Конспект урока по теме: Значения суффиксов". Русский язык, 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Саяхутдинова Евгения Викторовна

Урок закрепления первичных знаний о суффиксах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znacheniya_suffiksov.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 В классе

Программа «Школа России», авторы учебника «Русский язык»  В.П.Канакина. В.Г.Горецкий.

Тема:  Значения суффиксов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 - выделять в словах суффиксы;

-образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

-на основе наблюдений выделять значения суффиксов.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, решать её под руководством учителя.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • проявлять интерес к русскому языку.

Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению первичных знаний о суффиксе, совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Педагогические задачи:

1.Учить находить суффикс в слове.

2. Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов.

3.Обогащать словарный запас.

4.Развивать способности анализировать, планировать свою деятельность во внешней речи с помощью учителя.

5.Развивать учебно-познавательный интерес.

Базовая технология: проблемно-диалогическая.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный этап

- На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг, другу, пожелайте хорошего настроения.

 Я присоединяюсь к пожеланиям и верю, что у вас все получится.

-Какие качества настоящего ученика вам в этом помогут?

Эмоционально настраиваются на урок

-Внимательность, активность, дисциплинированность,  умение слушать друг друга, учителя.

Личностные:проявляют готовность к работе на уроке

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

-Что вы можете сказать об этих словах?

Час, часовщик, часики

-Что вы знаете о корне?

-Какая часть слова послужила для образования данных слов?

-Что ж вы знаете  о суффиксе?

- Как изменилось значение слова?

- Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова?

-Как называется  этот способ словообразования?

Помните, что каждый суффикс имеет свое значение. Большую строительную работу выполняет суффикс.

-Все слова являются однокоренными, общая часть слова – корень. Корень - это главная часть слова, общая часть родственных слов

-Суффикс.

-Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня ,с помощью суффикса образуются новые слова

-ответы уч-ся

 -уменьшительно-ласкательный суффикс  ик, при помощи суффикса щик,  образовалось слово-профессия  

-Суффиксальный.

Познавательные:

 находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках ранее

Этап постановки цели урока и планирования работы

Сейчас я расскажу вам сказку про суффиксы, а вы сформулируйте тему урока.

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: “Маленький дом”.

“Домик”, - написал -ик-.

“Большой дом”

“Домище”, - писал -ищ-.

“Старый, дряблый дом”.

“Домишко”, писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, усмехнулся -ишк-,

- Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому,  что это было неправильно.

- Сформулируйте тему урока.

Что мы должны узнать о суффиксах?

Слушают сказку.

-Сегодня на уроке мы будем

изучать значение суффиксов..

-узнать, какие значения могут иметь суффиксы

Личностные:учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну;

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные:

принимают учебную

задачу,сформулированную вместе с учителем.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Этап изучения новых знаний и способов действия

Игра «Побудь волшебником» 

-   У меня волшебная палочка.  По  указанию  палочки вы   превращаетесь в волшебников  и превращаете  слова в названия маленьких предметов.

нос, слон, дом, хвост                        

Алгоритм нахождения суффиксов

- Выделите окончание

-Обозначьте корни.

- Что помогло образовать  новое слово?

Работа в парах.

А) Выпишите имена парами. Выделите суффикс.

Женя-Женечка               Миша-…

Аня-…                             Алеша-…

Света-…                        Федя

Дима-…                          Люба-

Б) Образуйте новые слова с помощью –н, -ов

мороз -…  день  

вечер - …  звон

туман-….  утро

липа-…  чай

-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?

Самостоятельная работа.

 - У меня рассыпались слова. Суффиксы перепутались. Вам нужно соединить слова с суффиксами. Для каждого слова подбираем один суффикс, повторяться суффиксы не должны. Обозначьте корень и суффикс.

ветер  -   ик

шар   -   ец 

суп   -     ок

мороз    чик

- Прочитайте слова. Запишите свои слова с такими же суффиксами. Обозначьте корень и суффикс.

Дождик, диванчик, лосёнок, белочка.

Проверьте работу товарища и поставьте отметку за работу.

-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?

Наблюдения над ролью суффиксов в словах

- Прочитайте слова.

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

-Для чего служит суффикс?

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

-Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

-Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

-Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.

-Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

-носик, слоник, домик, хвостик.

-выделяют окончание, корень.

-суффикс

Работают в парах с карточками

Ответы уч-ся

Взаимопроверка.

Учащиеся ставят отметку друг другу за работу.

Ответы уч-ся

Читают слова

-У этих слов общий корень лис,

отличаются суффиксами.

-суффикс служит для образования новых слов.

Регулятивные:

осуществляют взаимопроверку, контролируют

работу партнера; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей

Правильное выполнение упражнения; устный монологический ответ.

Физкультминутка

Этап закрепления изученного

Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

- Какое значение словам придают эти суффиксы?

Упр. 170 (с. 92).

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы

-ист-, -щик-,- тель-, -ник-, -арь-

Обозначают слова – названия людей по роду их занятий.

Читают слова

Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.

-это суффиксы –ёнок-, -онок-

Личностные:ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,

- учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости

Этап применения изученного

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

- От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

- Чем сходны по смыслу эти слова?

 2.Сказка о суффиксе –ёр-

- Теперь давайте оправимся в театр. В этом театре живёт суффикс. Послушайте о нём сказку:

- Жил-был суффикс. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей. Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался. Иногда ему приходилось быть дублёром, иногда подменял заболевшего суфлёра. Был он ловким жонглёром. Иногда даже вставал на место билетёра, и тогда пропускал в театр всех детей бесплатно. Вот какой фантазёр этот суффикс!

- О каком суффиксе идёт речь?

Перечислите слова, в которых он есть. Запишите любые два слова.

Выделите суффикс и запомните его.

Образуют новые слова, выделяют суффикс

-Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.

- о суффиксе –ёр-

-дирижёр, гримёр, суфлёр, билетёр, фантазёр, дублёр

Учащиеся выполняют задание.

Познавательные:. Предметные:

знают определение суффикса, приставки, умеют находить их

Устные монологические ответы,

Личностные:учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости

Этап подведения итогов урока

Дополнение предложений:

Сегодня на уроке:

1. Я узнал…
2. Я понял…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
5. Для меня было открытием, что…
6. Могу порадоваться успехам…

Ответы уч-ся

Личностные:способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Домашнее задание

С.92 № 172 проговорить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

Конспект урока по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели урока:  повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи; отработка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными; р...

Конспект урока по теме "Значение и употребление глагола в речи" (УМК "Школа России", 3 класс")

Цели деятельности учителя: формирование понятия о глаголе как части речи; углубление и расширение знаний о глаголе как части речи; распознавание глаголов среди других частей речи.Планируемые результат...

Конспект урока по теме "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, совершенствование навыков распознавать глаголы среди других частей речи и правильного употребления глаголов в письменной и устной речи....

Конспект урока по теме Люблю природу русскую.., 2 класс

Конспект урока по теме Люблю природу русскую.., 2 класс...