Конспект урока окружающего мира "Заочное путешествие в лес"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок может быть проведён в начале изучения темы "Лес" или в конце темы как итоговый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Zaochnoe_puteshestvie_v_les.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Заочная экскурсия в лес»

Цели и задачи:

  1. Познакомить детей, чем является лес для человека, с правилами поведения человека в лесу, о пагубном влиянии человека на лес.
  2. Воспитывать любовь к природе, учить детей удивляться, восхищаться ею.
  3. Развивать речь, мышление,  воображение.  

Оборудование.

1. Электронный учебник «Лабораторный практикум по биологии.»

2.Кассета  (звуки леса)

3.Запрещающие знаки

4.Кроссворд

5.Плакат “Поляна”

6.Рисунки с изображениями леса

7.Клей, ножницы, цветная бумага, картон.

Заочное путешествие в лес.

                                                               Ход урока

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны, будете,  дети,

Чудные тайны откроете эти.

- Сегодня на уроке природоведения нам с вами предстоит прогулка в лес. Вы бывали когда – нибудь в лесу? Значит. Нам нетрудно будет представить эту прогулку

- Прежде чем войти в лес, давайте проверим, что вы знаете о нем?

- По пути, давайте заполним кроссворд.

Блиц турнир:

  1. Какое дерево является символом России?
  2. Плодами, какого дерева являются желуди?
  3. Узнай животное по описанию:

а). «Имеет пятнистый окрас, бакенбарды, кисточки на ушах».

  1. С какого дерева эти листочки и веточка? (рябина),
  2. ( осина),
  3. ( ель).
  • Ну что же, вы хорошо знаете лес. Теперь смело можно войти. Давайте представим, закроем глаза (звучит музыка, звуки леса ,использование
  • Э.У материала «лабораторный практикум по биологии» )
  • Ребята, а как мы будем себя вести в лесу? (тихо, не кричать)
  • Вы чувствуете, как здесь легко дышится? А кто знает, почему? (растения выделяют кислород).
  • -У меня есть знакомая старушка, она прежде чем войти в лес, сначало здоровается. Давайте и мы поздороваемся. Скажем :- «здравствуй батюшка лес»

Нет ничего милее бродить,

И думать здесь

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

  • Чем является лес для человека? (место отдыха, прикрепляется табличка на доске)
  • А как вы понимаете, «излечит», «обогреет»?
  • Какие лекарственные растения вы знаете?
  • А вы знаете, как они помогают?

( продолжение заполнения кроссворда)

  1. А сейчас подумайте и скажите,
  • если ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (подорожник)
  1. Как можно вылечить воспаление горла? (отвар мать-мачехи, липы). Какое из этих растений подойдет к кроссворду? (липа).
  2. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (валериана).
  • Так чем же является для человека лес? (аптека, прикрепляется табличка на доске).
  • Ой, посмотрите, а это что? Запрещающий знак. Что он обозначает? (запрещен сбор лекарственных трав).
  • Значит, нам надо быть здесь осторожными.

(небольшая лекция о лекарственных растениях)

     

- Ну что же, идем дальше. Посмотрите, какая прекрасная полянка. А цветов то сколько!

( использование Э. Ю. )

Давайте пройдемся медленно по лугу

И «Здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться:

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтобы увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- А знаете ли вы цветы?

Игра «Узнай цветок ». ( продолжение заполнения кроссворда, учитель читает описание цветка, дети отгадывают).

  1. Ветреница.
  2. Колокольчик.
  3. Одуванчик.
  4. Ландыш.
  • Идем дальше, опять знак, что обозначает этот? (нельзя рвать букетами цветы).
  • А что, теперь в вазочку нельзя поставить? (выращивать дома).

Небольшая лекция о вреде сбора цветов.

- Конечно цветы нельзя рвать, если они тут живут, чем же является для них лес? Еще для кого лес является домом?  (прикрепляется на доске табличка «Дом для растений и животных»).

- А это что такое, посмотрите, на стволе вырезано: “Здесь был Петя”. А-яй-яй. Вы тоже поступите так?

- Почему?- Мы его никогда не видели,  но иногда можем сказать…

- Что мы можем сказать об этом Пете?

- Он грубиян, ничего не знает о жизни природы, ведь теперь это дерево может погибнуть.

- Если бы вы его встретили, что бы вы ему сказали?

- Давайте здесь тоже поставим запрещающий знак.

                ( Не повреждай кору дерева)

- Ребята, наверное, устали. Хочется попить воды. Кто это там весело и звонко смеётся. Это же родничок! ( использование  Э. У. материала )

                                           - А будет жажда мучить-

                                             Средь зарослей колючих

                                             Покажет родничок

                                             Нагнусь к нему напиться-

                                             И видно всё до дна

                                             Течёт вода-водица,

                                             Вкусна и холодна.  

- Напились, освежились, значит пришли к выводу, что лес источник свежей воды.

- Давайте присядем на берегу лесной речки, я хочу вам рассказать очень страшную историю.                                        

                                               (Сказка о ручейке)

- Какой урок этой сказки?

- Глядите, и ещё один запрещающий знак.

                      ( Не загрязняй водоёмы)

- И пусть этот ручеёк будет чистым.

- Продолжаем прогулку, посмотрите, сколько тут ягод, грибов. Да, отсюда мы голодными не уйдём.

                                            - Нас ждут в лесу рябина,

                                              Орехи и цветы,

                                              Душистая малина

                                              На кустиках густых.

                                            Ищу грибов поляну,

                                            Я, не жалея ног,

                                            А если и устану-

                                            Присяду на пенёк.

- Видите я сколько набрала, а для чего это?

- Последнее слово кроссворда спрятано в моей корзине.

                                         -И на горке и под горкой,

                                          Под берёзой, и под ёлкой,

                                          Хороводами и в ряд

                                          В шляпках молодцы стоят.

- К кроссворду мы ещё вернёмся.

- Посмотрите сколько знаков мы уже встретили, а какие знаки ещё можно поставить, а вот и они, Лесовичок, наверное, забыл о них.

- Да они пустые, Лесовичок не успел их сделать. Давайте сядем на пенёчки и поможем ему.

- Вы согласны?

- Не только сделайте, но и будете защищать, прочитать рассказ о знаке.

1. группа

              Не разводи костры.

2. группа            

              Не ломай ветви деревьев.

3. группа

              Не разоряй птичьи гнёзда.

4. группа

              Не оставляй мусор в лесу.

         ( дети защищают свои знаки)

На этом наша прогулка в лес закончена, давайте вспомним мою знакомую старушку, скажем спасибо “батюшка лес”

Ведь вон, сколько ягод и грибов подарил он нам.

                                        ( спасибо)

- А теперь ещё раз вспомним для чего нужен лес?

- И что нельзя делать в лесу, для того, чтобы всё это сохранилось.

- А теперь вернёмся к кроссворду, здесь скрыта главная мысль урока, вы ничего не заметили?

                                              Береги природу!

                                           

- Ребята, а достаточно ли просто беречь природу?

- За чем вы сидите, из чего сделаны?

Что ещё сделано из дерева?

- Для того чтобы всё это создать, надо вырубить много деревьев.

- И если мы будем вырубать, а восстанавливать не будем, то что у нас останется?(на доске пустая поляна)

- Какая скучная картина, давайте сами посадим лес, для этого у нас всё есть.

- Ну-ка ребята, у кого саженцы деревьев, подходите сюда.

- Красивая получилась природа? А чего-то всё- таки не хватает на нашей картине, ведь лес это дом для кого?

- У кого животные подходите  заселяйте и дом.

- Насекомые тоже в лесу живут.

- Кроме деревьев есть грибы.

- Ещё растения, земля, цветы

- Посмотрите, какой прекрасный лесной мир.

- Довольны своей работой?

- Давайте и в жизни создавать такую картину, ведь не зря президент нашей республики этот год объявил годом “парков и садов”.

И если каждый из вас посадит хоть по одному дереву возле дома или в саду, то воздух станет чище, а мир прекраснее.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Путешествие тучки по Европе"

Урок с применением ИКТ, групповой, игровой технологий....

Конспект урока окружающего мира "Путешествие в Иерусалим " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (3 класс)Тема: Путешествие в Иерусалим...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...

Конспект урока окружающего мира «Путешествия» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: выявление уровня знаний учеников по разделу «Путешествия».Планируемые результаты:   Предметные:- уметь адекватно оценивать свои достижения;- уметь без ...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представлений о городе Москва, о достопримечательностях Москвы. Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

Конспект урока окружающего мира Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представления о городе Москва; о его достопримечательностях.Планируемые ...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по планете». (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; умение находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, прививат...