«Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»
учебно-методический материал

Новолодская Виктория Анатольевна

Обобщение опыта

 

Целью моей работы проектной деятельности является создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта151.69 КБ

Предварительный просмотр:

Новолодская В.А.

учитель начальных классов РЖД Лицей №10 г.Улан-Удэ

Обобщение опыта по теме:

«Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

                                                                        

План

  1. Актуальность темы.
  2. Цели и задачи проектной деятельности в начальной школе.
  3. Классификация проектов.
  4. Этапы работы над проектом.
  5. Моя практика.
  6. Рекомендации по реализации проектов.
  7. Приложение.
  8. Заключение.
  9. Список используемой литературы.

Актуальность темы.

В современном образовательном процессе все чаще применяются методы и приёмы, направленные на развитие у учащихся способности самостоятельно приобретать новые знания, искать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Эти методы связаны с системно-деятельностным подходом к обучению, который помогает детям осваивать новые знания через активную деятельность. Одним из ключевых элементов такого подхода является проектная деятельность.

Метод проектов представляет собой фундаментальную образовательную технологию, направленную на развитие ключевых навыков у учащихся. Выпускники, обладающие этими навыками, оказываются более подготовленными к жизни, способны адаптироваться к меняющимся условиям, ориентироваться в различных ситуациях и эффективно работать в коллективе. Ученики, умеющие проектировать, получают больше информации, лучше усваивают прочитанное и услышанное, глубже понимают суть происходящего через личностное восприятие. Это позволяет им действовать не по шаблону, а находить нестандартные решения.

Реализация проектной деятельности в начальной школе обусловлена готовностью младших школьников к такой форме обучения.

Во-первых, у них формируются коммуникативные умения, такие как умение задавать вопросы, управлять голосом, выражать свою точку зрения и договариваться.

 Во-вторых, развивается интеллектуальная зрелость, основанная на обобщенности умственных действий и гибкости мышления.

В-третьих, формируется дифференцированная самооценочная и оценочная деятельность.

Проектная деятельность способствует развитию ключевых компетенций, таких как коммуникативная, информационная и предметно-деятельностная.

Целью моей работы проектной деятельности является создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Задачи:

Изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности, этапов его организации)

Изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Определить тематику проектов по программе

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

разработать рекомендации по применению учебного проекта.

Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов.

Современный образовательный процесс всё больше ориентируется на деятельностный подход, который предполагает активное вовлечение детей в освоение новых знаний и развитие их творческих способностей. Это требует работы с информацией, которую дети самостоятельно преобразуют в творческие образовательные продукты. В связи с этим возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения.

Классификация проектов.

По целям и задачам.

а) Практико – ориентированный проект.

Проект ориентирован на удовлетворение социальных потребностей участников или внешнего заказчика.

Продукт проекта заранее определяется и может быть применён в жизни класса, школы, микрорайона, города, села или края. Это могут быть учебные пособия для школьного кабинета, методические рекомендации для школы или решения экологических проблем района, города или области.

б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

В рамках исследования необходимо обосновать актуальность выбранной темы, определить задачи, выдвинуть гипотезу и проверить её, а также обсудить полученные результаты. Для этого применяются современные научные методы, такие как лабораторный эксперимент, моделирование и социологический опрос, а также другие подходы.

в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком- либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к  оформлению результатов. Это могут быть: стенгазета для класса, книжка – малютка для одноклассников, альманах, театрализованное представление, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и др.

д) Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

По предметно-содержательной области.

а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками.

а) внутриклассные;

б)внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

        Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников проекта взаимодействия  в сети Интернет и, следовательно, ориентированны на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

а) Мини – проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения четырёх- шести уроков.

    Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

    Возможные формы проведения презентаций проектов:

  • Семейный праздник.
  • Игра-путешествие.
  • Праздник.
  • Утренник.
  • Практикум.

Этапы работы над проектом.

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Погружение

 в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников.

Формирование основополагающего и проблемного вопроса.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Мотивирует учащихся.

Формулирует проблему и объясняет цели и задачи проекта.

(Подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта.)

Наблюдает.

2.Планирование.

Анализ проблемы.

Определение источников  для сбора необходимой информации.

Выбор методов исследования.

Распределение ролей в группе.

Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Выбор формы презентации проекта.

Уточняют тему исследования.

Формируют состав группы и распределяют роли.

Осуществляют планирование работы.

Выбирают форму презентации результатов.

Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом.

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах.

При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д.

Консультирует учащихся (по их просьбе).

Наблюдает.

3.Исследование.

Выполнение проекта.

Собирают информацию в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы).

Консультируются с учителем.

Оформляют собранный материал.

Консультирует учащихся по необходимости.

Ненавязчиво контролирует деятельность школьников.

Наблюдает.

4. Результаты и выводы.

Корректировка деятельности учащихся.

Оказание непосредственной помощи при затруднении.

Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях  и т.д.)

Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе.

Практическая помощь (по необходимости)

Проводит репетиции, консультации. Помогает определиться с формой и способом презентации.

5.Презентация проекта

Презентация проекта.

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта,

Участвует в оценке результатов работы над проектом.

6.Оценка и результат

Оценка результативности.

Сбор информации в портфолио.

Организация выставок работ учащихся

Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Обобщает полученные результаты.

Подводит итоги работы.

Награждение лучших работ и участников проекта.

Моя практика.

   Практическая ценность представленного опыта заключается в разработке и внедрении методических рекомендаций по организации проектной деятельности в рамках как урочной, так и внеурочной работы.

Моя работа над  проектной деятельностью в младших классах началась в 2000 – 2001 учебном году. В самом начале становления опыта возникли определенные трудности:

- в планировании изучаемого материала;

- подборе форм и методов обучения;

- в организации деятельностного обучения;

- трудно было привыкнуть к тому, что учитель не должен быть источником готового знания.

Для преодоления сложностей в методике преподавания различных дисциплин я изучала литературу, посвящённую этому вопросу. В основе моего подхода лежит деятельностная методика, направленная на развитие комплекса мыслительных способностей, таких как понимание и рефлексия, необходимых для исследовательской работы. В отличие от учебно-исследовательской деятельности, проектная работа имеет практическую направленность и ориентирована на создание конкретного образовательного продукта. Она предполагает коллективное участие и завершается рефлексией, анализом вклада каждого участника. Участие в проектной деятельности способствует развитию исследовательских и творческих навыков, таких как умение ставить цели, самостоятельно конструировать знания, коммуникативные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве, планировать свою работу и представлять результаты, а также применять их на практике.

Четыре года назад я начала активно внедрять метод проектов, сначала во внеурочной деятельности, а затем и на уроках. Этот процесс был трудоёмким и не всегда приносил ожидаемые результаты. Были трудности в вовлечении учащихся в проектную деятельность, особенно в части развития мышления и постановки проблемы. Сначала мы переходили от коллективных проектов к индивидуальным. Учащиеся учились работать в команде, затем в группах, парах и индивидуально. Познавательное общение в коллективе возможно, если участники обладают разнообразной и интересной информацией по обсуждаемой теме.

В начальных проектах акцент был сделан на информационную составляющую, целью которой было научиться выделять и находить нужные сведения. Одним из основных источников информации для детей всегда являются их родители, одноклассники и друзья. Поэтому важно целенаправленно обучать школьников поиску и использованию различных информационных ресурсов. На уроках можно предоставлять детям возможность самостоятельно искать информацию, а также давать домашние задания на эту тему. В процессе работы мы также учились формулировать вопросы, которые нас интересовали. Затем мы перешли к более сложным задачам, требующим не только поиска информации, но и проведения исследований. Ученики моего класса выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Уроки предоставляют отличные возможности для организации познавательной деятельности и общения детей в рамках проектной работы. Внедрение метода проектирования лучше начинать с обобщающих занятий, когда ученики уже обладают достаточным запасом знаний и навыков. Важно правильно распределить задачи и использовать эти знания в конкретных ситуациях. В результате такой работы всегда получается продукт, созданный усилиями учащихся. Дети радуются своим достижениям и осознают значимость проделанной работы. Это повышает их интерес к учёбе и развивает коммуникативные навыки. Метод проектов позволяет эффективно решать эту задачу. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создаёт проблемные ситуации, для решения которых предлагает работать в парах и группах. Это способствует сотрудничеству, взаимопомощи и вкладу каждого в общее дело.

В своей практике я применяю метод проектов не только на уроках технологии, где коллективная творческая деятельность, моделирование и проектирование являются основными элементами, но и на других уроках. В четвертом классе на уроке русского языка при обобщении изученного материала ученики создавали проект «Занимательная грамматика», который представлял собой журнал. Они самостоятельно подбирали материал, выбирали рубрики и распределяли обязанности (редакторы, иллюстраторы и т.д.). С большим увлечением они оформили журнал в виде газет и представили его.

Во втором классе на уроках математики и окружающего мира ученики работали над межпредметным проектом — задачником. В течение года они придумывали и составляли задачи разного типа на основе материала «Природа Курского края». Задачник оформили в альбом, и ученики с интересом искали информацию, делали зарисовки и составляли задачи.

Приведу пример конспекта урока окружающего мира на тему «По страницам Красной книги» (см. приложение). В третьем классе во второй четверти на уроке «Окружающий мир» по теме «Наше питание» я использую презентацию «Так ли важен завтрак?», которую подготовили ученики. Во внеурочной деятельности на кружке «Азбука здоровья» мы готовим проекты о вредной и здоровой пище.

Ученик поставил перед собой задания:

- поговорить с бабушкой о важности завтрака,

- выяснить, завтракают ли дома ученики нашего класса,

- побеседовать с классным руководителем и выяснить, сколько учеников нашего класса завтракают в школе,

- убедить ребят в важности завтрака.

В результате пришли к выводу, что надо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Так в 1 классе на кружке «Азбука здоровья » по теме «Здоровые зубы – здоровые улыбки»,  выполняли проект  «Ценный совет» где ребята оформляли советы в виде  стенгазеты, как сохранить белоснежные улыбки.

Учащихся можно вовлекать в проектную деятельность через проектные задачи, которые не привязаны к конкретному типу урока, его теме или учебному предмету. Результат решения таких задач имеет два аспекта. Во-первых, это конкретный «продукт», созданный детьми, такой как текст, схема, макет прибора или анализ ситуации в виде таблиц, диаграмм или графиков. Этот продукт может существовать независимо от задачи. Во-вторых, это нематериальный результат — качественное изменение самих детей или группы детей.

Рекомендации по реализации проекта.

- Проект должен быть социально-значимым, актуальным;

- проект должен носить проблемный характер;

- тема, целеполагание, планирование  должны быть выбраны самими учащимися;

- включение в учебную деятельность проектных задач;

- вовлекать в проектную деятельность не только одаренных учащихся, но и слабоуспевающих;

- проект необходимо связывать с окружающей действительностью;

- следует помнить, что проект требует значительных временных и энергетических затрат; - проект должен быть недоступным, но посильным учащимся;

- следует использовать метод проектов как дополнение к прямым или косвенным методам обучения;

- не стоит абсолютизировать эффективность проектирования, но не стоит и недооценивать ее.

Анализируя свою профессиональную деятельность и практический опыт разработки проектов, я пришла к выводу, что применение проектного метода в воспитательном и образовательном процессе способствовало интеграции школьников в различные социальные и профессиональные среды. Учащиеся были вовлечены в реальную исследовательскую деятельность, направленную на достижение практических результатов. Свобода в выборе содержания и методов работы стимулировала развитие эмоциональной сферы, способностей, склонностей и интересов личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«По страницам Красной Книги Бурятии». (окружающий мир)

(практико – ориентированный проект).

При подготовке проекта дети разделились  на группы. Первая группа готовит сообщение о Красной. Вторая группа готовит о водоемах Бурятии. Третья группа о животном мире Бурятии.

Цели:

1.Образовательные:

            а) сформировать у учащихся целостную картину мира;

            б) вовлечь каждого кружковца в активный познавательный    

                 процесс;

             в) познакомить детей с этапами проектной деятельности;

             г) сформировать речевые умения.

2.Воспитательные:

             а) воспитать терпимость и уважение к чужому мнению;

             б) через содержание учебного проекта подвести учащихся к

                 мысли, что человек в ответе за природу планеты.

3.Развивающие:

             а) развивать умение проектировать;

             б) развивать умение самостоятельно мыслить и расширять

                 свой кругозор;

             в) самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Ход урока    

  1. Орг. момент.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Черные…

Сотрешь ли, человек?

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим небольшое путешествие по страницам Красной книги.

2. Защита проектов по группам.

Проект  первой группы.

 Учеными доказано, что, начиная с 1600 года,  на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них по вине человека. К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению растений и животных на планете.

Дело  охраны природы, как и дело мира касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий от всех стран и народов. По решению ООН  5- го июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё, то, что же станет с природой?

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов, Зато все больше загрязняются воздух и водоемы. А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни животных, растений и человека.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу.    

Красная книга – Красная!

Значит природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига

Всё живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно

Красная книга, Красная!

По статистическим данным каждому пятому виду зверя, каждому четвертому виду рептилий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.

25 тысяч видов высших растений  планеты на грани уничтожения.

Только за последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений…

Эти данные заставляют нас задуматься:

ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ! ПРИРОДУ НУЖНО БЕРЕЧЬ! Международная Красная книга хранится в Швейцарском городе Морше. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека.

Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезла птица дронт, странствующие голуби и морская корова.

Наряду с международной книгой есть книги разных регионов.

Для сохранения и восстановления биоразнообразия нашего региона

Учеными, специалистами, исследователями в 2001 году была создана Красная книга Бурятии, которая включает в себя 2 тома – «Растения» и «Животные».

В этих томах содержатся списки растений и животных, восстановленных в нашей области, исчезнувших и нуждающихся в особом внимании.

(все материалы группа представила в стенгазете)

Проект  второй группы.

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле!

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо всё на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стону реки от горьких обид

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит!

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыша в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Ведь другой на свете нету.

Доклады, подготовленные учащимися о животных из Красной книги Бурятии.  СИНКВЕЙН.

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять.

Синквейн  - это стихотворение, состоящее из пяти строк с большим объемом информации.

1-я строка – название синквейна;           вода

2- я             - два прилагательных;          чистая, прозрачная

3- я             - три глагола;                        шумит, течет, звенит

4- я             - фраза на тему синквейна;  она нужна всем

5- я             - существительное.жизнь

Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому, охраняя растения и животных, помните о чистоте окружающей среды.

Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить.

Проект  третей  группы.

 « Животные и растения Красной книги Бурятии».

В Красную книгу Бурятии внесены 579 биологических видов, из них 279 относятся к «царству» растений, 44 к «царству» грибов.   На территории нашей области, на суше и в водоёмах, постоянно или временно обитает большое количество видов зверей, птиц, рептилий и рыб. В Красную книгу Бурятии внесены 252 вида относящихся к «царству» животных.

Прекрасен мир природы, а люди – его часть. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова!

Прекрасной быть должна Земля –

Она у всех у нас одна.

А мы – хозяева Земли.

Мы охранять ее должны.

Подошло к концу наше путешествие по Красной книге Бурятии, и мы всех вас благодарим за внимание.  

Итог урока:

Учитель:

-Какие новые сведения вы получили на уроке, путешествуя по страницам «Красной книги»?

-Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?

-Чтобы вы посоветовали своим сверстникам?

H:\DCIM\100OLYMP\PB021863.JPGH:\DCIM\100OLYMP\PB021867.JPGH:\DCIM\100OLYMP\PB021865.JPG

Заключение.

В заключение можно сказать, что для достижения высоких результатов в обучении необходимо научить детей мыслить критически, находить решения проблем и применять знания из различных областей.

Я пришла к выводу, что самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и развития творческих способностей личности.

Успех важен для каждого ребёнка. Важно показать каждому, что его труд имеет значение не только для группы, в которой он работает, но и для всего класса, учителя и родителей. В процессе работы дети учатся сотрудничать, договариваться и находить нестандартные подходы к решению задач.

В ходе работы я обнаружила, что первые шаги в проектной деятельности учащихся принесли значительные положительные результаты:

  • Дети учатся работать с дополнительной литературой.
  • Они начинают самостоятельно структурировать свои знания.
  • Развивается критическое и творческое мышление.
  • Учащиеся проявляют себя в оформлении конечного продукта (сообщения).
  • Получают опыт публичного выступления с собственной работой.

Список литературы.

  1. Бычков А.В.Метод проектов в современной школе. – М., 2000
  1. ЗасоркинаН.В. Метод проектов в начальной школе. – Волгоград, 2012
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Нач. школа – 2005 №9
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М., 2005
  4. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М.:  АРКТИ, 2005
  5. Романовская М.Б. «Метод проекта в образовательном процессе» Завуч. Управление современной школой. – 2007, № 1..      
  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками, содержится конкретный практический...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...

Статья "Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

          С введением ФГОС в школах важное место в обучении детей заняла проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Это сложный процесс, но увлекательн...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...