Мастер класс: «Кубик Блума»
учебно-методический материал
"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. | |
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". | |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 128.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МО «СЕЛЕНГИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г. ГУСИНООЗЕРСКА
671162 Республика Бурятия, г. Гусиноозерск, ул. Красноармейская 1, school6.selruo.ru
Мастер класс: «Кубик Блума»
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ ООШ №6
Павлова Светлана Владимировна
"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. | |
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". | |
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Методика использования «Кубика Блума». 1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. 3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например, "Назовите главных героев сказки А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне". Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например,: Почему так поступили старшие сёстры с младшей сестрой? Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Ты действительно думаешь, что молодой царевне с его маленьким сыном удастся спастись? Ты уверен, что они не погибнут в море? … Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: Предложи, как бы ты поступил на острове если был бы вместо князя Гвидона. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например,: Придумай, свою версию концовки сказки. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как хорошо, когда всё хорошо кончается!», «Мне очень понравилось это произведение, потому что она учит решать проблемы» Варианты использования "Кубика Блума" на уроках Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать любой учитель-предметник. Возможны два варианта: -Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком. -Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников. Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. Формулировки для учеников начальной школы грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Кубик Блума в начальных классах Например, в 1-2 классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие: -Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д. -Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия. -Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить? -Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие. -Примени. Приведи примеры использования или покажи применение. -Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы". Применение «Кубика Блума» на уроке окружающего мира по теме «Атмосферные осадки, дождь»: Опиши: -Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной. Сравни: -В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко. Предложи ассоциацию: -Грусть. Сделай анализ: -Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы. Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений. Оцени: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть. Мастер-класс Давайте, разделимся на 2-3 группы. Каждая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Каждой группе придется выбрать предмет. (Русский язык, чтение, математика) А сейчас выберем тему урока. Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Поделись», «Придумай») Развертки кубика | |
Применение «Кубика Блума» на уроке математики для 3 класса на тему «Прямоугольный параллелепипед»:
ПОЧЕМУ параллелепипед называют прямоугольным? (Потому что все грани прямоугольного параллелепипеда прямоугольники)
ОБЪЯСНИ, что такое прямоугольный параллелепипед? (это геометрическая фигура, состоящий из 6 прямоугольников)
НАЗОВИ элементы прямоугольного параллелепипеда. (8 вершин, 6 граней, 12ребер)
ПРЕДЛОЖИ, как из прямоугольного параллелепипеда получить куб? (если все ребра прямоугольного параллелепипеда равны, то получится куб)
ПРИДУМАЙ рисунки с прямоугольным параллелепипедом.
ПОДЕЛИСЬ своими наблюдениями, где в жизни ты встречал предметы в форме параллелепипеда? (дома, мебель: шкафы, комоды; электробытовые приборы: телевизор, микроволновая печь
Применение «Кубика Блума» на уроке русского языка в 3 классе.
-Назови шипящие согласные (ж, ш, ч, щ)
-Сравни существительные на конце шипящими (существительные на конце шипящими могут быть с мягким знаком и без мягкого знака : дочь, мяч, плащ, помощь, нож, рожь, мышь, шалаш)
- Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак?
-Объясни: для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода)
-Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова?
-Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный. (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь))
Приём "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов»
Он достаточно популярен в мире современного образования.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?" Вопрос следует начать со слова – придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках
Возможны два варианта:
• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
• Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Учащиеся читали текст и составляли к нему вопросы опросы?
Образец использования приема.
Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.
Саня взял сучок и что – то написал на снегу.
Ваня посмотрел, прочитал:
- «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.
Ваня достал нож из портфеля и на стволе березы вырезал: «Ваня».
- Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.
- Ну и дурак! – сказал Саня.
-Почему?
-Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!» - объяснил Саня. (По С.А. Баруздину)
На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:
1.Простые.
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие в рассказе?
Когда происходит действие в рассказе?
Каким описан зимний лес в рассказе?
2.Уточняющие.
Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?
Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?
Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?
3.Интерпретационные.
Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?
Почему Саня назвал Ваню «дураком»?
4.Творческие.
Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?
Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?
5.Практические.
Как бы вы поступили на месте Вани?
Как бы вы поступили на месте Сани?
6. Оценочные.
Почему поступок Вани вызывает осуждение?
Кто из друзей был прав?
Применение приема технологии развития критического мышления «Ромашка Блума» является удобным средством при отборе вопросов для обсуждения с учащимися изучаемых проблем. В зависимости от типа урока можно начинать
разговор с разных по сложности вопросов. Так, на проблемном уроке вначале можно ставить вопросы, связанные с высоким уровнем мышления, а затем искать ответ на них, используя более простые вопросы.
Закончить своё выступление мне хотелось бы словами Джона Холта: «Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прием называется "Кубик Блума".
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии испол...

Мастер-класс "Кубик Блума"
Мастер-класс актуален с позиции ФГОС , так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Цели современного образования заключены в принципе «учить не наук...

Мастер - класс "Кубик Рубика - гимнастика для ума"
Мастер - класс "Кубик Рубика - гимнастика для ума"...

Мастер-класс «Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления»
Данный мастер класс будет актуален для ознакомления учителей начальных классов с одним из приёмов теории критического мыщления на заседании методического объединения...

Мастер-класс "Кубик Блума- как приём технологии развития критического мышления"
Мастер-класс для педагогов...

Мастер - класс " Кубик Блума - как приём развития технологии критического мышления"
Мастер - класс...

Мастер-класс отряда ЮИДД для 1-2 классов с использованием ТРИЗ технологии кубиков Блума «Закрепляем правила дорожного движения»
На мастер-классе предусматривается развитие познавательных, творческих и исследовательских способностей учащихся, формирование пространственного мышления, анализа, обоб...


