Методическая разработка путешествия по звёздному небу весной на окружающем мире.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Куроптева Светлана Александровна

Определяем и наблюдаем положение созвездий на ночном небе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куроптева Светлана Александровна-учитель начальных классов, высшая категория

Предмет: окружающий мир по программе «Перспектива»

Тема урока: Звёздное небо весной.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Класс: 2 а

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• определять положение созвездий Большой Медведицы, Малой Медведицы весной;

• находить созвездия Кассиопеи и Льва на звёздном небе;

• определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды;

• наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради;

• применять на практике освоенные на уроках способы поиска звёзд и созвездий;

• фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков в рабочей тетради.

Метапредметные результаты:

• сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия;

• освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи;

• соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком;

• соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком;

• достраивать схемы созвездий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради;

• использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий;

• придумывать сказку о созвездиях весеннего неба.

    

 1. Познавательные УУД:

     - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

     - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;

     - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

     - работать с различными источниками информации.

 

    2. Регулятивные УУД:

     - формировать умение концентрировать внимание;

     - закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

      - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

      - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 

      - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

     3. Коммуникативные УУД:

     - формировать умение работать в группе;

     - воспитывать  навыки коммуникативного общения  в процессе работы в группе;

     - уметь слушать и понимать речь других;

     - контролировать действия партнёра по деятельности;

     - оформлять свои мысли в устной форме; 

Личностные результаты:

  • воспринимать красоту звёздного неба.
  • - формировать положительную мотивацию к обучению;
  • - создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету;
  • - развивать организационные умения и умения самоконтроля и самооценки.

Оборудование: У учителя слайды для интерактивной доски или мультимедийной проекции; 2 часть учебника, карточки с названиями звёзд и созвездий. У учащихся — 2 часть учебника, рабочая тетрадь, лист-карта-1 на парту, цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока.

1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Александровна. Я проведу у вас урок окружающего мира.

 Посмотрите, у нас сегодня  гости, поприветствуем их.

И вы, и я очень волнуюсь, поэтому улыбнёмся друг другу, за окном весна, мысленно пожелаем удачи и добра, а волнение отправим прочь . Сели тихо и красиво.

2. Мотивация учащихся.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

3. Актуализация знаний.

-Ребята, посмотрите на доску, прочитаем хором слова.

Сириус

Регул

Полярная звезда

Солнце

 -Объединитесь в группах по 4 человека и ответьте на вопрос, что общего в этих словах и попробуйте свой ответ обосновать.

- Даю 2 минуты.(работа в группах)

(используя ранее полученные знания, доказывают, что это звёзды. Сомнение вызывает Регул)

- А сейчас прочитаем хором слова из 2 столбика

     Орион

 Лев

                           Малая Медведица

             Кассиопея

                  Большой Пёс

-Что объединяет этот столбик? (созвездия)

- Все согласны с данным мнением?

- Почему ребята все слова написаны с заглавной буквы? (имена собственные)

-Кто пойдёт к доске и покажет стрелками, какое созвездие к какой звезде относится?

(Сириус - Большой Пёс,  Полярная звезда - Малая Медведица, Регул – Лев, Кассиопея вызвало сомнение)

-Все согласны с … ?

4. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемы.

-В чём затруднение?

-Какую цель поставите перед собой?

-Как будет звучать тема нашего урока? (Звёздное небо. )  

  -Звёздное небо в какое время года? (весной)                                                                                ВКЛЮЧАЮ ПРОЕКТОР

- Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по весеннему звёздному небу.
- Что бы вы хотели узнать, наблюдая за звездным небом? ( ответы детей) 

- На эти вопросы мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке, познакомимся с новыми созвездиями, попытаемся быть исследователями.

5. Открытие новых знаний.

- С давних времён человека манило ночное небо – загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звёздное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. 
(1 слайд презентации)

-Ребята, кто на днях смотрел на звёздное небо?
- Что увидели, расскажите?

- А кто помнит, какие созвездия мы видели на зимнем небе? (Большую и Малую Медведицы, Орион) (2 слайд)

- Как мы отыскивали Полярную звезду? Кто пойдёт к доске и покажет? (Вова Егоров)

(Находили сначала две звезды, которые образуют переднюю стенку ковша Большой Медведицы. Мысленно соединяли их линией и продолжали эту линию от верхней звезды ковша. Эта «дорожка» и привела нас к Полярной звезде)

-А чем знаменита Полярная звезда? (Она указывает расположение Северного полюса)

-Молодец, ставлю «5» за такие познания!

-А как располагался на небе зимой ковш Большой Медведицы? (зимой «ручка» ковша была направлена вниз) (3слайд  - зимнее расположение)

-Верно. Зимой ковш из семи звезд будет виден так, что его ручка свисает вниз, наподобие сосульки, а дно ковшика смотрит вправо.

-А сейчас изменилось положение? (затрудняются ответить)

-Взгляните на слайд (3 слайд - весеннее расположение)

-Весной ковш повернут донышком вверх, так, что из него вылилась бы вся вода, как весенний дождик, а ручка повернута на восток, вправо.

- А теперь выясним, остались ли на прежнем месте звёзды ковша Малой Медведицы (в том числе Полярная звезда). (Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звёзды ковша Малой Медведицы совершили такое же круговое движение, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы).

-Почему так происходит? (Во Вселенной всё движется, всё изменяется. И сама Вселенная тоже движется.)

 -Давайте прочитаем стихотворение и подведём итог сказанному. (читают по столбику вслух)

(4 слайд)

Наша милая планета

-Ты, конечно, знаешь это!

Каждый день и каждый год

Совершаешь оборот.

А с Земли при наблюдении

Создаётся впечатление,

Что кружится не она,

А все звёзды и Луна.

Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

Не стремится никуда!

И в любое время года

В самом центре хоровода.

Сможешь ты её найти,

Если сбился вдруг с пути.

Ось земная на неё

Направляет остриё.

Можешь быть уверен:

Где она – там СЕВЕР!

Та звезда – не просто точка,

А нога МИШУТКИ – дочки!

Чёрный нос МЕДВЕДЯ – мамы

На неё укажет прямо!

(5 слайд)

-Посмотрите на слайд, мы можем наблюдать изменение положения звёзд в созвездии и самих созвездий относительно друг друга каждые 3 месяца. Значит, эти изменения завися от того же, что и изменения в природе по сезонам. От чего зависит изменение сезонов, когда за зимой следует весна, за весной - лето, за летом - осень, за осенью – зима? (От вращения Земли вокруг Солнца)

-Правильно!

-А сейчас встанем, отдохнём!

Физпауза

Выключаю проектор

http://mudryj-gnom.3dn.ru/Kirill/185/Autogen_eBook_id32.png

- Продолжим наше путешествие по звёздному небу. Будем работать в парах. У вас на столах лежит лист, где изображены самые заметные созвездия звездного неба северного полушария. Возьмите его. Для какого времени года составлена эта карта, если проводить наблюдения поздно вечером? (Для поздней осени. В ковш Большой Медведицы можно сложить весь осенний урожай).

-А можно ли использовать эту карту для наблюдений зимой, весной и летом, если она составлена для осени? (ответы детей)

-Конечно можно. Просто поверни ее так, чтобы положение ковша Большой Медведицы соответствовало времени года. Вам будет удобнее, если лист с картой вы поднимите над головой и посмотрите на нее снизу вверх, так, чтобы очертания ковша Большой Медведицы на карте совпали с очертаниями ковша на небе.

-Ребята, а если продолжить линию, с помощью которой мы нашли Полярную звезду, то увидим созвездие “Кассиопея”. Откройте учебник на стр. 70 и взгляните на рисунок.

 Его главные звёзды образуют растянутую за “ножки” букву “М”. Весной и летом эта буква перевёрнута. А на осеннем небе найдите на карте созвездие Кассиопея, что мы наблюдаем? (стоит боком)

- Верно! Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи – героини древнегреческих мифов. Кому интересно узнать о созвездии больше,  найдите из дополнительных источников и расскажите  на следующем уроке. (Д.з.)

-Посмотрите в учебник на стр.71 и рассмотрите созвездие Кассиопея на старинной звёздной карте.

- Созвездия Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея видны на небе в любое время года.

ВКЛЮЧАЮ ПРОЕКТОР

5 слайд.  А теперь рассмотрим противоположную часть неба. Здесь звёздная картина изменилась по сравнению с зимой. Появились другие созвездия, среди которых особенно интересно созвездие Лев. Его главные звёзды образуют фигуру, похожую на лежащего царя зверей – льва. Самая яркая звезда этого созвездия находится в передней части фигуры льва и называется как, кто-нибудь знает?

Регул (в переводе это название как раз и означает «царь».)

-Давайте немного отдохнём и выполним зарядку для глаз.

Выключаю проектор

6. Закрепление

-А сейчас откройте рабочие тетради на стр.38 и выполним самостоятельно задание под №1. Что нужно сделать? (С помощью иллюстраций учебника соедини звёзды так, чтобы получилась фигура созвездия Кассиопеи и Льва)

-Выполняем цветными карандашами. (хожу по классу и проверяю)

-Молодцы!

7. Д.з.

-Посмотрите, домой задаю №2 на стр.38 в тетради и на выбор №3 или №4 на стр.39

-А кто помнит, что я ещё задала на дом? (найти из дополнительных источников материал  и рассказать о созвездии Кассиопея)

8. Рефлексия

Ребята, наше путешествие подходит к концу, но звезды не хотят отпускать нас не убедившись, что мы о них уже много знаем.

-У вас на столах у каждого по такой звезде.

-Если вы считаете, что на уроке у вас все получалось хорошо, не было трудностей с усвоением нового материала и у вас хорошее настроение -  закрасьте  звезду голубым цветом.

-Если считаете, что не все получилось , что-то не запомнили, но всё равно хорошее настроение - закрасьте звезду жёлтым цветом.

-Если считаете, что многое не получилось, всё было трудно, непонятно и неинтересно и настроение плохое -  закрасьте  звезду красным цветом.

-Поднимите свои звёздочки. Я вижу почти у всех голубые звёзды, молодцы!

9. Итог урока.

-Ребята, посмотрите на доску, мы сейчас сможем доделать задание, которое было в начале урока и правильно показать стрелками, какая звезда к какому созвездию относится? Кто пойдёт?

-Все согласны? Молодец, за урок «5»!

-А сейчас, звездная блиц – викторина. Из предложенных ответов нужно выбрать правильный и подчеркнуть его.

-А на другой стороне листа после нарисуйте одно из созвездий весеннего неба.

- А я на этом с вами прощаюсь, спасибо всем за урок! Вы отлично поработали! Альбина Вячеславовна проверит ваши тесты и всем поставит отметки.

Блиц-викторина  «Звездное небо весной»

Ф. И. ____________________________________________

1. Отметь правильный ответ. Весной эта звезда осталась на прежнем месте.

Солнце

Сириус

Полярная

Альтаир

2. Отметь правильный ответ. Если продолжить линию от Полярной звезды, то эта «дорожка» приведет к созвездию

Лев

Большая Медведица

Волопас

Кассиопея

3. Отметь правильный ответ. Самая яркая звезда в созвездии Лев называется

Полярная

Регул

Арктур

Сириус

4. Подчеркни созвездия, которые можно наблюдать на небе в любое время года.

Большая Медведица, Лев, Кассиопея, Волопас, Малая Медведица, Дева

5. Определи созвездие по описанию.

Главные звезды этого созвездия образуют фигуру, похожую на букву «м». Весной это фигура перевернута. Это созвездие - _______________________________.

6. Отметь правильный ответ. Созвездие, которое носит имя царя зверей.

Орион

Волопас

Лев

Северная корона

7. Напиши, как переводится название самой яркой звезды в созвездии Лев.

___________________________

-Ребята, посмотрите, что я принесла. Как вы думаете, что это? (макеты звёзд)

-Правильно. Перед вами 3 макета звезды: Солнце, Регул, Сириус. Даю 2 минуты посовещаться в группах, затем ответить и доказать, где какая звезда. (работа в группах)

(Жёлтая-самая маленькая, это солнце. Белая-средняя, это Сириус. Больше всех голубая-Регул, сплюснута к полюсам)

 Верно, ребята. Звёзды отличаются размером и цветом. И действительно именно Солнце – самая маленькая из представленных звёзд. Так почему же тогда Солнце светит нам днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками? ( Солнце – это ближайшая к Земле звезда.)

Верно. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт день. Днём незаметен слабый блеск других, более далёких звёзд. И только ночью, когда солнца на небе нет, они становятся видны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Материалы для проведения внеклассной работы по окружающему миру"

Материал  адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.Полезный потенциал: овла...

Методическая разработка интегрированного урока по развитию речи и окружающего мира "Прощание с зимой" 2-3 класс УМК любой.

В зависимости от подготовки учащихся данную разработку можно использовать во 2-ом или 3-ем классе как для урока, так и для внеурочной деятельности. Дается много заданий для развития познавательных спо...

Методическая разработка с использованием технологии взаимообучения на уроке окружающего мира 2 класс

В данной разработке представлен материал по технологии взаимообучения, применяемый на уроке окружающего мира во 2 классе...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях мобильного класса

Урок построен по технологии АМО, содержит презентацию в свободном доступе. В ходе урока использованы АМО, которые способствуют  определить цель, наметить пути решения, организовать рефлексию. Под...

Методическая разработка к урокам русского языка, изобразительно искусства, окружающего мира - "Словарные слова - деревья".

Методическая разработка"Словарные слова--деревья:берёза, осина, рябина. в каждой из презентаций рассказывается о данных деревьях. представлены картинки, ребусы, дано значение слова, происхождение, одн...

Методическая разработка урока с использованием дистанционного обучения по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: «Дикие и домашние животные».

Методическая разработка урока с использованием дистанционного обучения по окружающему миру во 2 классе.Тема урока: «Дикие и домашние животные»....