Конспект урока на тему: «Роль суффиксов и приставок в образовании новых слов» (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Суконщикова Надежда Сергеевна

Конспект урока на тему: «Роль суффиксов и приставок в образовании новых слов» (2 класс) составлен с использованием кейс-технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суконщикова Н.С.

учитель начальных классов МКОУ гимназия

города Вятские Поляны Кировской области

Конспект урока на тему: «Роль суффиксов и приставок в образовании новых слов» (2 класс)

Методическая разработка занятия

Конспект занятия

Дидактическое обоснование занятия

1. Тема занятия: «Роль суффиксов и приставок в образовании новых слов».

2. Дидактическая цель: создать условия для достижения планируемых результатов в процессе изучения нового материала средствами кейс – технологии ИКТ.

3. Тип урока: получения новых знаний.

4. Планируемые результаты обучения (цели по содержанию):

4.1 .Предметные

Научиться распознавать части слова, образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса.

4.2 Метапредметные

Познавательные

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, доказывать свое мнение.

4.3 Личностные

Применять навыки культурного поведения при общении; формировать уважительное отношение к иному мнению; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

5. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

6. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

7. Средства обучения: кейс «Роль суффиксов и приставок в образовании новых слов», проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация деятельности (индуктор). 

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Рефлексия

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их рабочего места.

Кейс

Функциональная задача (жизненная ситуация)

Обогащение словарного запаса путем образование новых слов с помощью приставки и суффикса.

Текст 1. 

Жили – были гусь и гусыня. Были у них детки гусята. Любили гулять они по гусиному лугу. Гусак учил детей ходить гуськом. Маленькой гусёнок нашёл гусеницу. Но мама не позволила ее съесть.

Задание 1. (базовый уровень)

 Выпиши однокоренные слова. Выдели в них корень.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________Текст 2.

Слово, ребята, как живое существо. Оно может менять свой характер и облик. Голова слова – это приставка.  Она все время думает, как помочь сердцу – корню лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем, попробуй догадайся! А если добавить приставку, образуются новые слова и многое становится понятным: пришел, пошел, отошел, обошел. Вот что значит слово «с головой»!

Задание 2. (повышенный уровень)

а) Дополни предложение.

Ответ: Приставка – это часть слова, которая стоит______________________

и служит для образования_________________________.

б) Подбери подходящие приставки (пере, под, до) ,и поставив их вместо точе,к образуй новые слова.

Ответ:    ... горный, …плыла, …верить.

Текст 3.

А суффикс – это руки! Да, рабочие, волшебные, руки. Суффикс может все! Изменить размер и рост? Пожалуйста! С ним дом – не просто дом, а маленький домик, домишко. Или огромный домина, домище. Суффикс способен превратить здание в человека! Не верите? Школа – школьник! Да что там здание! Даже город может в человека превратить! Город – горожанин! Правда, здорово! Суффикс действительно имеет большое значение в образовании новых слов. Казалось бы, такой маленький суффикс, а сколько разных слов получается. Маленький, да удаленький!

Задание 3. (повышенный уровень)

Верно ли следующее утверждение? Суффикс – это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.  

а) Подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.

б) Подбери подходящие суффиксы (-ёнок, -ушк, -ок) и, поставив их вместо точек, образуй новые слова. 

Ответ: б) ветер – ветер…, изба – изб…, лось – лос…

Текст 4.

Окончание и основу

Первым делом находи

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Задание 4. (высокий уровень)

а) Определи с помощью стихотворения алгоритм разбора слова по составу. Запиши его.

б) Разбери по составу слово пришкольный

Ответ:

 а)  1)________________, 2)_________________, 3)________________,

4)________________, 5)________________________.

б) пришкольный

Ключи и критерии оценивания

Задание 1.

Ключ (вариант ответа):

Гусь, гусыня, гусята, гусиному, гусак, гуськом, гусёнок.

 Критерии оценивания:

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – иное

Максимальное количество баллов – 1.

Задание 2.    

Ключ (вариант ответа):

а) Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

б) подгорный, переплыла, доверить.

Критерии оценивания:

2 балла – даны верные ответы на оба вопроса.

1 балл – дан один верный ответ

0 баллов – иное

Максимальное количество баллов – 2.

Задание 3.

Ключ (вариант ответа):

а) Суффикс действительно имеет большое значение в образовании новых слов.

б) ветер – ветерок, изба – избушка, лось – лосёнок.

Критерии оценивания:

2 балла – даны верные ответы на оба вопроса.

1 балл – дан один верный ответ

0 баллов – иное

Максимальное количество баллов – 2.

Задание 4.

Ключ (вариант ответа):

а) 1) Окончание, 2) основа, 3) корень, 4) суффикс, 5) приставка.

http://beginnerschool.ru/wp-content/uploads/2012/01/prishkolniy.pngб)

Критерии оценивания:

2 балла – даны верные ответы на оба вопроса.

1 балл – дан один верный ответ

0 баллов – иное

Максимальное количество баллов – 2.

Общее количество баллов – 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правописание суффиксов-иц-,-ец-"

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока на тему"Роль математики в жизни людей и общества" (УМК"Школа России"1 класс)

Цель:выявить роль математики в жизни людей, познакомить с учебником и правилами работы по нему. Планируемые образовательные  результаты Предметные:·...

Конспект урока по теме «Роль имен прилагательных в тексте» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: знакомство с текстом-описанием; развитие умения употреблять имена прилагательные в тексте.Планируемые результаты:Предметные:уметь употреблять имена прилагательные в тексте;уметь распознава...

Конспект урока по теме "Роль предлогов в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: проверка знаний по теме «роль предлогов в речи». Планируемые результаты Предметные: - знать: что такое предлог, как часть речи; как употребляются предлоги в речи...

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в тексте" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формирование знаний о значении имен прилагательных в речиПланируемые результатыПредметные:...