Главные вкладки

    Конкурсная работа в наминации "Технология проектного обучения". Урок окружающего мира 3 класс «Лес и его обитатели».
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Яготина Олеся Владимировна

    Конкурсная работа в наминации: «Технология проектного обучения». Урок окружающего мира   3 класс  «Лес и его обитатели».

    Автор:  Яготина Олеся Владимировна  учитель начальных классов   первой квалификационной категории  2013г.

    Информационная карта урока

    1. Предмет    Окружающий мир
    2. Класс          3
    3. Тема урока:   Лес и его обитатели
    4. Цель урока: сформировать представления  детей о природном сообществе - Лес.
    5. Задачи:
    • Образовательный аспект:  начать знакомство с лесом как с природным сообществом; обобщить и систематизировать знания о лесе; учить использовать  различные источники информации    (интернет, словари, энциклопедии учебник, хрестоматию по окружающему миру) для получения необходимых знаний.
    • Развивающий аспект: учить устанавливать причинно-следственные связи;  развивать  логическое мышление;  учить сравнивать свои возможности и возможности  сквозных героев (Кости Погодина), анализировать  и    делать выводы.
    • Воспитательный аспект:  формировать  любознательность, заинтересованность   в процессе обучения, через  групповую работу и создание  мини – проекта «Лес и его обитатели».
    1. Тип урока: комбинированный
    2. Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая,  индивидуальная.
    3. Оборудование:   презентации, карточки с индивидуальным заданием, инструкции к работе, картинки, словарь  С.И. Ожегова, энциклопедии по теме урока.

    Оборудование для детей:  клей,  ножницы,  альбомный лист, линейка,  учебник,  хрестоматия,  тетрадь для самостоятельных работ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    города Новосибирска

    «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации

    Немыткина Михаила Юрьевича»

    Урок окружающего мира

    3 класс

    «Лес и его обитатели»

    «Технология проектного обучения»

    Автор:

    Яготина Олеся Владимировна

    учитель начальных классов

    первой квалификационной категории

    Новосибирск -2013

    Информационная карта урока

    1. Предмет    Окружающий мир
    2. Класс          3
    3. Тема урока:   Лес и его обитатели
    4. Цель урока: сформировать представления  детей о природном сообществе - Лес.
    5. Задачи:
    • Образовательный аспект:  начать знакомство с лесом как с природным сообществом; обобщить и систематизировать знания о лесе; учить использовать  различные источники информации    (интернет, словари, энциклопедии учебник, хрестоматию по окружающему миру) для получения необходимых знаний.
    • Развивающий аспект: учить устанавливать причинно-следственные связи;  развивать  логическое мышление;  учить сравнивать свои возможности и возможности  сквозных героев (Кости Погодина), анализировать  и    делать выводы.
    • Воспитательный аспект:  формировать  любознательность, заинтересованность   в процессе обучения, через  групповую работу и создание  мини – проекта «Лес и его обитатели».
    1. Тип урока: комбинированный
    2. Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая,  индивидуальная.
    3. Оборудование:   презентации, карточки с индивидуальным заданием, инструкции к работе, картинки, словарь  С.И. Ожегова, энциклопедии по теме урока.

    Оборудование для детей:  клей,  ножницы,  альбомный лист, линейка,  учебник,  хрестоматия,  тетрадь для самостоятельных работ.

    Формирование универсальных учебных действий на уроке

    Этапы урока

    познавательные УУД

    личностные УУД

    регулятивные УУД:

    коммуникативные УУД

    Орг. момент.

    Сообщение темы и целей

    знакомство с лесом как с природным сообществом

    постановка учебной задачи

    планирование учебного сотрудничества

    Актуализация ЗУН

    обобщение и систематизация знания о лесе

    развитие учебно -познавательных мотивов

    Ведение учебного диалога

    Постановка проблемы

    постановка и формулирование проблемы

    Формирование  учебно-познавательного интереса

    Постановка учебной задачи и поиск путей решения

    Работа над созданием мини – проекта

    обобщение и систематизация нового знания о лесе

    использование  различных источников информации  (интернет, словари, энциклопедии учебник, хрестоматия)

    поиск и  выделение необходимой  информации в тексте

    установление причинно-следственных связей

    осознание ответственности за общее дело

    Планирование работы и прогнозирование результатов

    формулирование и аргументация своего мнения

     учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

    управление поведением партнера  достижение договоренностей и согласование общего решения;

    Закрепление материала.

     установление причинно-следственных связей

    обобщение и систематизация знания о лесе

    осознание ответственности за общее дело

    самостоятельная  оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив

    формулирование и аргументация своего мнения

    Итог урока  

    обобщение и систематизация знания о лесе

    формулирование и аргументация своего мнения

    Рефлексия

    самооценка на основе критерия успешности

    самостоятельная  оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив

    Анализ. Выставление оценок

    контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Понимание и осознание  причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности

    контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Ход урока:

    1. Орг. момент.

    – На гостей вы посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

    1. Сообщение темы и целей (слайды 1-12   с изображением леса, лесных обитателей в звуковом сопровождении)

    Что изображено на всех этих фото?

    - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

    Лес – и его обитатели.

    - Сегодня мы начинаем новую главу «Природные сообщества» и новую тему « Лес и его обитатели» стр. 43 учебник

    - Какие цели урока мы поставим? (вспомнить обитателей леса, получить новые знания)

    1. Актуализация ЗУН.

    В народе говорят  Лес - богаче царя.    

    Рядом с лесом жить, голодному не быть  (Слайд 13)

    Как вы понимаете значение этих пословиц?

    1. Постановка проблемы

    А еще лес называют: « Царством деревьев». Но лес невозможно представить себе,  без кустарников травянистых растений, папоротников, мхов лишайников и грибов.  А также без животных. Для жизни им всем нужен свет, влага, воздух, пища и питательные вещества. Однако они приспособились.

    Как же  им удается жить рядом и не мешать друг другу? (Слайд 14)  На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.

    - Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости?   (фото леса на слайде 15)

    • Работа со словарем С. И. Ожегова

               Определим по словарю  С. И. Ожегова значение этого  слова 

              (см. в   словаре ярус - это ряд горизонтально расположенных

               предметов). Обратите внимание на фото  (Слайд 15)

              Как вы думаете, какие деревья занимают верхний ярус?

    Кто затрудняется ответить на этот вопрос, может воспользоваться учебником  стр.44 и сравнить свои предположения

    Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые. (Слайд 16)

    (Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.)

    Какие деревья занимают второй ярус? низкорослые деревья - теневыносливые (Рябина, черёмуха, ива)

    Третий  ярус – кустарники

    (Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина).

    Четвертый  ярус   кустарнички   и травянистые растения

    (черника, брусника  – ландыш, кислица)  Все теневыносливые

    Пятый ярус -  самый нижний  – (мхи и лишайники, грибы)

    1. Работа над созданием мини - проекта

    Сегодня на уроке мы создадим  макет леса,  которым смогут воспользоваться  учащихся 1 класса для изучения темы «Лес и его обитатели»

    (Класс разделен на 3 группы, каждая группа готовит свой  проект «Ярусы леса»  в смешанном лесу, лиственном лесу, тайге).

    На партах лежит все, что нам понадобится для работы. В каждой группе есть эксперт (он контролирует слаженность  работы в группе, время, правильность выполнения заданий, заполняет лист эксперта  Приложение 1)

    Прежде чем приступить к работе,  изучите инструкцию (Приложение 3 инструкция 1) (все этапы работы описаны в инструкции № 1) Время на работу (10 – 15 мин)

    Физ. Пауза  Ветер дует с высоты,
                           Гнутся травы и цветы.

                            Гнутся  влево, гнутся   вправо,

                            Клонятся цветы и травы.

                            А теперь давайте вместе

                            Все попрыгаем на месте.

    Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? Для начала давайте разберемся в происхождении слова сообщество

    • Работа со словарем  С.И. Ожегова  

    Определим по словарю  Ожегова значение этого  слова (см. в словаре сообщество) 

    В словаре   это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе.

    Все обитатели леса – растения, грибы,  животные, микроорганизмы живут совместно в одних и тех же условиях. Животные и растения связаны между собой  в цепи питания. Безусловно,  пищевые связи главные связи в сообществе растений и животных.

    Все животные по типу питания делятся на растительноядные, хищники, травоядные, всеядные. (Слайды 17-21)

    В нашем лесу явно не хватает жителей? Каких? (животных)

    1. Добавьте в макет леса животных,  используя задание  инструкции №2

    Практическая работа (приложение  3  инструкция №2)

    работа в группах  (5 мин)   (Слайды 22-23)

    1. Индивидуальное задание.  
    •       Карточки цепи питания с недостающими звеньями (приложение 2)
    •      Работа в хрестоматии стр. 91 текст «Кто в лесу живёт на дереве,

          а кто  под деревом?

    •      Работа на компьютере.  Растительный мир леса

    1. Закрепление материала. Презентация  мини – проекта  (каждая группа представляет свой макет леса, описывая ярусы и цепи питания)
    2. Итог урока  

      А теперь мы можем ответить на вопрос?

    Как  же животные приспособились?

    Как же  им удается жить рядом и не мешать друг другу? Слайд 24

    Растения для животных это питание, кислород для дыхания, укрытие от врагов

    Животные для растений опыление, распространение плодов и семян, повышение  плодородия почвы. Слайд 25

    1.  Домашнее задание.  Подготовить сообщение  о лесных жителях нашего края, которые обитают на деревьях, ведут наземный образ жизни или обитают в почве.
    2.  Рефлексия

    - Что узнали нового?

    - Что интересного узнали?

         12.  Анализ. Выставление оценок.

    Приложение 1

    Лист  эксперта

    Самый активный мыслитель

    Самый активный поисковик  информации

    Самый точный исполнитель инструкции

    Идейный вдохновитель

    Справился  с  индивидуальным заданием

     Приложение 2

    Карточка №1  для работы по теме: Лес и его обитатели

    Дополни цепь питания недостающими звеньями.

    Ромашка   ----Цветочная муха ----- Серая мухоловка ----- ___________.

    Желуди дуба ------______________------- Лиса.

    Листья дуба ------ Гусеница ------- _______________ .

    Карточка №2  для работы по теме: Лес и его обитатели

    Дополни цепь питания недостающими звеньями.

    Зеленые растения ------Землеройка ------___________.

        Листья дуба ------ _____________ ------- Дятел-------____________ .

        Желуди дуба ------______________------- Волк.

    Приложение 3

    Инструкция №1

    Приступая к работе.  ПОМНИТЕ!

    Работа происходит в группе, каждый участник группы ответственен за результат работы. Работа  ведется шепотом.

    Прежде, чем приступить к работе вспомните  правила техники безопасности при работе с клеем и ножницами.

     Время ограниченно. При команде стоп работа завершается.

    1.  Согните  альбомный лист пополам. Расчертите  лист в соответствии с рисунком.

    1. Продави полоски по линии сгиба. Протолкни полоски внутрь основы.

    Вырежьте по контуру известные вам деревья, соответствующие выбранному типу леса,  занимающие верхний ярус. Приклейте деревья верхнего  яруса на основу.

    (если  затрудняетесь ответить на этот вопрос, можно  воспользоваться учебником  стр.44 , компьютером сетью интернет,  энциклопедиями  и сравнить свои предположения)

    1. Вырежьте по контуру известные вам  низкорослые деревья, соответствующие выбранному типу леса, занимающие второй ярус.

    Приклейте деревья второго  яруса на основу.  (Если  затрудняетесь ответить на этот вопрос, можно  воспользоваться учебником  стр.44 , компьютером сетью интернет,  энциклопедиями  и сравнить свои предположения)

    1. Вырежьте по контуру известные вам кустарники, занимающие третий  ярус леса в соответствии с  выбранным  типом. Приклейте деревья третьего  яруса на основу

    (если  затрудняетесь ответить на этот вопрос, можно  воспользоваться учебником  стр.44 , сетью интернет,  энциклопедиями  и сравнить свои предположения)

    1. Вырежьте по контуру известные вам растения, занимающие нижний  ярус  в соответствии с  выбранным  типом леса. Приклейте растения  нижнего   яруса на основу.
    2. Закончив работу. Уберите свое рабочие место! В тишине дождитесь окончания работы других команд.

    Инструкция № 2

    1. Составь цепь питания,  состоящую из 3, 4 звеньев
    2. Вырежьте по контуру животных  входящих в составленную вами цепь питания

    (если  затрудняетесь ответить на этот вопрос, можно  воспользоваться учебником  стр.44 , компьютером,  энциклопедиями  и сравнить свои предположения)

    1. Расположите животных на основе в соответствии с его занимаемым этажом (если возникли трудности, можно  воспользоваться учебником  стр.47 , компьютером, сетью интернет, энциклопедиями  и сравнить свои предположения)
    2. Если осталось время оформите свой макет дополнительными элементами (солнце, поляна, цветы, и т.д.)
    3. Подготовьте презентацию своего мини -проекта.
    4. Закончив работу. Уберите свое рабочие место! В тишине дождитесь окончания работы других команд.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    творческая работа учащегося в виде презентации к уроку окружающего мира в 1 классе по теме:"Если хочешь быть здоров" УМК «Начальная школа XXI века»

    Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Если хочешь быть здоров" для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века". Включает в себя опрос учащихся....

    "Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»

    В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах  по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только  о приемах  работы , н...

    Методическая разработка с использованием технологии взаимообучения на уроке окружающего мира 2 класс

    В данной разработке представлен материал по технологии взаимообучения, применяемый на уроке окружающего мира во 2 классе...

    Приёмы работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира

    Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника....

    Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

    Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...