Урок по теме:"Значение болот"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Головко Марина Львовна

Открытый урок по окружающему миру с самоанализом. 3 класс, система Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Znachenie_bolot_dlya_cheloveka..docx309.17 КБ
Файл kommentarii_k_uroku.docx15.37 КБ
Файл Prezentaciya.pptx991.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Природное сообщество «Болото».

Цели:

Предметные

-Сформировать представления о роли болот в жизни человека, свойствах торфа, развивать у учащихся понятия, что в природе все взаимосвязано, что  действия человека  влияют на природу.

- Формировать экологическую грамотность

Метапредметные

- Развитие у учащихся УУД, необходимых для построение самостоятельных рассуждений и умозаключений, освоение навыка наблюдения, как основы исследовательской деятельности

-Развивать умение добывать информацию в соответствующей литературе.

-Развивать умение наблюдать, проводить опыты,  делать выводы, выделять значимый материал, в соответствии с поставленной учебной задачей.

-Воспитывать уважительное отношение к природе,  культуру поведения в лесу.

Оборудование:

Образцы торфа, лупа, глина, блюдце, стакан с водой, спиртовка, презентация, карточки с текстом.

                                                        Ход урока.

1. Настрой на урок.

-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, закройте глаза и представьте цвет и звук, соответствующие вашему настроению.

-Какой цвет вы представили?

(Дети с помощью цветовой гаммы рассказывают о своем настроении).

-Почему настроение у всех разное? (Каждый видит и ощущает мир по-разному, у каждого свое настроение и состояние здоровья. Я надеюсь, что урок принесет вам радость, новые знания и  ваше настроение станет еще лучше)

(Если у детей повышенная тревожность провести релаксационное упражнение «Дерево»)

 - Продолжите предложение:

Я жду от сегодняшнего урока ………

На уроке мне хотелось бы не только ………

  Я надеюсь, что урок вам понравится, все ваши ожидания исполнятся, будет интересно и мы хорошо поработаем.

2. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке, дадим слово нашим дежурным синоптикам, послушаем какие наблюдения они провели.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

6 апреля ночь теплая, то весна будет дружная.

Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.

Весною сверху печет, а снизу морозит.

Мокрый апрель – хорошая пашня.

Сообщение о погоде. ( Комментарии детей, сравнение наблюдений за погодой, дополнение к  приметам)

- А может в апреле стоять такая жара, из-за которой будут возникать пожары.

- Из-за чего возникают пожары?

-Как называется наука изучающая пожары?

-Какой вред наносят пожары в лесу?

-Кто чаще всего является виновником пожаров?

(Какой вред нанесли пожары этим летом, как пострадали люди, животные, растения?)

Мы разработали, памятку,  как правильно разжигать костер в лесу.

Расскажите,  какие правила нужно соблюдать!

(Представление пунктов памятки, дети работали дома в группах, заранее выбрав пункт с которым будут работать) (Приложение №1)

  • Дети не должны разводить костер одни без взрослых.
  • Нельзя разводить костер под деревьями.
  • Костер лучше разводить костер на старом кострище.
  • Нельзя разводить костер с помощью зажигалки.
  • Обязательно наблюдай за горящим костром.
  • Уходя обязательно надо погасить костер, засыпать песком место костра.


C:\Documents and Settings\Mac\Рабочий стол\школа\природа\природные сообщества\болото\фото\P1000843.JPG

C:\Documents and Settings\Mac\Рабочий стол\школа\природа\природные сообщества\болото\фото\P1000834.JPG

-Ребята, кому может помочь наша памятка? (Взрослым и детям)

-  Давайте после урока повесим ваши работы на стенде в школе, и будем надеяться, что и родители и ребята прочитают и вспомнят эти правила.

4. Постановка проблемы и определение целей и задач урока.

-Мы уже много знаем о лесах, о его растительном и животном мире, но сегодня поговорим о загадочном объекте природы.

Давайте закроем глаза и отправимся в труднопроходимую тайгу.

(Музыка)

Все обходят это место,

Здесь земля как будто тесто

Здесь осока, кочки, мхи

Нет опоры для ноги.  (Болото) (слайда №1,2)

 - Что вы знаете о болотах? (Ответы детей)

Сообщение учителя.

Тайга бы не была тайгой, если бы заросли леса не перемежались болотами.

Раньше в природе все было одушевленно. Болото имело своих духов (Слайд №3). Идешь по лесу никого … и вдруг тебе кажется, что кто – то окликает тебя, зовет – уж не леший ли? Леший – лесной дух, очень любят лешие прятаться в стволах деревьев. С виду дерево как дерево, а в стволе леший сидит.

Самые переувлажненные  участки болота называются топи. Немало людей и животных погибло  - не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью. Люди пытались задобрить духов, оставляя хлеб, ягоды.

- Почему так происходило? (ответы детей)

Если люди не могли объяснить многие явления  происходящие на болоте. Откуда в темноте появляются огни, Слышны стоны. Почему исчезают люди на болотах, почему тогда люди селились рядом с  болотами?

 С одной стороны болото беда, а с другой кладезь добра.

-  О чем мы будем говорить сегодня на уроке?  (Предположения детей)

Тема нашего сегодняшнего урока «Значение болот в жизни человека»

(Тема вывешивается на доске)

5. Работа над темой урока.

ПРЕСНАЯ ВОДА

-Ребята я вам предлагаю обратиться к тексту. Прочитайте отрывок и сделайте вывод, чем важны болота.

«Болотом называется избыточно увлажненные участки суши со слоем торфа не менее 30 см, с особенным растительным и животным миром. Болота образуются в районах с влажным климатом, там, где неглубоко залегают грунтовые воды. Болото важное звено круговорота воды на земле, накопители и регуляторы пресной воды. Они, как губка, сохраняют влагу. Многие реки берут свое начало из болот. Когда много воды болота ее впитывают, когда наступает засуха – отдают воду рекам. Без болот многие реки мелеют и пропадают».

-Какой вы текст прочитали? Почему?

-Что важного вы узнали из этого отрывка?

-Чем важны болота для человека?

Слайд №4 

6.Физминутка

По болоту мы идем

Очень осторожно!

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

6. Продолжение работы по теме урока

ТОРФ

Мы привыкли к тому, что вода в почве благо. Если в почве нет воды растения погибают.

-Но может ли вода быть для почвы горем?

-Почему?

              Вывод: Недостаток кислорода и избыток влаги приводит к тому, что отмершие растения не разлагаются полностью, а накапливаются из года в год и постепенно превращаются в торф. (Показ торфа)

 Исследовательская работа. (Слайд №5-6)

-Разрешите спор двух учеников. Один утверждает, что торф имеет разную окраску и  легче воды, другой говорит, что цвет не может быть разным и торф тяжелее воды.

 - Можем мы сразу ответить кто из ребят прав? Что можно сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Ответы детей)

 -Ответ на этот вопрос поможет нам найти практическая работа.

 (Работа проводится в группах.)

Инструкция: Свои наблюдения вы будете записывать в таблицу. Определите кто какую работу будет выполнять, кто будет представлять результаты ваших наблюдений. Постарайтесь, чтобы все ребята приняли участие в работе, если потребуется помощь обратитесь к учителю или другим ученикам.

  • Определите цвет сухого и мокрого торфа. В чем между ними различия?
  • Рассмотрите кусочек торфа под лупой. Из чего он состоит?
  • Если взять кусочек торфа и кусочек глины, что будет тяжелее?
  • Кусочек сухого торфа бросьте в стакан воды. Тонет ли торф?
  • Учитель показывает, что торф горит. Какое свойство при этом можем установить?

(Выслушиваются ответы детей, выступает один представитель от группы, при обсуждении выслушиваются дополнения от представителей других групп)

-Сделайте вывод.

Вывод: Торф темно коричневого цвета, Состоит из остатков отмерших растений, которые легко отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и глины. Сухой торф впитывает влагу и хорошо горит. Может быть хорошим горючим материалом и хорошим удобрением!

РАСТЕНИЯ БОЛОТ.

 - Ребята мы прочитали научный текст, провели практическую работу, а откуда еще мы можем получать знания. (ответы детей)

-Прочитайте отрывок из рассказа М. Пришвина «Кладовая солнца».  Найдите в тексте то, что относится к теме нашего урока.

(Дети работают в парах, читают по выбору или вместе, выбирают названия ягод)

«Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику – та растет, и ее видишь: стебелечек  тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны маленькие листочки, и у листиков сидят  мелким горошком чернички – черные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики темно зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью политым. Еще растет на болоте голубика кустиком – ягода голубая, ягода более крупная, не пройдешь не заметив. В глухих местах, где живут глухари, встречается костяника – красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна единственная ягода клюква, особенно ранней весной прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только когда ее уже много собирается на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто - то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной Ягодиной зеленую ниточку со многими клюквинами. Захочешь и можешь вытянуть себе целое ожерелье крупных кроваво - красных ягод.»

М.М. Пришвин называл болото «кладовой солнца» - из-за богатой растительности.

 - О чем вы узнали, прочитав этот отрывок?

- Что относится к  теме нашего  урока?

 - Найдите названия растений. Слайд №7

- Что вы знаете об этих ягодах?

-Пользуется человек ягодами, которые растут на болотах?

-Важно это для людей? Слайд №8

- А в нашей местности могут встретиться такие ягоды? Почему?

Докажите.

 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА БОЛОТ

Издавна во всем мире ведется работа по осушению болот. Громадные площади болот пришлось осушить при строительстве Москвы и Санкт - Петербурга. Болота осушают не только для строительства, но и для добычи торфа, который используют как топливо и в медицинских целях. Но при неправильном осушении происходит истощение питательных  веществ, растения испытывают недостаток влаги и усиливают опасность пожаров. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяются под землей и его очень трудно тушить.

 - Подумайте, спросите у родителей, прочитайте в дополнительной литературе, как нужно бороться с данной проблемой.

7.Итог урока: -  Ответили мы на вопрос, где же на болоте беда, а где добро?

- Ребята, у нас сегодня не все ребята были в школе, кто сможет им рассказать об этом уроке?

  - Как можно это сделать?

- Что бы вы рассказали?

8.Рефлексия.

Поднимите руки кто доволен собой на уроке!

Кто не очень?

Кто не доволен?

Заполните карточку дома.

Анкета по самооценке.

Дата…………………

Фамилия, имя…………………………………………

  1. Что нового я узнал о болоте?
  2. Могу ли я что – нибудь еще сделать по этой теме?
  3. Что больше всего запомнилось?
  4. Нужна ли мне была помощь?
  5. Понравился ли мне урок?

9.Домашнее задание. ( по выбору)

А) прочитайте материал в учебнике, сравните с выводом сделанным на уроке.

Б) найдите дополнительный материал по данной теме

В) обсудите с родителями данную тему

(Оценки за урок выставляются за домашнее задание, выбирается в группах самый активный участник (могут выбирать дети, может учитель.)

В зависимости от темпа урока использование учебника можно отложить на следующий урок или использовать для выполнения домашнего задания)



Предварительный просмотр:

Комментарии к уроку «Значение болот в жизни человека»

Данный урок проводится в 3 классе по системе Занкова, в соответствии с календарно – тематическим планированием, в системе изучения интегрированного курса «Окружающий мир».

При подборе учебного материала учитывались психологические особенности детей и результатов психологических исследований, проводимых в классе.

Дидактическим стержнем данного урока является преобразующая деятельность детей. Дети осуществляют умственную деятельность – наблюдение, сравнение, обобщение, делают выводы, умозаключения. На уроке осуществляется принцип «Идти от детей», с учетом, что и как они выполняют и могут ли выполнить.

Комбинированный тип урока был выбран потому, что необходимо проверить глубину и прочность знаний учащихся, изученных на прошлых уроках, а также вводятся новые знания с использованием исследовательской деятельности на уроке. Этот урок имеет гибкую и подвижную структуру, такой урок дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной задачи, степени активности детей и творческого подхода к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют и переходят друг в друга.

Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.

Данный урок осуществляет личностно – ориентированный подход в обучении;

- мотивация учащихся к получению новых знаний (настрой на урок, постановка проблемных вопросов)

- создается среда для развития мыслительных способностей учащихся (работа с текстом, исследовательская деятельность., обсуждение экологической проблемы, сравнение знаний полученных на уроке с учебником)

- на уроке используется субъект – субъектный характер взаимоотношений, используется групповая работа и работа в парах.

 - создается психологический комфорт ученика и возникновение «ситуации успеха»  (проверка домашнего задания, носящего творческий характер, работа в паре и группе)

- на уроке используются проблемные методы обучения (создание коллизий, поисковый характер добывания знаний), эвристические методы(открытие новых знаний самими учениками), рефлексивные методы (анкета для самоанализа, самоконтроль)

Урок проводится с использованием ИКТ. Урок сопровождается  презентацией , что способствует развитию зрительного восприятия, зрительной памяти, поддерживается интерес к изучаемому материалу, развиваются такие процессы как анализ, синтез, наблюдение, воображение.

На уроке осуществлялся деятельностный подход в обучении, так как дети проводят практическую работу. Физминутка связана с изучаемым материалом, прослеживается связь с литературой (работа с научным и художественным текстом), с уроком ИЗО ( оформление памятки).

«Положительные эмоции увеличивают возможности интеллекта». На уроке представлен эмоционально насыщенный речевой материал (стихотворение, приметы, отрывки из  художественного и научного текста) позволяющий влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.

Результативность данного урока можно было проследить  при проверке домашнего задания на следующем уроке при анализе полученных знаний на уроке и анализа статьи учебника. Дети хорошо усвоили материал изученный на уроке, получили удовлетворение от проделанной работы, оценили свой вклад в урок, обдумали, что еще можно изучить по данной теме.

Анализ анкеты по самооценке показал:

  1. Понравился ли мне урок? – да (100%)
  2. Что больше всего запомнилось на уроке?

Практическая работа -55%

Начало урока – 10%

Презентация – 25%

Работа с текстом – 5%

Конец урока – 5%

  1. Нужна ли мне была помощь?

Да – 10%

Нет – 70%

Иногда – 20%

  1. Могу ли я что – нибудь узнать по этой теме?

Узнать о животных болота.

Правила поведения на болоте.

Нужно ли осушать болота.

К изученному материалу ребята возвращались при изучении тем «Сибирские дебри», «Тайга», «Горючие полезные ископаемые».

Урок содержит воспитательный момент, связь  с жизненной ситуацией (пожары в лесу, горение торфяников, гибель людей при пожарах), обсуждение данной ситуации, повторение правил поведения в лесу, выставка плакатов после урока, позволяет воспитывать у детей ответственность за свои поступки, воспитывает алгоритм поведения в лесу на отдыхе. Изучение природного сообщества «Болото» воспитывает у детей бережное отношение к природе, правила поведения на болоте.

Исходя из всего сказанного считаю, что урок был развивающим и отвечает современным требованиям к уроку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природное сообщество - болото

Слайд 2

Чаще всего болота образуются в низинах, в водоёмах со стоячей водой. Вода в них застаивается и постепенно зарастает ряской, камышом, осокой, мхами.

Слайд 3

Лесные духи

Слайд 4

Значение болот для человека. Пресная вода

Слайд 5

Люди издавна используют торф как топливо и как удобрение.

Слайд 6

Практическая работа. Торф. Определите цвет сухого торфа. Рассмотрите кусочек торфа. Из чего он состоит? Сравните по весу торф и глину. Кусочек торфа бросьте в воду. Тонет он или нет? Капните в торф воды. Что произойдет? Горит ли торф?

Слайд 7

Вывод: Торф темно – коричневого цвета, состоит из остатков отмерших растений, которые легко отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и глины. Сухой торф впитывает воду и хорошо горит. Может быть хорошим горючим материалом и хорошим удобрением!

Слайд 8

Значение болот для человека. Пресная вода Торф

Слайд 9

Растения болот. клюква черника брусника голубика костяника

Слайд 10

Значение болот для человека. Пресная вода Торф Растения болот

Слайд 11

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Значение леса».

Урок Окружающего мира в 4-м классе....

Презентация к уроку по теме "Значение имен прилагательных", 3 класс

На основе анализа картинки и текста, наводящих вопросов обучающиеся приходят к выводу о роли прилагательных в речи....

Конспект урока по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели урока:  повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи; отработка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными; р...

Конспект урока по теме "Значение и употребление глагола в речи" (УМК "Школа России", 3 класс")

Цели деятельности учителя: формирование понятия о глаголе как части речи; углубление и расширение знаний о глаголе как части речи; распознавание глаголов среди других частей речи.Планируемые результат...

Конспект урока по теме "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, совершенствование навыков распознавать глаголы среди других частей речи и правильного употребления глаголов в письменной и устной речи....

Открытый урок по теме "Значение и употребление имен прилагательных"

Открытый урок по теме "Значение и употребление имен прилагательных" в 3 классе...


 

Комментарии

Головко Марина Львовна

Урок построен по принципу "Идти от детей!"