Выступление на ФКР 2025
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Тихонова Людмила Михайловна

Бинарные занятия, опыт работы в малокомплектной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_festival.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на форуме классных руководителей.

Тихонова ЛМ:

Мы работаем в  школе с низкой наполняемостью классов. Особенно ощущается дефицит общения между детьми. В некоторых классах нет возможности применить групповую работу  из-за малого количества детей. Поэтому мы, изучая возможные методики, остановились на бинарном занятии.

Рассматривая бинарный урок как урок инновационного типа Владимир Алексеевич Андреев дает ему следующую характеристику: «Инновационный урок – это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий».

Бинарные занятия – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Занятие  по теме ведут два или несколько педагогов-предметников. Бинарное занятие по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Бинарное занятие позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Проведение бинарных занятий требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Такие занятия могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы всех задействованных учителей.

Что может дать бинарное занятие? Естественно качество закрепления изученного материала, лучшую усвояемость учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия.

Таким образом, бинарная технология  позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.

Цель бинарного занятия – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ребятам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарные занятия требуют большой подготовки, как педагога, так и учеников, поэтому их невозможно проводить часто. Но такое занятие, проведённое не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии его мышления.

Бинарные занятия:

  • служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний;
  • развивают у учащихся навыки самообразования, так как большую часть подготовки к занятию они осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
  • развивают аналитические способности и изобретательность;
  • обладают огромным воспитательным потенциалом.

Периодически в нашей школе проходят бинарные занятия в начальной и основной школе. Данные занятия вызывают интерес у школьников, дети с радостью посещают данные занятия.

Итак, бинарное занятие для классов с малой наполняемостью это просто находка для педагога и, несомненно, отличная среда для формирования «пылкого усердия к учению» обучающихся, и в этом направлении стоит развиваться дальше.

Эффективность бинарных уроков

Во-первых, соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

Во-вторых, объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость класса). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

В-третьих, усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

В-четвертых, облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти занятия имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

Мы предлагаем вашему вниманию анализ двух бинарных  занятий «В гостях у Масленицы», «От Руси до России мы непобедимы».

Желаю вам окунуться в атмосферу наших мероприятий и плодотворной работы.

Нами установлено, что бинарные занятия детьми усваиваются лучше, проявляется повышенный интерес, дети открываются нам с новой стороны. Они ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт использования бинарных уроков показывает, что их подготовка и проведение способствуют совершенствованию профессиональных компетенций учителей и формированию адекватной оценки учениками значимости изучаемых дисциплин.

Мы понимаем, что для проведения таких занятий требуется максимальное количество усилий, но, как сказал В.Сухомлинский: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фестиваль знакомства с профессией" в рамках Регионального чемпионата "Абилимпикс" - 2025 МО ГО "Охинский" среди школьников г. Оха, 22 апреля 2025 г.

quot;Фестиваль знакомства с профессией" в рамках Регионального чемпионата "Абилимпикс" - 2025 МО ГО "Охинский" среди школьников г. Оха, 22 апреля 2025 г....

"Фестиваль знакомства с профессией" в рамках чемпионата "Абилимпикс" - 2025 МО ГО "Охинский" г. Оха, 22 апреля 2025 г.

Программа "Фестиваля знакомства с профессией" в рамках  чемпионата "Абилимпикс" - 14, 15 мая 2025  г. Оха...

25 экскурсия 2025 фрагмент урока 2025

урок урок урок урок урок...

Выступление на тему: « Новый регламент аттестации педагогических работников Оренбургской области. Изменения в проведении ВПР в 4 классах в 2024-2025 уч.году.»

Выступление на тему: « Новый регламент аттестации педагогических работников Оренбургской области.  Изменения в проведении ВПР в 4 классах в 2024-2025 уч.году.»...

Выступление на педагогическом совете, тема выступления "Интересные приемы и методы работы на уроке" (август, 2025 год)

В этой презентации представлены различные приемы и методы обучения, которые можно использовать на уроке для повышения эффективности образовательной деятельности. Эти педагогические подходы помогут раз...