводы: Мини-исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности; Э тот вид работы нужно проводить системно; П ри отборе материала необходимо помнить об основных дидактических функциях учебного исследования.
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

Городской семинар.Выступление. Учебно-исследовательская и проектная деятельность - путь к формированию универсальных метапредметных умений.
Практические рекомендации в решении поставленной задачи....

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность"
При обобщении своего опыта работы я подробно остановилась на учебно-исследовательской деятельности, главной целью которой является образовательный результат...

презентация "Обобщение опыта работы" учителя начальных классов по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность"
выступление на педагогическом совете гимназии...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье описываетсяусловия организации учебной исследовательской деятельности учащихся в системе образования в рамках учебной и внеурочной деятельности....


