Создание ситуации успеха в обучении
статья

Опалева Елена Геннадьевна

В статье перечислены конкретные приемы для создания ситуаций успеха в учебной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sozdanie_situatsii_uspeha_v_obuchenii.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Опалева Елена Геннадьевна

Статья по педагогике

Тема  «Создание ситуации успеха в обучении»

«Успех должен быть доступен каждому ребенку.

Если ребенку удается достигнуть успеха в школе,

то у него есть все шансы на успех в жизни».

Уильям Глассер

     Будущие первоклассники приходят в школу полные желания учиться, они хотят получить признание и заслужить уважение со стороны педагогов и сверстников. Несбыточность этих надежд – одна из важных проблем в обучении. Почему не все дети получают признание? Как им помочь достичь успеха?

    На эти и многие другие вопросы пытались и пытаются ответить  и  современные педагоги, и педагоги прошлого.

    Один из них Белкин Август Соломонович-доктор педагогических наук. Он говорил, что «если ребенка лишить веры в себя, трудно надеется на его светлое будущее». Давал следующее определение ситуации успеха: «Успех- это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом»

 и выделял ситуации успеха на уроке:

    Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребенка превзошли его ожидания. Это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.

    Общая радость состоит в том, чтобы воспитанник достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или  спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

   Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

    Для создания успеха необходимо формировать положительную Я- концепцию учеников.

   Перечислю конкретные приемы для развития положительной Я- концепции и создания ситуаций успеха в учебной и внеурочной деятельности, которые я использую в своей деятельности.

  1. Прием «Имя- качество».

Цель: формировать способность анализировать собственные положительные качества личности, определять свои достоинства.

Ребенку во время игры предлагают на бейдже написать имя и свое лучшее качество. Например: «Наташа- веселая, Миша- отзывчивый» и т.д. Дети обращаются друг к другу в соответствии с этим именем- качеством.

  1. Прием «Волшебный стул»

Цель: научить детей видеть достоинства сверстников, помочь конкретному ребенку приобрести уверенность в себе через достижение положительной реакции класса.

В центр ставиться стул, вызывается один человек из коллектива, и все участники по очереди называют достоинства этого ребенка. Этот прием дает возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

  1. Речевые модели.

В литературе перечислено большое количество речевых моделей для создания ситуации успеха. Приведу пример некоторых из них.

а) «Внесение мотива»

Цель: показать ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность.

Например, учитель подходит к ученику и говорит:

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

«Только ты сможешь с этим справиться».

 б) «Персональная исключительность»

Цель: помочь снять тревожность, неуверенность, инертность обучающихся в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Примерные фразы учителя:

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться за помощью».

«Только тебе я могу доверить…»

в) «Высокая оценка части работы»

Цель: помочь эмоционально пережить успех, формировать уверенность в собственных силах, стимулировать к дальнейшей деятельности.

Примеры:

«Особой похвалы заслуживает первая часть твоего доклада».

«Лучше всего тебе удалась практическая часть исследования».

г) «Скрытая инструкция»

Цель: помочь осознать эффективность  выполнения задания.

Достигается путем намека, пожелания. Учитель подсказывает, с чего лучше начать, как правильнее выполнить задание.

«Выполняя работу, не забудь о …»

«Лучше всего начать с…».

  1. Прием «Авансирование»

Цель: создать психологическую установку на успех, снять страх, дать уверенность в силах.

Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать материал к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.

  1. Прием «Мой шанс»

Цель: дать возможность ученику раскрыть свои возможности, снять психологическую напряженность.

При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит, что он может обратиться

за помощью к любому ученику, без снижения отметки.

  1. Прием «Право выбора»

Цель: организовать учебный процесс на уровне возможностей и способностей обучающихся.

Это дифференцированные задания. Ученик получает возможность выбрать задание по силам.

   

     Основное направление в работе учителя - дать каждому ученику шанс проявить себя. Переживая ситуацию успеха, ребенок обретает уверенность в своих силах, только в осознании его индивидуальных качеств повышается самооценка, формируется положительная Я-концепция.

        Используемая литература:

Ситуация успеха. Как ее создать : Кн. для учителя / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991 Белкин, Август Соломонович. 245.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Я  под                   Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»....

Личностно-ориентированные технологии.Создание ситуации успеха в обучении младших школьников.

Быстрый ответ Мгновенный ответПо определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры н...