Методическая разработка с использованием технологии взаимообучения на уроке окружающего мира 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Салькова Валентина Владимировна

В данной разработке представлен материал по технологии взаимообучения, применяемый на уроке окружающего мира во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2klass.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технология взаимообучения

Модернизация системы образования в последние годы все белее тесно связывается с необходимостью воспитания творческой, инициативной, самостоятельной личности, способной действовать в постоянно  меняющихся условиях. При этом особое внимание уделяется формированию у каждого ученика способности к совместной работе, умения находить общий язык с окружающими, действовать в команде и в целом активно и позитивно взаимодействовать с людьми. Необходимость развития у школьников коммуникативной компетенции в настоящее время приобретает особую остроту также в связи с общим неудовлетворительным состоянием их коммуникативной практики. В последнее время эта проблема привлекает к себе все более пристальное внимание общественности, вызывая заметную тревогу относительно социальной и культурной адаптации школьников. Так, в пособии для учителя, ориентирующем на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, прямо указывается на необходимость активизации работы в данном направлении, отмечается увеличение количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Чтобы решить эту проблему необходимо использовать в учебной деятельности новые технологии, которые помогу развить у школьников коммуникативные умения.

Цель: стимулировать творческую деятельность учащихся, развитие коммуникативных умений, желание и умение учиться, готовности к самообразованию, инициативности, самостоятельности.

Задачи:

  1. изучить новую технологию взаимообучения;
  2. уточнить учебные возможности класса;
  3. выделить ведущие знания и умения;
  4. ввести в учебный материал умения  учебно – познавательной деятельности, способствующие усвоению основного материала;        
  5. сформулировать цели урока.

1.Теоретическая часть                                                

Технология взаимообучения применяется для изучения нового материала и обобщения, систематизации, углублении знаний. Эта технология, как и любая технология коллективных  занятий требует наличия развитых общеучебных умений и навыков учащихся и умений работать в парах сменного состава.

При планировании работы по данной технологии необходимо выбрать тему программы, определить задачи и место технологии в данной теме.

Для проведения урока  в технологии взаимообучении  класс делится на группы по 4-5 человек.

Урок взаимообучения состоит из нескольких этапов. На первом этапе учитель просит ответить на вопросы  и обосновать свое мнение. Обсуждение вопросов идет в группах, затем группы последовательно выступают с ответами на вопросы.

Следующий этап урока является основным и наиболее продолжительным. Здесь используется прием «зигзага», который включает в себя несколько последовательных шагов.

Шаг 1. Участники одной группы берут  таблички с номерками  (в зависимости от количества участников группы) и расходятся, объединяясь в группы по номеру на табличке.

Шаг 2. Во вновь образовавшихся группах ученикам предлагается одинаковый для данной группы материал. С ним может быть проведено несколько вариантов работы:

  1. Партнеры читают и изучают материал сообща, планируют эффективные способы его передачи и проверки качества усвоения в первоначальных группах.
  2.  Работа над темой идет внутри группы самостоятельно: каждый ученик читает текст про себя, выделяет в нем главное, может составить план своего выступления, выясняет значение незнакомых терминов, используя дополнительную информацию, конструирует вопросы, которые предстоит задать партнеру                

Если работа идет по второму варианту, то следующий этап – работа в парах или в группе. Ученики садятся лицом друг к другу (в парах) и поодиночке рассказывают предложенный учителем материал друг другу.         

При работе в группе один рассказывает всем остальным, а те слушают и затем задают вопросы. Затем рассказчиком становится другой – и так столько раз, сколько членов в данной группе. После того как все участники группы получили возможность высказаться, группа готова к следующему этапу работы.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки.  Обучающиеся  принимают позицию обучающих. Ребята поочередно знакомят друг друга с изученным материалом.

Задача команды:  каждый должен овладеть всей темой целиком. В связи с этим «обучающий» старается донести информацию четко, ясно, не пропуская главного, а «обучаемые» внимательно слушают и по ходу рассказа задают вопросы, если им что-то непонятно.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член овладел всем материалом. Отдельных членов группы просят ответить всему классу на один из изученных вопросов ( вопросы задает учитель) причем «обучающий» по этому вопросу не имеет права отвечать на него. Демонстрация знаний может  осуществляться и другими способами : письменная работа, тестирование, составление и заполнение таблиц, ответы на вопросы .

Следующая фаза – «фаза рефлексии».

В технологии урока взаимообучения  предлагается использовать прием «Сравнительная таблица», предполагающий сравнение трех и более аспектов или вопросов. Последним этапом работы станет презентация таблицы.

Поскольку я работаю по данной технологии с учениками 2 –го класса то на заключительном этапе я ввожу таблицы взаимооценки, где дети оценивают работу других групп, выставляя баллы, а затем заполняют общую сводную таблицу на доске. Это и является оценкой  работы групп.        

В качестве примера предлагаю урок взаимообучения по учебнику А.А. Плешакова .

Урок по окружающему миру во 2 –ом классе по технологии взаимообучения.

Окружающий мир 2 класс

Тема урока : «Какие бывают животные?»

Цели урока: 

1) расширить  и углубить знания детей о диких животных;

2) формировать навыки самоподготовки; совершенствовать умение работать в группе, в парах; развивать коммуникативные умения.

3) воспитывать чувства коллективизма, уважения и внимания друг другу, бережному отношению к животным.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель загадывает загадки. Отгадки –рисунки вывешиваются на доске (дети стоят около доски).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

 ( Лес)

                

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

( Лось)

                Кто на ветке шишки грыз

                И бросал объедки вниз?                                        

                Кто по елкам ловко скачет

                И влезает на дубы.

                Кто в дупле орехи прячет,

                Сушит на зиму грибы?

                        (Белка)

                Хозяин лесной

                Просыпается весной,

                А зимой под вьюжный вой

                Спит в избушке снеговой.

                        ( Медведь)

                Кто зимой холодной

                Бродит в лесу злой, голодный?

                        ( Волк)

                Рыжая птичница

                В курятник пришла,

                Всех кур перечла,

                С собой унесла.

                        ( Лиса)

                Маленький, беленький

                По лесу прыг-прыг,

                По снежку тык- тык!

                        ( Заяц)

                Сердитый недотрога

                Живет в глуши лесной,                                                                Иголок очень много,

                А ниток ни одной.

                        ( Еж)

                

                    Лежит замарашка

                В щетинистой рубашке.

                Хвост крендельком,

                Нос пятачком.

                          (Кабан)

Фаза вызова.

Мы продолжаем знакомиться с дикими животными. Сегодня на уроке мы будем рассуждать , искать ответы  на вопросы.  Вам предстоит вспомнить многое о диких животных . Почему мы их называем дикими? Где живут дикие животные? Чем питаются дикие животные? Кто и где видел диких животных? Чем заняты дикие животные летом? Какие проблемы встают перед дикими животными осенью? Как живется диким животным зимой? Свободное высказывание детей, обмен мнениями.  Показ слайдов «Дикие животные».

Фаза осмысления.        

Вам предстоит самостоятельно ответить на  два вопроса .На какие группы делятся дикие животные? Какие важнейшие признаки имеет  каждая группа животных? А затем предстоит работа с тестами.

Работать будем в группах. Возьмите таблички с номерками. Пройдите  к столу, на котором стоит табличка с вашим номером. На столах разложены информационные листы, изучите их, обсудите в парах. Не забывайте, что вы должны будете рассказать этот материал членам своей первоначальной группы.                                                                                

                                                                                        

Дети расходятся к столам, изучают материал, рассказывают друг другу ( работа в парах).

Теперь каждый из вас владеет небольшим блоком информации, которые вы должны передать членам вашей группы, обучить их. Не забывайте, что кто –то из членов вашей группы будет потом отвечать на один из изученных вопросов и этим зарабатывать оценку для всей команды.

Учащиеся рассказывают свой блок информации членам первоначальной группы.

А теперь вы должны продемонстрировать свои знания. Каждая группа получает по одному вопросу. Определите, кто будет отвечать.

Учитель – эксперт и отвечать не может. Все остальные слушают и дополняют.

Взаимооценка.

Вы прослушали все выступления. Теперь вы должны обсудить и оценить ответы других групп, не оценивая себя. Результаты запишем в таблицу на доске.

1 группа

2 группа

3 группа

1

2

2

2

2

2

0 – плохо

  1. хорошо

2 -отлично

Рефлексия.

А теперь вернемся к вопросам, которые прозвучали  в начале урока.

Что нам удалось выяснить? Ответы учащихся. А сейчас работа по тестам. Работать будете в парах.  Проверка работ (обосновать ответы).

        Подведение итогов урока.

- Как вы оценили работу своих товарищей? (Оценочная таблица-  подсчитать количество баллов)

-Понравилось ли вам работать группами?

Домашнее задание.                                                                        

Изучить текст в учебнике на с.50-55

Приложение №1

Информационные листы к уроку.

  1. Среди животных есть насекомые, рыбы, птицы, звери , земноводные, пресмыкающиеся.

Насекомые –животные, у которых шесть ног (три пары).

Рыбы – водные животные, тело которых покрыто перьями.

Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

Звери- животные, тело которых покрыто шерстью.

К особой группе относятся земноводные – лягушки и жабы. К другой группе – пресмыкающиеся – змеи ящерицы, черепахи крокодилы.

Тесты.

  1. Отметь признак птиц.

А    Шерсть                                Б    Шесть ног

В    Перья                                Г    Чешуя

  1. Шерсть  является признаком:

А    насекомых                                 Б     рыб

В    птиц                                        Г      зверей

  1. В каком ответе названы только рыбы?

А     Окунь, лещ, крот, пескарь, камбала

Б     Щука, карась, акула, ерш, сом

В     Треска, судак, лягушка, сорока, комар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»

Цель мастер-класса:  демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...

Методическая разработка "Материалы для проведения внеклассной работы по окружающему миру"

Материал  адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.Полезный потенциал: овла...

Методическая разработка с использованием технологии развития критического мышления

Предмет: русский языкТема урока: «Несклоняемые имена существительные»Тип урока: урок «открытия нового знания»...

Авторская методическая разработка по использованию интерактивного материала на уроках русского языка во 2 классе

Авторская методическая разработка по использованию интерактивного материала на уроках русского языка во 2 классе...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРКМЧП НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ». Фрагменты уроков.

Практическое использование  приёмов ТРКМЧП на уроках окружающего мира в 3 классе УМК "Планета знаний". Можно использовать в других УМК....

Методические рекомендации "Использование электронных пособий на уроках окружающего мира"

Представлены электронные пособия, изготовленные мною для работы на уроках окружающего мира при изучении исторического раздела....

Методическая разработка путешествия по звёздному небу весной на окружающем мире.

Определяем и наблюдаем положение созвездий на ночном небе....