Мастер-класс "Кубик Блума- как приём технологии развития критического мышления"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Прядоха Ольга Николаевна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.21 КБ
Файл kubik_bluma_.pptx316.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя начальных классов Прядоха О.Н.

Тема: «Кубик Блума - как приём  технологии развития критического мышления»

Цель мастер – класса: познакомить  с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления.

ХОД МАСТЕР КЛАССА

Я рада приветствовать всех на своём мастер-классе. (СЛАЙД 1)

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». (СЛАЙД 2). Эта китайская пословица точно передаёт суть технологии развития критического мышления.

Умение  добывать в  море информации – нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах, проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.

Так что же такое критическое мышление?  (СЛАЙД 3)

Критическое мышление (как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации. Можеть быть кто то может назвать приёмы технологии развития критического мышления.

Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ-  Кубик Блума.  Тема моего мастер-класса «Кубик Блума - как приём  технологии развития критического мышления». (СЛАЙД 4)

Кубик-Блума был разработан ученым и психологом Бенджамином Блумом. (СЛАЙД 5)

 Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова. Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

(СЛАЙД 6)

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

         Назови.          

         Почему.

         Объясни.

         Предложи.

         Придумай.

         Поделись.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. ».(СЛАЙД 7)

Назови. Это самые простые вопросы.  предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д., которые помогают проверить самые общие знания по теме

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы  этого блока: Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

Предложи.  То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности воспитанников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Сегодня предлагаю Вам поработать с кубиком Блума.  Давайте разделимся на 2 группы. Одна  группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы

 Предлагаю узнать тему кубика,  отгадав загадку. (СЛАЙД 8)

Тридцать три года жил я у моря,
Рыбу ловил со стихиями споря,
Невод тянул, выбиваясь из сил,
Но чудесный улов все же я отпустил.
   

Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»:

НАЗОВИ              главных героев сказки

ПОЧЕМУ            старик отпустил золотую рыбку?

СРАВНИ              старуху и рыбку

ПРЕДЛОЖИ       как поступить старухе  после того, как она опять осталась

                               у разбитого корыта?

ПРИДУМАЙ       имена старухе и старику

ПОДЕЛИСЬ        какие чувства у тебя вызывает  старик?

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Конечно, возможностей использования кубика Блума в учебном процессе – множество. Кубик Блума  – это не просто приём, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

А для того чтобы лучше запомнить полученную сегодня информацию и создать для себя ассоциацию со словом кубик Блума, я предлагаю воспользоваться  приёмом синквейн.  Состоящим из 5 строчек. (СЛАЙД 9)

1 строка Имя существительное, выраженное одним словом.

Тема мастер-класса?  …….кубик Блума

2 строка Описание темы именами прилагательными.

КАКОЙ? ….развивающий, познавательный, интересный

3 строка    Описание действия.

ЧТО ДЕЛАЕТ? ……например: развивает, интересует, помогает  и т.п.

4 строка Фраза, выражающая отношение автора к теме.

 предложение, относящиеся к теме…. Кубик Блума  – новое средство обучения.

5 строка Слово - СИНОНИМ …куб, помощник, игра

Спасибо большое за внимание, надеюсь, что информация, полученная на этом мастер- классе будет вам полезной. (СЛАЙД 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов: Прядоха Ольга Николаевна 2023 г Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Подойниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.И. Рогачева» МАСТЕР – КЛАСС

Слайд 2

Китайская пословица «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Слайд 3

Критическое мышление (как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации.

Слайд 4

Учитель начальных классов: Прядоха Ольга Николаевна 2023 г Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Подойниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.И. Рогачева» МАСТЕР – КЛАСС КУБИК БЛУМА – как приём технологии развития критического мышления

Слайд 5

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Слайд 6

Кубик Блума : методика использования Это обычный бумажный куб, на гранях которого написано: Назови Почему Объясни Предложи Придумай Поделись

Слайд 7

Классификация вопросов Назови . Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д., которые помогают проверить самые общие знания по теме Почему . Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни . Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы этого блока: Ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что… Предложи То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности воспитанников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Слайд 8

Тридцать три года жил я у моря, Рыбу ловил со стихиями споря, Невод тянул, выбиваясь из сил, Но чудесный улов все же я отпустил.

Слайд 9

Синквейн 1 строка Тема мастер-класса ? 2 строка Какой? 3 строка Что делает? 4 строка Предложение , относящиеся к теме 5 строка Синоним

Слайд 10

Синквейн кубик Блума развивающий , познавательный, интересный развивает , интересует, помогает Кубик Блума – новое средство обучения. куб , помощник, игра

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"

На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов....

Картотека приёмов технологии развития критического мышления.

В презентации представлены приёмы ТРКМ. Показаны приёмы стадии вызова, осмысления и рефлексии....

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления»

Данный мастер класс будет актуален для ознакомления учителей начальных классов с одним из приёмов теории критического мыщления на заседании методического объединения...