урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Киселёва Галина Николаевна

Материалы для проведения урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_vremena_na_russkoy_zemle.doc87 КБ
Office presentation icon trudnye_vremena_na_russkoy_zemle.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.  4 класс.

Тема: «Трудные времена на Русской земле».

Цель:  * Обобщение знаний о трудных временах на Руси;

  • закрепить знание  героических страниц истории Отечества;
  • развивать умение работать с картой, в группах, в ПСС, ППС;
  • воспитывать любовь к Родине;
  • проверить усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия.

Тип урока: Учебное занятие обобщения и систематизации ЗУН.

Оборудование: раздаточный материал, карта, проектор.   

Темы: 1. Трудные времена на Русской земле. Нашествие монголо-татар.

2. Князь Александр Невский. Ледовое побоище.

3. Русь расправляет крылья.  Московский князь Иван Калита.

4. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

5. Иван 3. Стояние на Угре.

Ход урока

ответы

примечания

время

1.

Организационный момент.

1

2.

Постановка целей и задач на уроке.

- Сегодняшний урок я хочу начать с таких слов:

 «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.»

- А в чём смысл этих слов мы постараемся понять в течении урока.

- Сегодня мы обобщим ваши знания по пройденным темам:

- Каким?

« Трудные времена на Русской земле.»

-Какая проблема возникла в 13 веке у русского государства?

- Почему возникла эта проблема?

- Как русский народ справился с этой проблемой? На эти вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

- Что необходимо знать по этой теме?

- Что необходимо уметь?

Знать:

даты

события

личностей

Уметь:

пересказывать,

работать с картой, рассуждать, работать в ППС, ПСС, группах

Проблема: Нашествие захватчиков.

Причина:

Раздробленность Руси на княжества.

Решение:

Объединение.

2

3.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

1.  Проверка знания дат.

Цель: Проверка знания основных исторических дат соответствующих пройденной теме.

Задание: На ленте времени обозначить событие.

Оцените свои знания

2. Проверка знания терминов.

Цель: Проверить знания и термины относящиеся к истории Руси и монголо-татар.

Задание: Обозначить какие слова относятся к истории монголо-татар, а какие к истории Древней Руси.

Оцените свои знания

3. Проверка знания исторических личностей.

Цель: Проверить знания детей об основных исторических рыцарях изучаемого исторического времени.

Задание: Подчеркнуть лишнее. Почему?

Кто такие летописцы?

Оцените свои знания.

Проверка. На доске и в карточке ключ.

Проверка: ключ у учителя, остальные проверяют по первому. Второму и т.д.

Проверка: фронтальная.

Работа в ППС

Контрольная пара называет дату и событие на доске учитель отмечает.

Работа в ПСС.

Работа в группах.

Класс делится на 5 групп по названию основных тем.

 

5-7

3-5

3

4.

Работа в группах.

Цель: учить детей пересказывать исторический материал, работать с картой.

Задание: Каждая группа рассказывает об исторической личности и событии.

В ходе рассказа другие группы могут задать вопрос. – 1.

Исследование о словах взятых эпиграфом к уроку.

 

Показ на карте исторического события.

Пересказ.

Учитель демонстрирует слайды по темам.

25

5.

Контроль и самоконтроль ЗУН.

Цель: Проверить знания учащихся по пройденной теме.

Задание: Ответить на вопросы выполнив тест.

Проверка: тест проверяет учитель.

Самостоятельная работа детей.

5

6.

Итог урока.

- С каких слов мы начали наш урок?

- Так в чём же смысл этих слов?

- Почему?

1

7.

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок по любой запомнившейся теме.

1

Материал к уроку.

1. Трудные времена на Русской земле. Нашествие монголо-татар.

   В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское   войско. Кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место  в поисках новых пастбищ.

  Монголы жили в юртах - лёгких домах из жердей и войлока. При
переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три
дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в
мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых
людях.
        

   По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха.

-   Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских: Сравните.

Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.

Поздней осенью 1237 года Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все жители погибли.

Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.

  Батый после завоевания Руси основал огромное государство – Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай. (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам.

ПРОБЛЕМА: на доске:  Нашествие захватчиков.

  Учитель: Почему же Русь покорилась монголо-татарам?

ПРИЧИНА: на доске: Раздробленность Руси на княжества.

     Потому что не был мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех.

 И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности - его военная сила ни шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести сорок лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести сорок лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

     

2. Князь Александр Невский. Ледовое побоище.

    Летом 1240 года крупные силы католических рыцарей начали наступление на северо-западные русские земли.

  Собрав дружину свою, где подобрались крепкие воины, новгородский князь Александр, которому тогда было 19 лет, после внезапной атаки выбил немцев из захваченных городов на реке Неве. За это народ прозвал его Александр Невский.

     В 1242 году от шведских и немецких рыцарей началась новая угроза.

     Невский решил не дожидаться противника на своих землях, а встретить на эстонской территории, собрав 12—15 тысяч воинов, большую часть которых составляли ополченцы из Новгорода. Немцы и русские хорошо знали боевой строй друг друга. Противник рассчитывал свободно справиться с русскими, порубив их боевые порядки. Невский приготовил сюрприз. Указание отходить при столкновении дальше на лед.

         5 апреля, когда немeцкиe рыцари выстроившиеся тупым клином, прозванным у русских «свиньей», врубились в боевые порядки новгородцев, те стали отходить. Немцы еще нажали и затем втянулись на лед озера. С боков, взяв противника «в клещи», ударила русская конница, смяв немцев и окружив. эту «бронированную свинью».

     Немцы поняли, что оказалась в западне. Лишь немногим из рыцарей удалось спастись бегством по льду озера.

  Новгородская пехота была вооружена специальными крючьями для стаскивания всадников с коней и самострелами. Около 7 км преследовали по весеннему льду тяжеловооруженных рыцарей. Каждый из них весил около 120 кг. Стал ломаться лед, и многие потонули в водах Чудского озера.

 Сражение на Чудском озере вошло в историю, как Ледовое побоище.

Учитель вывод: Именем Александра Невского был назван сначала русский в 1725, а затем советский в 1942 орден для офицеров—от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон. В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России.

Очень хорошо, что именно сегодня мы вспоминаем о подвигах русских воинов. Сколько лет прошло с того знаменитого события?    765 лет.

3. Русь расправляет крылья.  Московский князь Иван Калита.

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище. Калита так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру
Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

В то время Иван сдружился с митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами на Руси. Калита упросил митрополита переехать в Москву. С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться вся Русская земля. Москве от этого была прибыль и почет.

Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаще ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в большую милость к хану. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно - там брал силою. Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таки образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать сращивать с Москвою разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.

Учитель вывод: Великий князь Иван Калита умер в марте 1340 года, оставив сыновьям сильное княжество и богатую казну.

В исторических источниках указаны только годы правления князя, а даты рождения нет.   1332 – 1340 годы.

4. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Мамаево побоище. Куликовская битва

       Почти полтора века тяжким бременем лежало господство Золотой Орды на русских землях.

Потомок Александра Невского — московский князь Дмитрий Иванович перестал платить им дань. Он сумел объединить вокруг Москвы русские земли для отпора Орде.

Главой Золотой Орды в это время был хан Мамай. Мамай во главе огромного войска двинулся на Русь.

Московский князь призвал под свои знамена всех, кому дорога земля русская. На его клич отозвались многие. Перед выступлением Дмитрий Иванович посетил виднейшего представителя русского духовенства — Сергия Радонежского, который благословил воинство на битву , а так же  послал с ним двух монахов воинов -  Пересвета и Ослябю.

8 сентября 1380 г. противники встретились. Дмитрий решил вынудить Мамая начать бой не дожидаясь союзников. Он решил: «Лучше честная смерть, чем злая жизнь!» Переправившись через Дон, князь приказал : сжечь мосты, чтобы и мысли об отступлении не шло. Дмитрий занял на Куликовом поле такую позицию, чтобы татары не могли зайти ему в тыл с флангов. Мамаю оставалось атаковать лишь в лоб.

 Летопись писала об этом сражении, что была брань крепкая и сеча злая, копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, мечи сверкали молнией, и лилась кровь, как вода, и падало, как трава под косой, бесчисленное множество мертвых с обеих: сторон. Татарами овладел ужас, они побежали. Лишь небольшая часть мамаевой орды сумела уйти от погони. Русские потеряли не менее 20 тысяч человек.

По окончании битвы победители вдруг увидели, что нигде нет князя Дмитрия. Его стали искать и нашли живым, приваленным березой, в помятых доспехах, но он не был ранен. Больше недели русские хоронили павших, а в конце сентября вернулись в Москву, где предводителя войска нарекли Дмитрием Донским.

    Монголо-татары хотели заставить русских продолжить выплату дани и ввести мусульманство. Московский князь хотел добиться для русских земель независимости от Орды.

     Учитель вывод: Перед битвой встретились татарский богатырь Челубей и русский монах Александр Пересвет. Они ударили друг друга копьями, и Челубей упал головой к своему войску — плохая примета, означавшая поражение. Пересвет, тоже пронзенный копьем, несколько секунд продержался в седле и упал головой к татарам.

Итоги и значение: огромное войско монголо-татар потерпело сокрушительное поражение. Золотая Орда стала слабее. Мамай был убит своими. Русские поняли, что их сила — в объединении вокруг Москвы. В народе появилась вера в скорое освобождение от власти татар.

5. Иван 3. Стояние на Угре. Тихая победа.  Великое стояние на реке Угре.

В 1462 г. на московский престол вступил 22-летний сын Василия Темного Иван. С 10-летнего возраста он был соправителем слепого отца.

Ивана III отличали осторожность, скрытность, тонкий политический расчет. Целью своей жизни новый князь ставил подчинение Москве всех русских земель и свержение ордынского ига.

Долго томилась Русь под властью татар. Но при великом Московском князе Иване третьем положение стало меняться: подвластные ему русские земли перестали платить татарам дань. Тогда хан Ахмат задумал нападение на русские земли. И в 1480 году осенью выступил в поход.

Московские войска заняли укрепленные переправы на реке Оке, и татары повернули на северо-запад, чтобы через менее полноводную Угру переправиться в московские владения.

Организовав оборону на Угре, на переправах встали войска с пушками, Иван III поехал в Москву, чтобы помириться со своими братьями и чтобы договориться с братьями тоже привести свои полки на Угру. В конце октября ударили морозы, и Иван дал войскам приказ отойти, чтобы приготовиться к обороне. Однако татары, видимо, подумали (ведь они видели очень большое количество русских войск), что им готовят западню, стремятся заманить в ловушку.

И тогда случилось, по словам летописцев, чудо: татары, объятые странным ужасом, побежали восвояси, не пролив русской крови, не захватив ни одного пленника в московских землях.

Так закончилась эпоха господства кочевников на Руси, долгое время называвшаяся монголо-татарским игом.

Учитель вывод:   в традициях того времени достойной считалась победа, во имя которой было пролито много крови. Но с военной точки зрения она была эффективной. Московское великое княжество, став центром объединения русских земель, сбросило зависимость татарского государства и вскоре само перешло в наступление на остатки Золотой Орды.

Общий вывод: В ходе нашествия было разорено хозяйство страны, резко сократилось население. Из 74 городов Древней Руси, которые известны археологам, 49 разбил Батый, 15 из них превратились в сёла, а 14 исчезли. Угасли многие ремёсла. Большой урон был нанесён культуре. В нашествие погибли многие храмы, сгорели летописи и книги.

  Всё это вызвало замедление общественного и культурного развития Руси, которое сохранялось до начала 14 столетия.

  Русский народ спас Европу и её культуру от страшного врага – татаро-монгольских завоевателей. А.С. Пушкин писал: «России определено было высокое предназначение, её необозримые равнины поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудные времена на Русской земле.

Слайд 2

Нашествие монголо-татар 1237 год Цель : * Захват территории. * Навязывание мусульманской веры. * Порабощение для сбора дани. Рязань 1237 год Владимир 1238 год Козельск 1238 год Киев 1240 год Золотая Орда - Сарай 49 городов

Слайд 3

Князь Александр Невский 1220 – 1263 год 1240 год сражение у реки Невы со шведами

Слайд 4

1242 год 5 апреля Ледовое побоище на Чудском озере Итог: Отстояли северо – западные рубежи Руси

Слайд 5

Князь Иван Калита годы правления : 1332 - 1340 . Внук Александра Невского 1. Удалось утаить часть дани. 2. Кожаная сумка для денег .

Слайд 6

Великий Иван Калита Возрождались ремёсла Строился Кремль Москвичи успешно торговали Шапка Мономаха Москва – духовный центр Руси ПЕРВЫЙ СОБИРАТЕЛЬ РУСИ

Слайд 7

Князь Дмитрий Донской 1350 – 1389 год Внук Ивана Калиты Прожил 39 лет из которых 29 лет правил «на Москве». За годы правления увеличил Московское княжество в несколько раз.

Слайд 8

Куликовская битва 8 сентября 1380 год Золотая Орда стала слабее Сила в объединении Появилась вера в освобождение от власти монголо-татар Мамаево побоище Пересвет Ослябю

Слайд 9

Иван III 1440 – 1505 годы Отказался платить дань Перестроил Кремль Принимал иностранных послов Царь разрывает письмо хана Ахмата Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Слайд 10

Стояние на реке Угре 1480 год Закончилось монголо-татарское иго на Руси длившееся 243 года.

Слайд 11

Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и логике.

Этот материал будет полезен учителям второго класса начальной школы при закреплении, обобщении и систематизации знаний: правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова,части речи, раз...

Открытые уроки русского языка, окружающего мира, внеклассное мероприятие ко Дню Знаний.

Представлен урок русского языка в 3 классе по теме «Как найти основу в слове». На уроке дети учатся работать по составленной инструкции. Используется деятельностный подход в обучении, классный час во ...

Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ

В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....

Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству Тема: « Закрепление написания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне».

Это разработка интегрированного урока пр русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству. На уроке закрепляются темы: " Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гл...

Планы уроков для 4 Б класса по математике, русскому языку, окружающему миру

Планы уроков для 4 Б класса по математике, русскому языку, окружающему миру...

Технологическая карта урока ОМ «Трудные времена на Русской земле» 4 класс УМК системы Эльконина – Давыдова

Цель урока: формирование представления о военных событиях на Руси в 13 веке; развитие интереса к историческому прошлому страны.Задачи урокаДидактические:Формировать представления о военном...