Использование Яндекс Учебника для развития функциональной грамотности младших школьников
статья

Кокорева Юлия Александровна

Задания платформы Яндекс.Учебник способствуют развитию функциональной грамотности у детей, мотивирует и повышает результативность обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование Яндекс Учебника для развития функциональной грамотности  младших школьников

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. «Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности», говорила Виноградова Наталья Федоровна. А Леонтьев Алексей Алексеевич говорил так: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Мы сейчас поговорим о такой платформе как Яндекс Учебник.

Данный сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания по предметам, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками, участвовать в вебинарах, проходить курсовую подготовку и многое другое.

Для начальной школы эта платформа предоставляет следующий материал. Как вы видите, здесь есть материал и по функциональной грамотности.

Методисты Яндекс.Учебника, ориентируясь на международные исследования, создали подборку заданий для развития функциональной грамотности. В зависимости от ваших целей вы можете выбрать более простые и более сложные задания. Для младших учеников предлагаются задания для развития базовых умений, а также упрощенные задания следующего уровня. Чем старше ученики, тем больше усложняется предлагаемый материал. Для удобства каждое задание содержит методические комментарии с подробным описанием умений, на которые направлено данное задание.

В ЯндексУчебнике разработан целый раздел по работе с информацией. Главной целью которого являются доступные в цифровом пространстве задания на отработку навыков функциональной грамотности. И вторая цель – это методическая поддержка учителей, интересующихся и работающих над этой проблемой: как системно работать с заданиями, как их встраивать в педагогический процесс. Поскольку все компетенции ФГ взаимосвязаны, то нельзя формировать какую-то компетенцию отдельно от другой. Все они должны развиваться вместе, гармонично. Задания в рамках  этого курса предоставляют помощь учителям в этой системной работе.

Структура курса состоит из нескольких этапов (блоков) и позволяет учителю легко и постепенно погружаться в работу по формированию ФГ.

Когда давать эти задания ученикам? Задания метапредметные, поэтому их можно выдавать на любых удобных вам уроках. Задания каждого класса отличаются по уровню сложности: вы можете выбрать подходящий и выдавать задания поэтапно. Задания предыдущего класса можно использовать как подготовительные.

Вот эти блоки.

Сначала нужно выдать детям обязательно Стартовые задания.

Далее по годам обучения разделены задания каждого блоков А, Б и В.

При выполнении заданий этого раздела ученики научатся ориентироваться в источнике информации, а также приобретут навыки поиска информации в зависимости от характера источника.

Учителю остается выбрать тему и класс, чтобы выдать ученикам задания.

Блок Б. Умение извлекать информацию

Задания этого блока дадут ученикам умение определять характер нужной информации и извлекать ее из источника. Кроме того, они получат навыки определения сходства и различия информации, поданной в разных форматах.

Учителю остается выбрать тему и класс, чтобы выдать ученикам задания. Задания предыдущего класса можно использовать как подготовительные.

Перед вами задания первого блока – предлагается несколько вариантов, все в игровой форме, для первоклассников не умеющих читать, можно прослушать задание и текст.

При выдаче всех заданий  одного блока можно переходить к следующему блоку.

Выполнение заданий в этом разделе выработает у учеников умение определять характер недостающей информации и способы ее восполнения; даст навыки по нахождению разницы между информацией и собственными о ней представлениями, по отделению достоверной информации от недостоверной, по правильному формулированию запросов при поиске недостающей информации.

Потом следует выполнить задания обобщающего занятия соответствующего уровня (класса). Это готовое занятие, которое можно выдать.  На любом этапе учитель сам выбирает карточки для занятий. Он может их добавлять или убирать.    

         Учитель видит статистику выполнения  любого задания. Может посмотреть, сколько времени ребёнок потратил на работу, с какой попытки выполнено задание, где допущены ошибки и может планировать последующие задания с учётом пробелов. Удобно  здесь строить индивидуальную работу с учащимися. Можно подбирать задания и для сильных, и для слабых детей.

             Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, задания платформы Яндекс.учебник – способствуют развитию ФГ у детей, мотивирует и повышает результативность обучения. А учителю позволяет задавать различные задания разным детям, формировать индивидуальную траекторию и раз за разом повышать личные образовательные результаты каждого ребенка.  Задания системны, соответствуют возрасту детей и  интересны им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «Яндекс Учебника» в образовательном процессе в период дистанционного обучения.

Яндекс Учебник - программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника...

по теме: «Устойчивые выражения в русском языке с использованием Яндекс. Учебника

Представлен конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»

Разработка урока по  математике с элементами финансовой грамотности....

«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках окружающего мира»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней....

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»

Урокпо развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Мастер-класс«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»...

Использование Яндекс.Учебника в образовательном процессе

В данной работе рассматриваются применениеобразовательной платформы Яндекс.Учебник в образовательномпроцессе....