"Чудо - волы" А.Вахрушев
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Гугнина Юлия Станиславовна
Разработка урока и презентация по теме "Чудо-волны" А.Вахрушев, УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass._okr._mir.rar732.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

Урок по окружающему миру. 4 класс.

А.А.Вахрушев.  Программа 2100.

Тема:

«Чудо-волны»

 Подготовила:

 Гугнина Юлия Станиславовна,

учитель начальных классов,

 II квалификационная категория.  

МБОУ СОШ № 64, г. Новосибирск.

 

Новосибирск 2010

Цель: 

  1. сформировать представления о  свойствах света и звука;
  2. формировать умения работать с дополнительной литературой,  проводить эксперименты.

 Задачи:

  1. дать представление о звуке и свете, что является их источником;
  2. показать практическое значение изученного материала;
  3. научить обрабатывать и обобщать полученную в результате опытов информацию.

Оборудование:  иллюстрации к темам «Свет» и «Звук»,  стакан с водой,  карандаш, толковый словарь.  В скобках даны предполагаемые ответы детей.

  1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
  2. Совместное открытие знаний.
  3. Подведение итога.
  4. Рефлексия.

Ход  урока.

  1. Актуализация.  

- Ребята,   перед вами лежит кроссворд.  Ваша задача разгадать зашифрованное слово.  Именно это слово будет ключевым на нашем уроке.  Сегодня мы будем работать в командах. Чем дружнее и сплочённее ваша команда. Тем результат ваш будет выше.  Так как  оценивать я буду всю команду.

И так, я читаю вопрос. А вы вписываете ответ.

Вопросы:

  1. Как называется движение воздуха?
  2. Межзвёздное пространство – это….
  3. Как называются мельчайшие носители отрицательного электронного заряда?
  4. Что предшествует грому?
  5. Из чего состоят все тела?

 Слайд  с кроссвордом  идёт параллельно с заполнением.

- Какое слово у вас получилось?  (ВОЛНЫ)

- Кто знает, что такое волны? Ответы детей.

А сейчас  давайте посмотрим значение слова  «волна»  в толковом словаре, который лежит у вас на парте.

Ответ:  1 значение:  водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности.  2 значение: колебательные движения в физической среде, распространение этого движения.

- Что  же получается?  У слова волна есть два значения! А кто догадался. Как называется тема нашего урока? (Волны)  Слайд и темой.

- Правильно. Молодцы.  Сегодня нам предстоит исследовать и понять, что же такое волны и для чего они нам нужны.   

  1. Проблемная ситуация.

 Слайд 2.  Море. Шум моря.

 - Где ещё встречаются  волны?

- Давайте проведём опыт.  Слайд с камертоном. Это – камертон. Он представляет собой металлическую "рогатку", укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Давайте  ударим специальным резиновым молоточком   по "ножкам" камертона.

- Что мы слышим? (звук)

- Как мы его слышим?  (Мы слышим звук при помощи уха).    

- Что мы видим?  (Ничего)

- А если зажать «рогатку» пальцами, что произойдёт? (Звук перестанет звучать).

 - Давайте попробуем выяснить, что же такое звук и где мы его встречаем.

Работа в группах:

- возьмите из конверта вопросы, которые написаны на жёлтой бумаге.

1 группа.  Страница 112, 1 абзац, рис.1

Вопрос:  что такое звук, звуковые волны?

2 группа.  Страница 112, 2 и 3 абзацы, рис. 2,3,4,5.

Вопрос: как распространяются  звуковые волны?

3 группа.  Страница 113,   Рис. 6,7.

Вопрос:  Что влияет на прохождение звука?

4 группа. Страница 113, последний абзац.

Вопрос: как люди применяют звук?

( дети по одному из каждой группы дают ответ на свой вопрос)

-  Очень хорошо!  Вы доказали, что человек очень часто использует свойства звука в жизни.  Эта тема очень важна.

- А сейчас мы немного отдохнём.  

Физминутка  для глаз.

Часть 2.

- Есть ли другие колебания в природе? Слайд. «Свет».  

- Что такое свет?  Давайте посмотрим в словарях значения слова СВЕТ.

(работа со словарём).

Давайте обратимся к учебнику.

 Работа в группах:

- возьмите вопросы на  розовой бумаге.

1 и 2 группы отвечает на вопрос  «Что излучает свет?»

3 и 4 группы – «Как распространяется свет?   Слайд « Фары».

 - Молодцы. Хорошо.  Давайте сравним звуковые и световые волны.

Таблица.

                 Свет                                                                            Звук

                                                                                               

      видим        не нуждается в среде                 слышим       нуждается в среде

- Молодцы.  

- Давайте с вами проведём опыт.  

- Что вы видите у себя на столе?  (стакан с водой)

- Поставьте в него карандаш.

- Что видите?  (карандаш кажется сломанным).  

Слайд с карандашом.

- Правильно. Лучи света, попадая в прозрачную среду, слегка  изменяют своё направление, преломляются.   Прочитайте 2 абзац на странице 115 учебника.

Слайд с призмой.  

-  Что произошло с белым солнечным лучом? (он преломился и стал разноцветным).  

- Какое явление в природе вам  это напоминает? (радугу)

- Когда мы наблюдаем радугу?  (после дождя)   Слайд с радугой.

- Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами.  Это разложение  света. В результате образуется яркая цветная дуга.

  1. Подведение итога.

-  Как называлась наша тема?  (Чудо-волны)

- А мы с вами говорили о волнах. Так почему же они ЧУДО? (Предполагаемые ответы детей:  потому что мы слышим  звуки, видим цвета …)

- Молодцы. Хорошо.

  1. Рефлексия.

А сейчас возьмите из конверта разноцветные кружочки.  У каждого их три: жёлтый, красный и синий.  На эту чудесную ёлочку вы прикрепите тот кружочек, который посчитаете  нужным.

Синий – всё понял на уроке.

Красный – частично понял.

Жёлтый – ни чего не понял.

Список использованной литературы:

  1. А.А.Вахрушев.  «Мир и человек». Учебник. 2 ч.
  2. А.А.Вахрушев.  «Мир и человек». Рабочая тетрадь 2 ч.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.   Ссылка:    http://images.yandex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме "Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»

Урок чтения в 1 классе по учебнику  Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (развивающая система Эльконина - Давыдова). Тема: " Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»"...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Методическая разработка урока ИЗО во 2 классе. Тема: «Что за чудо!Вот так чудо» (Рисование черепахи)

Создавать графическими средствами выразительные образы природы....

Игра "Волчок". Построение механизма для раскручивания волчка

РобототехникаПередаточное отношение. Ведущая и ведомая шестерня. Повышающая передача.Игра "Волчок". Построение механизма для раскручивания волчка....

Урок литературного чтения на родном языке по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».Цель:  познакомить  с  темой  раздела,  с   п...


 

Комментарии

Куркова Светлана Михайловна

У Вахрушева есть темы интересные, но для понимания ребенка - сложные. одна из тем - "Чудо - волны". Ваша презентация дает возможность популярно объяснить тему. Спасибо! Использую в 4 классе.
Гугнина Юлия Станиславовна

Светлана Михайловна, спасибо за оценку материала