УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Чебакова Наталья Владимировна

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛЛЮСТРАЦИИ ОБИТАТЕЛЕЙ МОРЕЙ.

ЦЕЛИ:

- ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ОБИТАТЕЛЯМИ МОРЕЙ;

- СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

- ФОРМИРОВАТЬ МОРАЛЬНО- ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Моря. Обитатели морей.

Цель:

познакомить учащихся с обитателями морей;

создать условия для становления и развития творческого исследовательского мышления через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность;

формировать морально-волевые качества и умения контролировать свое поведение в учебных ситуация.

Материалы и оборудование: 

мультимедийный проектор,

учебник А.А. Вахрушева «Наша планета Земля»,

рабочие тетради

карта полушарий

иллюстрации обитателей моря

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

- Здравствуйте, дети! Начинаем урок окружающего мира. Желаю вам на уроке узнать много нового и интересного, а также пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).

Организация детей в группы (осуществляется  до начала урока с помощью заранее приготовленных разноцветных жетонов, которые дети, входя в класс на занятия, вынимают из специально-приготовленной коробочки, что позволяет сделать группы совершенно естественным и веселым образом.)

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте. слайд № 1.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

Постановка проблемной ситуации:  На столе лежат мел, рыбные консервы, янтарные бусы, ракушки, сушёная морская звезда.

Учитель:  Что объединяет все эти предметы?  (море) слайд 2

- Значит о чём будет сейчас наша беседа? ( о морях)

- Что преобладает на поверхности Земли: суша или океан? слайд 3

- Покажите на карте океаны.

- Назовите известные вам моря.

- Молодцы! слайд 4

III. Постановка учебной задачи.

1.Учитель: Отгадайте загадку

Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает? (море)

Дети предполагают свои варианты ответов.

Учитель: Правильно, это море. слайд № 5

- А почему с питьем беда?

Ученики: В море вода соленая и  совсем не пригодная для питья.

2. Учитель: у нас на доске расположены картинки: морской лев , кораллы, рыба, мел, дельфины, медузы, крабы, морская звезда.

Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя?

Учитель: у нас возникла проблема: - Почему эта картинка лишняя? - Давайте поставим знак ?  (убираю ненужный рисунок на соседнюю доску к знаку ?)

Учитель: может кто-то догадался, о чем мы будем говорить на уроке? ( о морских обитателях).

Назовите тему урока.

Ученики: мы будем говорить о морских животных. слайд № 6

Учитель: Цель нашего урока – познакомится с обитателями морей. слайд 7

IV. «Открытие»  учащимися нового знания.

Учитель: давайте обозначим проблему.? МЕЛ 

3. Работа в группах.

Откройте учебник на с. 124. Прочитайте статью и найдите ответы на вопросы: слайд № 8

1 группа - Как называются водные растения?

2 группа - Что такое планктон?

3 группа – Кто питается планктоном?

4 группа -  Где и как образуется мел?

Выступление групп.

- Так  связан мел с морем или нет?

4. Физкультминутка. Игра «Море».

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри.

5. Работа с учебником. 

Выполните задания  на стр. 125 учебника.

Проверка.

V. Первичное закрепление.

1. Разноуровневые задания при работе в группах.

2. Учитель выдает каждой группе карточку с заданием:  

1 и 2 группа

Прочитайте текст. Подчеркните самое интересное. Расскажите одноклассникам.

Морская звезда слайд №9

Кораллы слайд № 10

Морской лев слайд № 11

Краб. слайд № 12

Выступление групп. (Каждый ученик произносит по одному предложению по очереди чтобы получился рассказ.)

3 и 4 группа.

Дети самостоятельно приготовили сообщения о жизни морских животных.

Дельфин слайд 13

Акула слайд 14

Кит слайд 15

Морской ёж слайд 16

Рыба – меч слайд 17

Актинии слайд 18

Крылатка слайд 19

Мурена слайд 20

Дополнительный материал:

Морская звезда.

 Морские звезды населяют все моря земного шара. Качество воды влияет на распространение морских звезд. Следует уточнить, что чистая вода является продуктом деятельности кораллового рифа. Строение тела морской звезды имеет центральный диск, пять гибких лучей, вздутых у основания и заостренных на концах. На каждом луче имеются сотни маленьких щупалец- ножек с присосками. Благодаря этим  ножкам морская звезда перемещается по дну, дышит, различает запахи и чувствительна к свету. В толстом слое покровной ткани заключены известковые пластинки сетчатой структуру – это скелет морской звезды. Морские звезды преобладают средством защиты. Подвергшиеся нападению или раненные, они добровольно себя калечат. Поврежденный луч обламывается, но через некоторое время вновь отрастает. Некоторые морские звезды травоядные и питаются водорослями. Другие питаются отбросами: разного рода органическими остатками. С помощью лучей  морские звезды не без усилии доставляют добычу ко рту. Морские звезды могут стать жертвами других звезд.

Кораллы. 

 Кораллы – это примитивные организмы, состоящие из известкового скелета. Одиночные формы встречаются во всех морях и на разной глубине. В настоящее время насчитывается 800 видов кораллов. Перемещаясь, они движутся крайне редко. Образ жизни кораллов подчинен решению двух задач: питанию и строительству своего скелета. Не все кораллы образуют рифы – мягкие кораллы имеют менее прочный скелет. В глубоких водах они могут вырастать огромными, как деревья. Некоторые из них могут ужалить. Они очень красивы, но трогать их не стоит. Кораллы образуют колониальные формы. Для своего развития кораллам необходима исключительно чистая вода, с большим содержанием кислорода. Чтобы схватить добычу коралл разворачивает свои щупальца: его полипы расцвели. Питаются кораллы мелкой добычей: личинками ракообразных, икринками рыб, червей.

Морской лев. 

 Морской лев.  Без всякого сомнения, является самым популярным среди морских млекопитающих. Своё название эти животные получили за пышную, рыжевато – жёлтую гриву, укрощающую шею самцов. Само тело зверей покрыто великолепным мехом бурого или серого, а иногда даже чёрного  цвета. Шкура львиц тёмно – бурая или светло – жёлтая, иногда со светло – золотистыми пятнами. Это умное, удивительно способное животное. Населяет некоторые участки побережье северной части Тихого океана. Морские львы обожают сбиваться в стада. Наибольшая часть время морских львов посвящена отдыху. Благодаря очень гибкому телу морские львы могут принимать самые разнообразные позы во время отдыха. В желудках морских львов часто находят некоторое количество камней. Зачем животные глотают камни? Пока науке это не известно.

Крабы. 

 Крабы – ракообразные. Все они жили в морях, со временем некоторые выбрались на берег, завоевали твердую сушу или солоноватую воду. Хорошо известно, что крабы ходят боком. Кроме клешней у них имеются четыре пары ног. При ходьбе одни ноги тянут тело вперёд, а другие толкают. Какие – то ноги всегда соприкасаются с землёй, благодаря чему краб сохраняет равновесие. Панцирь краба, пропитанный известью, образует очень плотную броню. Под тяжестью панциря крабы не могут вырасти большими, а клешни добавляют ещё лишнего веса. Хотя есть исключения – гигантский краб – паук, самый большой краб в мире. Размах его ног более трёх метров. При первых признаках опасности краб пятится назад и угрожающе размахивает клешнями. Это помогает ему отпугнуть голодную рыбу или птицу. Некоторые виды крабов живут колониями: они собираются десятками для рытья нор, но остаются изолированными друг от друга. Также некоторые из них живут в зарослях прибрежных водорослей, где находят укрытие и пищу. Большинство крабов ведут дневной образ жизни: занимаются поиском пищи, роются в иле, дерутся.

Дельфин.

  Один из наиболее общительных  и дружелюбных членов животного мира – дельфин. Это очень умные и сообразительные животные, легко поддаются дрессировке. Известны случаи, когда дельфины спасали тонущих людей.

 Акула.

 Акула – это крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Акулы всегда плавают параллельно поверхности воды. Из всех животных плавающих в океане, акулы вызывают наибольшую ненависть и страх. Зубы у акул острые, зазубренные по краям. Они расположены в пять, а у некоторых видов и в семь рядов. Самая страшная акула – это белая акула, её называют «белая смерть».

Кит.

  Самое большое животное на земле – это кит. Да, именно животное, а не рыба. Он дышит не жабрами, а лёгкими. Киты кормят своих детёнышей молоком, которое в десять раз питательнее коровьего. Самый большой кит – синий. Его длина равна высоте десятиэтажного дома. У синего кита на спине запросто могут поместиться тридцать слонов.

 Морской ёж.

  Морской ёж – это животное, которое живёт на большой глубине. Его тело покрыто иглами, длина которых может доходить до тридцати сантиметров. Иглы нужны ежу для защиты и передвижения. С их помощью ёж ходит, как на ходулях. Питается морской ёж водорослями.

 Рыба – меч.

  Это хищная рыба, длиной до пяти метров, держится вдали от берега и добывает пищу организованными группами. Эти рыбы сгоняют более мелких рыб в плотную массу и, врываясь в неё, молниеносно хватают обезумевшую жертву.

Актиния.  

  Актиния – это морское животное, с виду похожее на небольшой цветок. Но её мирный вид обманчив: цветы эти ядовитые и хищные. Стоит рыбе близко подплыть к актинии, как она захлопывает свои лепестки, убивает свою добычу ядом и потихоньку поедает её.

 Крылатка.

Эту красивую рыбку не легко напугать, Она уверенно расположилась на коралле и выставила на показ пышный веер из ядовитых плавников. Её окраска предупреждает: держись подальше от моих ядовитых шипов! Смотри, но не трогай!

Мурена.

Это она из самых опасных и ядовитых морских рыб. Мурены вырастают до четырёх метров в длину и могут весить до сорока килограмм. Эта рыба, затаившаяся в своём логове, свирепа и не знает страха. Прячась в трещинах она хватает проплывающую мимо добычу.

 2. Просмотр видеоролика о жизни морских обитателей  слайд 21

 

  VI. Рефлексия деятельности (итог урока).   слайд 22

Учитель:

- Над какой темой работали сегодня на уроке?

- Вам было интересно?

- А каких ещё вы знаете морских животных?

- Что еще нужно сделать, чтобы узнать о них больше?

Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают домашнее задание.

 

VII. Домашнее задание. слайд № 23

Подготовить сообщение об одном из морских обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

Урок окружающего мира 2 класс "Лес и его обитатели"

Урок помогает сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе; создает представление о многообразии растений на основе знакомства с             ярусн...

Конкурсная работа в наминации "Технология проектного обучения". Урок окружающего мира 3 класс «Лес и его обитатели».

Конкурсная работа в наминации: «Технология проектного обучения». Урок окружающего мира   3 класс  «Лес и его обитатели».Автор:  Яготина Олеся Владимировна  учитель началь...

Урок окружающего мира 2 класс "Птицы-обитатели леса"

Урок изучения нового материала. Материалы данного урока можно использовать для любого УМК....

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа».

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа»....