Мастер-класс по теме «Использование технологии ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Алексеевна Симашова

мастер-класс будет полезен учителям, использующим в своей работе методы и приемы ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_simashovoy_s.a.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Использование технологии ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе».

Разработала: Симашова Светлана Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Мухтоловская средняя школа №1»

Цель: знакомство учителей начальных классов с методами и приемами ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе

Методические задачи:

  1. Познакомить коллег с теорией решения изобретательских задач;
  2. Дать представление о приемах и методах ТРИЗ;
  3. Показать возможность использование приемов и методов ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе;

Ожидаемые результаты:

  • Повысить уровень профессионального мастерства педагогов;
  • Коллеги будут знать приемы ТРИЗ;
  • Уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков ТРИЗ у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Ход мастер-класса.

1. Приветствие.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на мастер-классе «Использование технологии ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе». Мастер-класс познакомит вас с применением элементов технологии деятельностного метода на уроках окружающего мира.

#1054;рганизационный момент. Мотивация. (Слайд 1)

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Ситуация стимулирования

«Подводящий диалог»

Как вы думаете, как будет проходить сегодня данный мастер-класс? Узнаете ли вы что-то новое для себя? С какими понятиями познакомитесь? Что вы получите в итоге? (слушатели предлагают свои ответы)

- На данном мастер-классе мы познакомимся с понятием ТРИЗ, узнаем, что дает внедрение приемов ТРИЗ в практику учителей начальных классов, какие приемы и методы ТРИЗ применяются в начальной школе, как их можно использовать на уроках окружающего мира. Сейчас я раздам Вам памятки, в которых будут подробно прописаны некоторые приемы и методы ТРИЗ. (приложение 1)

#1040;ктуализация и затруднение в игровой ситуации. (Слайд 2)

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ это теория решения изобретательных задач.

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Решение проблемных ситуаций

«Мозговой штурм»

Учителям предлагается ответить на вопрос

Какие приемы и методы ТРИЗ применяются в начальной школе?

Учителя высказывают свои мнения, ведущий записывает их на доске.

Примерные ответы:

- Мозговой штурм, метод маленьких человечков, приемы раскадровки, морфологический ящик (копилка), модель «Элемент - имя признака - значение признака», прием «Да-нетка», системный лифт, системный оператор, прием «Создай паспорт», метод обоснования новых идей, поиск сути, разрешение противоречий, прием «Лови ошибку», СИНКВЕЙН, составление загадок, прием «Я беру тебя с собой», прием «Хорошо-плохо» и многие другие.

Стоит отметить, что использование приемов и методов ТРИЗ в начальной школе соответствует задачам и стандартам, которые ставит перед преподавателем ФГОС.

  1. Открытие нового знания. Включение новых знаний в систему знаний

(Слайд 3)

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Ситуация выбора

Изобретательская задача.

Деление учителей на группы для выполнения заданий.

Учителям предлагаются памятки с приёмами ТРИЗ. Они должны выбрать один приём и продемонстрировать его на уроках окружающего мира.

  1. Контроль навыков на основе применения технологий ТРИЗ (Слайд 4)

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Ситуация общения

Приём рассказ эстафета

Учителя по группам рассказывают о том, какой приём выбрали.

  1. При знакомстве детей с темой «Дикие и домашние животные» я использовала прием «Создай паспорт». Мы создавали паспорт на изученных нами диких и домашних животных. Что такое прием «Создай паспорт»? Суть приема «Создай паспорт» заключается в том, что ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику изучаемого явления по определенному плану. С его помощью дети лучше вникают в тему и учатся анализировать, выделять главное. Для примера предлагаю Вам составить паспорт по представленному рассказу. У вас всех на столах есть раздаточный материал. (Приложение 2). На первом листе рассказ про лису с вопросами для составления паспорта.

Рассказ «О лисице». Автор рассказа: Ирис Ревю.

Лисице нравится везде — в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоёма. Перепутать её с другим зверем невозможно. Ну, скажите, у кого ещё есть такая шикарная рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце?

Лиса – большая модница. Шуб у неё две — зимняя и летняя. Причём зимняя — гораздо теплее: мех у неё гуще и длиннее, чем у летней.

К чести лисы нужно отнести то, что она отличается большой сообразительностью, хитрит.

Слух у этого зверя – великолепный. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звукам и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу. Говорят, что лисица «мышкует».

Лиса – типичный хищник. В летнюю пору рацион лисицы составляют лягушки, мелкие птички, зверьки. А уж повадится бегать на ферму – берегись! Будет таскать курочек да петушков.

Лиса, готовясь вывести детёнышей, на время становится настоящим строителем. Она роет (строит) длинные, мудрёные норы с несколькими выходами. Мало ли что! Но иногда лиса ленится. Ничего не строя, пользуется готовой норой, той, что выкопал барсук или другой какой зверь.

Слышали ли вы голос лисицы? Он у неё звонкий, она «тявкает». А уж если дело дойдёт до драки, то лисы так пронзительно визжат, что мало не покажется. Папа-лис и мама-лисичка – заботливые родители. Самец заботится о самке с детёнышами.

Вопросы, на которые нужно ответить, чтобы составить паспорт.

  1. Про кого идет речь в рассказе?
  2. Место обитания главного персонажа.
  3. Внешнее описание персонажа.
  4. Рацион главного персонажа.
  5. Особенности поведения.

(Составляем вместе с коллегами паспорт персонажа, отвечая на вопросы и записывая в таблицу) (Приложение 3).

  1. Тема «Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество» хорошо подошла для применения мозгового штурма и метода маленьких человечков. Мозговой штурм устраивался для решения следующих вопросов: «Как раньше вода поступала в дом?», «Что раньше люди использовали для освещения в домах?», «Как раньше люди готовили пищу?». Учащиеся, разделенные на команды, должны были обсудить варианты и предоставить по одному ответу от команды на каждый вопрос.

Метод маленьких человечков был применен для того, чтобы объяснить детям, как проходит очистка воды. Условно мы разделили очистку воды на два этапа. На первом этапе мы очищаем воду от крупных примесей, на второй от частиц, которые не видны вооруженным глазом. Крупные частицы обозначили человечками – мальчиками, мелкие – человечками девочками. И показали на каком из этапов какие частицы отсеиваются.

  1. При изучении темы «Овощи и фрукты на нашем столе» я активно использовала прием «Да-нетка».

Вместе с детьми мы играли в игру. На слайде были представлены разные овощи и фрукты, с которыми мы ранее познакомились. Я загадывала слово из представленных на слайде. Учащиеся должны были задавать вопросы, на которые можно было отвечать только да или нет. Например, «Это фрукт?» «Он зеленый?» «Он круглый?». Эстафета передавалась тому учащемуся, который первым угадает загаданное слово. Таким образом, дети запоминали, что именно относится к фруктам, что к овощам, усваивали для себя внешние признаки данных овощей и фруктов.

#1056;ефлексия (Слайд 5)

- Предлагаю подвести итоги данного занятия. Для того, чтобы вы поняли, хорошо ли усвоили материал мастер-класса, предлагаю придумать примеры для приема «Удивляй» по теме урока 1 класса «Кто живет в парке?».

В чем заключается прием ТРИЗ «Удивляй»? Это универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Вы должны как-то удивить учащихся, например, по предложенной теме, я расскажу детям интересную информацию про белок. Им будет интересно узнать, что белка способна за неделю съесть пищу, весящую столько же, сколько и она сама, что эти зверьки являются самыми чистоплотными грызунами. Особое строение тела белок, их пушистый хвост, используемый для баланса наподобие парашюта, позволяет этим зверькам оставаться невредимыми при падении даже с 30-ти метровой высоты.

Я предлагаю Вам разделиться на группы по четыре человека и вместе придумать примеры для приема «Удивляй» по теме урока 1 класса «Кто живет в лесу?» Таким образом, вы опробуете на себе в действии еще один прием ТРИЗ – Мозговой штурм. (Коллегам дается минута-две на то, чтобы придумать примеры для приема «Удивляй».)

- Итак, что нового вы узнали на данном мастер-классе? Будете ли применять эти приемы и методы для построения своего урока? (Ответы слушателей)

- На этом наш мастер-класс закончен. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе...

Мастер-класс "Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в начальной школе"

Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного ...

Примеры использования Интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе

О возможности применения на уроках в начальной школе материалов не только со специализированных методических сайтов, но и ресурсов, изначально не предназначенных для учебных целей, этот материал из оп...

Использование игровых методов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные...

Мастер — класс по теме «Использование цифровой лаборатории систему STEM на уроках окружающего мира в начальной школе»

Мастер — класс по теме «Использование цифровой лаборатории систему STEM на уроках окружающего мира в начальной школе»...