Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Слух. Береги слух." 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Тесёлкина Светлана Юрьевна

На уроке учащиеся знакомятся с органами слуха, их значением и гигиеной. Используются игры, загадки, кроссворды, фонотека "Голоса птиц".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sluh.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Конспект урока по курсу

«Окружающий мир»

по теме

«Слух. Береги слух»

4 класс

        

                                                             Учитель начальных  классов:

                                                             Тесёлкина Светлана Юрьевна

г. Балаково

Цель:  ознакомить учащихся с органами слуха, их значением и гигиеной;              

             расширять знания учащихся о бережном отношении к органам слуха;

             побудить учащихся дорожить тем, чем наделила природа, заботиться

             о безопасности и здоровье ушей; научить элементарным правилам

             бережного отношения к ушам.

Оборудование: кроссворд на плакате или доске; запись с пением птиц на

                            кассете; плакат с памяткой «Береги уши».

 

Учебник: «Окружающий мир».Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.

                                                   

                                                   Ход урока

1. Организационный момент

 Игра «Кто самый внимательный?»

Учитель Два ученика стоят лицом к классу, а между ними – стул, где лежит

                  приз – конфета. Приз достанется тому, кто окажется самым

                  внимательным.

                  Расскажу я вам рассказ

                  В полтора десятка фраз,

                  Лишь скажу я слово «три»,

                  Приз немедленно бери.

                  Мечтает мальчик закалённый

                  Стать олимпийским чемпионом.

                  Смотри на старте не хитри,

                  А жди команду: «Раз, два,.. марш!»

                   

                  Когда стихи запомнить хочешь,

                  Их не зубри до поздней ночи,

                  А про себя их повтори.

                  Разок, другой, но лучше... пять!

                       

                  Недавно поезд на вокзале

                  Мне три часа пришлось прождать.

        Ну что ж вы приз, друзья, не взяли,

                  Когда была возможность взять?

  • Cкажите, ребята, какой орган помогал вам правильно выполнять условие игры? (Уши)
  • Правильно, кто хорошо и внимательно слушал, тот и получил приз.
  • Значит, без ушей нам никак нельзя обойтись в жизни. А подробнее об этом мы узнаем сегодня на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

1. Беседа – повторение по вопросам:

    -Может ли человек жить без органов зрения? Почему?

    -Что является органом зрения?

    -Какое значение имеют глаза в жизни человека?

    -Как надо беречь глаза?

    -Что нужно делать, если ваши глаза устали?

     -Какую пользу приносят для глаз брови и ресницы?

       2. Разгадывание кроссворда.

 

По горизонтали: 4. Отверстие в радужной оболочке глаза, через                          которое в глаз проникает свет. (Зрачок)  5. Отсутствие зрения. (Слепота).

 6. Орган зрения. (Глаз). 7. Род оптического стекла с криволинейными или сферическими  поверхностями.(Линза). 8. Волосок на краю    глазного

яблока. (Ресница). 9. Подвижный кожный покров глазного яблока. (Веко).

           

По вертикали:    1. Дугообразная полоска волос над глазной впадиной.

(Бровь). 2. Оптический прибор из двух линз или стекол.(Очки). 3. Часть глаза в виде прозрачной  двояковыпуклой эластичной линзы. (Хрусталик).

     3. Формирование новых знаний.

     1. Создание проблемной ситуации.

        (Учитель включает музыку с голосами птиц.)

        -Голоса каких птиц вы услышали?

        -Как вы узнали, что это поют птицы?

        -Чем вы услышали голоса птиц?

     

     4. Физкультминутка.

    Мы шагаем, мы шагаем,

    Руки выше поднимаем,

    Голову не опускаем,

    Дышим ровно, глубоко.

    Руки в стороны мы разведём

    И покажем, как поплывём.

    Лодка по морю плывёт,

    Покажи, кто как гребёт.

    Подышали, ровно встали.

    Что ж, продолжим наш урок,

    Всё должны успеть мы в срок.

5. Объяснение нового материала.

Учитель Уши – другой важный орган чувств.

                 Мир человека наполнен звуками. Слушая и воспринимая звуки,

                 человек узнаёт о том, что вокруг него происходит, общается с

                 людьми, чувствует опасность, оценивает расстояние, наслаждается

                музыкой. Звук – это колебания воздуха. Наш орган слуха

                улавливает  колебания частотой 16-20 тысяч в секунду. Путь,  

                который проходит  звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча

                света в глазу.

              Плохо быть глухим, поэтому орган слуха надо беречь. Не ковыряйте

              в ушах спичками, булавками и другими предметами. Оберегайте

              голову от ударов, которые могут повредить орган слуха. Избегайте

              сильных и резких звуков и шумов: они уменьшают остроту слуха.

              Если в ухо попадёт какой-нибудь предмет, или залетит насекомое,

              или возникнет боль в ушах, немедленно обращайтесь к врачу.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель Предлагаю вам ответить на вопросы для любознательных:

        

               - Для чего служат животным уши?

               - Почему у человека мышцы, приводящие в движение ушные

                 раковины, утратили своё первоначальное значение?

               - Что происходит, когда человек погружается на большую глубину?

               - Почему нельзя быстро подниматься или опускаться на большую

                 глубину?

               - Почему артиллеристы, стреляя из орудий, закрывают уши и

                 открывают рот?

               - Почему в городах борются с шумом?

7. Итог урока.  

Учитель - О каком органе чувств эта загадка?

                 

                   У зверушки – на макушке.

                   А у нас – ниже глаз. (Уши)

               

                - Что интересного и полезного для себя узнали об этом органе?

                - Прочитайте по цепочке памятку «Береги уши» на плакате.

Памятка «Береги уши»

1. Регулярно мой уши с мылом и чисти туго скрученной ваткой.

2. Не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами.

3. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка, обратись к врачу.

 

Домашнее задание:   прочитать текст рубрики «Этот удивительный мир»

                                      на с.28, объяснить смысл пословицы «Всё хорошо в

                                      меру!» применительно к органам слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...

Урок окружающего мира, проведённого в 4-м классе. (апрель) Тема: Береги глаза как зеницу ока

Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза? Судя по неизменно растущему ...

Урок окружающего мира по теме «Береги природу, человек!» 1 класс.

: обобщить знания детей о живой и неживой природе; формировать представления о характере взаимодействия человека и природы; развивать умение детей работать в группах; воспитывать любовь к природе, бер...

Конспект урока-исследования по окружающему миру «Берегите воду» 2 класс

Осознать ценность питьевой воды и необходимость нести ответственность за её сохранение....

Презентация "Рассказ "Заяц" предназначена для проведения урока чтения и развития речи в 1 классе для учащихся с нарушением слуха.

Презентация "Рассказ "Заяц"предназначена для проведения урока чтения и развития речи в 1 классе для учащихся с нарушением слуха....

экологическая викторина "Берегите землю, берегите!" 3 класс

Экологическая викторина "Берегите землю, берегите!" 3 класс...