Статья " Экологическое образование и обучение на уроке"
статья по окружающему миру по теме

В статье обобщается мой опыт работы по экологическому обучению и воспитанию на уроках математики, русского языка и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках.

Учитель I категории МОУ «СОШ с. Николаевка»

Наримановского района, Астраханской области,

Медянова Анна Алексеевна.

С годами понимаешь, какую важную роль в жизни каждого человека играет экологическое воспитание. Человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой - «эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор» (Н. Н. Моисеев). Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью общества в познании и преобразовании окружающей действительности. На смену прежней установке возникла необходимость принципиально нового подхода - «осознание природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого». Естественное следствие нового подхода - понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Таким образом, глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля.

Разумная, деятельная любовь к природе - одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства - в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

Поиски современных технологий образования в области окружающей среды позволяют назвать несколько наиболее эффективных форм и методов организации этого процесса. Эпиграфом к их описанию могут быть слова В. А. Сухомлинского, с большой чуткостью относящегося к специфике детского познания и воспитания: «Ребенок по своей природе -пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках...».

Перечень направлений развития современных педагогических технологий - комплексные экскурсии и экспедиции, этические беседы, экологические сказки, проектная деятельность, дидактические и ролевые игры, творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся - свидетельствуют о том, что эти формы обучения и воспитания достаточно традиционны в практике начальной школы. Поэтому эту работу я начинаю с 1 класса, стараюсь пробудить в детях прежде всего интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы.

Началом работы являются экскурсии в природу. Дети их очень любят.   Каждая   встреча   с   природой   вызывает  чувство   радости   и удивления.   Обычно  первую  экскурсию   провожу  ранней   осенью   теплый   солнечный  день.   Обращаю  внимание  детей  на  погоду,   на положение солнца в небе, на цвет листьев на деревьях и кустарниках, на птиц. Собираем с детьми опавшие листья, ветки, цветы; потом в классе   делаем   гербарии,   оформляем   осенние   букеты,   изготовляем поделки  с  использованием  природного  материала.   Лучшие  работы наших  детей  участвуют   в  выставке  на  празднике  Осени,   который ежегодно проводится у нас в школе. Экскурсии стараюсь проводить на одном и том же месте, чтобы дети сами могли видеть изменения в природе по сезону. Во 2 -4  классах экскурсии проходят по теме:

«Наблюдение за состоянием деревьев и кустарников по временам года, «Разнообразие родного края, (3класс) «Поверхность родного края» (4  класс). На таких экскурсиях   проверяются   старые   и   приобретаются   новые   знания, необходимые   для   дальнейшего   изучения   материала.   В    процессе прогулок  и  экскурсий  дети  начинают понимать,  что  недостаточно только восхищаться природой, но надо ее и беречь. При изучении темы «Птицы зимой» дети поняли, как трудно бывает птицам в это время года, и сами предложили изготовить для них кормушки. Им в этом помогали родители, старшие братья и сестры. А весной к встрече птиц был  объявлен  конкурс  на лучший  скворечник,  в  котором  приняли участие все мои дети.

Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в процессе ее изучения. На уроках природоведения стараюсь тему урока связать с краеведением, с охраной окружающей среды, правильным и рациональным использованием природных ресурсов. Знакомлю детей с редкими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу. На уроках окружающего мира учащиеся собирают материал  и составляют свою «Красную книгу» по флоре и фауне Астраханской области. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. Так, урок по окружающему миру (4класс) «Природа родного края» провела в форме путешествия по станциям «Растения нашего края», «Животный мир края», «Полезные ископаемые» и т. д. На уроке звучали стихи о родном крае, песни. По каждой станции дети готовили сообщения о растениях, о животных, полезных ископаемых нашего края. После урока дети подвели итог и сделали вывод о значении богатств нашего края и их охране, а группа учеников подготовила   презентацию «Красная книга Астраханской области».

На каникулах была организована поездка в краеведческий музей г. Астрахани, весной с ребятами посетили эколого-биологический центр, расположенный в пос. Мошаик.

Такие уроки и экскурсии обогащают духовный мир детей, т. к. они воспринимают материал о родном крае через чувства радости, гордости. Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Именно эти качества становятся союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (природоведение, математика, сельскохозяйственный труд, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа - объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

Например, на уроках математики во 3 классе при изучении темы «Решение задач» я использую задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.

Задача № 1.Астраханский заповедник - один из старейших заповедников России. Он был создан в 1919 году для охраны водоплавающих птиц и охраны рыбных запасов. Сколько лет заповеднику?

На уроках математики чаще всего даются задачи, которые знакомят с элементами природы или рассказывают о бережном отношении к окружающей среде. Такие задачи стараюсь давать с 1 класса. Например, прошу детей сначала отгадать загадку про муравьев: «Возле елок и иголок летним днем построен дом, за травой не виден он, а жильцов не видно в нем». Дети, отгадав загадку, рассказывают: где видели муравьев, какую пользу они приносят окружающей среде, почему нельзя разорять муравейники, можно ли назвать муравьев трудолюбивыми, дружными? Дети сами могут составить задачу про муравьев в пределах нумерации первого десятка. Также даю задачи на сравнение: «У комаров 6 ног, а у паука 8. На сколько больше ног у паука, чем у комара?» решаем задачу и узнаем, почему нужны природе и комары, и пауки. Решая задачу про бабочек, спрашиваю у детей: почему природе они нужны? А задача такая: «На цветке сидели 5 бабочек, 2 улетели. Сколько бабочек осталось на цветке?» детям нравятся такие задачи, они их решают с интересом, составляют обратные задачи и легко с ними справляются. Составляют свои задачи, например: «На дереве сидели 3 дятла, 1 улетел. Сколько осталось?» или «На полянке росли 5 одуванчиков, потом еще выросли 2. Сколько всего одуванчиков растет на поляне0» такие задачи я использую в период изучения нумерации чисел первого десятка.

Во 4 классе дети узнают из задач об экологической роли леса, птиц, насекомых. Например, «Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тыс. мышей - полевок, спасая этим до 20 т зерна». «Божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей». «Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30 - 35 т пыли, лиственного леса - 50 - 70 т пыли».

Дети решают простые и составные задачи, например: «С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев вместе?»; «Овца дает 10 кг шерсти в год. Сколько нужно таких овец, чтобы получить 70 кг шерсти? Сколько шерсти в год дает отара из 150 таких же овец?»

Решаем задачи в 3 классе по теме: «Изучаем способы охраны природы», например, такие: «Из незакрытого на перемене крана в столовой течет вода. За минуту вытекает 8 л воды. Сколько чистой воды утечет в канализацию за перемену (15 мин.) и за урок (40 мин.)?» очень нравятся детям задачи - шутки. Их обычно даю во время устного счета.

Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных детей, понимающих, что человек - это тоже часть природы и что от окружающей среды зависит его здоровье. Уроки проходят в форме уроков - экскурсий , на речку, на поляну. Такие уроки способствуют разрешению многих воспитательных задач. На уроках математики во время устного счета или повторения и закрепления изученного материала использую книжки - малышки, несущие информацию о различных видах растений или животных. Показываю книжку, на обложке которой изображен, например, лось, спрашиваю учащихся, о ком рассказывается в этой книжке - малышке. В ней записана задача о лосе: «В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши - лось. За сутки он съедает летом 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?» в другой книжке говорится о слоне. «Слону в зоопарке в день дают 30 кг сена,     7 кг черного хлеба, 2 кг белого хлеба, 70 кг овощей, 1 кг сахара. Сколько всего продуктов съедает в день слон?»

Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.

Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия животных, растений (медведь, лисица, ворона, воробей, желудь, береза и т.д.). предлагаю учащимся рассказать все, что они знают о том или ином представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например, как связаны между собой в лесу желудь, мышь, сова? Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними. Для осуществления экологического образования на уроках русского языка большую роль играют работы с текстами и заданиями

В тексте «Шиповник» объяснить, почему шиповник так называется, за что его ценят люди?

Выполняя такие задания, выясняем значение домашних и диких животных в природе, беседуем о правилах поведения в лесу.

При изучении русского языка в начальных классах провожу работу  по развитию речи. Начиная с 1 класса, составляем и записываем предложения о «золотом дожде», о снегопаде, провожу мини-сочинения о погоде, о временах года, пишем сочинения - описания о березке, о медведе. Работая на уроке с текстом «Куда все подевалось?» по В. Сухомлинскому , прошу учащихся задуматься о том, как связаны в природе вода, трава, дуб и соловей; почему после высыхания колодца ветер несет тучи пыли; прошу детей ответить на вопросы:

  • Как вы оцениваете поступок мальчика?
  • Как надо охранять родники, колодцы?
  • Приходилось ли вам выполнять такую работу?
  • Знаете ли вы, как можно «возродить « родник?

Также можно предложить детям задания творческого характера, например, написать письмо зеленому другу (дереву, цветку), написать рассказ, за что лес мог бы тебе сказать «спасибо», о чем бы ты сам хотел рассказать. Приведу примеры из работ своих детей:

Авраменко А.: «Однажды на тропинке у нашей дачи мы увидели маленького галчонка, он почти не летал, т. к. у него было подбито крыло. Мы с сестрой взяли его домой, обработали крыло йодом, покормили галчонка и отнесли снова к даче, в гнездо».

Дети пишут сочинения по репродукциям картин известных художников. Например, сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень» или «Весна. Большая вода». Темы сочинений и изложений могут быть различными: «Лес - наше богатство», «Пробуждение природы»,  «Я - бабочка»,  «Путешествие скворца» и другие.

Дети замечают не только красоту природы, ее неповторимость, но видят и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, я использую такие творческие задания, как: написать начало рассказа по его концу, написать конец по его началу, составить и написать экологическую сказку и другие. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т. е. формируют мотивы охраны природы.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и учебники по чтению, в частности. «Книга для чтения» (составитель В. Г. Горецкий). В этих учебниках содержится большое количество произведений писателей -натуралистов Г. Скребицкого, Б. Чарушина, И. Соколова - Микитова, М. Пришвина, В. Бианки и других. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы (по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Как белочка зимует», Г. Скребицкому «Крылатые гости», Г. Ладонщикову «Медведь проснулся»), о взаимосвязях в природе и о её многообразии, (Н. Надеждина «»Цветы и ягоды»), мерах, мотивах охраны природы (Е. Пермяк «Знакомые следы», Л. Воронкова «Птичьи кормушки»). Но особое внимание на уроках чтения уделяю работе по развитию у детей мотивов охраны природы, так как в основе этих уроков лежит образное, художественное познание мира. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и других поэтов. Работа над ними позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы; эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к нему. Например, при изучении стихотворения А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» организую беседу по вопросам:

-        Как называется в стихотворении зима? Почему?                                                  -    С чем в стихотворении сравнивается снег?                                                                            –   Подберите определения к слову «снег»;                                                                             -    Почему автор пишет, что мы рады приходу зимы?                                                        -    Какую бы вы нарисовали картину к этому стихотворению?                                        -    Как вы думаете, как относится автор к приходу зимы?                                         -    Какие   чувства   возникают   у   вас   после   прочтения   этого стихотворения?

На уроках чтения дети читают тексты экологического содержания в разделах «Люблю природу русскую», «О братьях наших меньших» (2класс)  во 3 классе - раздел «Люби живое», в 4 классе - «Поэтическая тетрадь» и «Природа и мы». Стараюсь научить детей понимать экологические тексты. Это позволяет прочно осваивать знания и повышает познавательную активность младших школьников, их экологическую грамотность. Для обучения пониманию можно использовать такие учебные приемы, как подчеркивание, выписывание слов и словосочетаний.

      С целью приобретения новых знаний, закрепления теоретических понятий использую дидактические игры, такие как, например, «Бывает или нет?», «Угадай по описанию», «Лесные заморочки», «Почему меня так назвали?» и другие.

В. А. Сухомлинский писал: «Если ребенок связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить».

Успешность экологического образования на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного окружения. Сельская школа обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека, т. к. сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающий населенный пункт природные экосистемы - лес, луг, озеро, река или болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояния или изменения (например, сезонного) экосистем, которые образуют, естественное окружение жителей села. Эта особенность свидетельствует о формировании в сознании учащихся чувственного образа объектов окружающей действительности.

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа:

Показатели формирования экологической культуры ребенка на первой ступени следующие:

  • ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций «хорошо - плохо";
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунок, рассказ и т. п.);
  • старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес;

проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

-        пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не
причинить вреда окружающей среде.

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры ученик, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению - анализу (почему хорошо и почему плохо): соотнесение своих действий и поведения в той или иной
ситуации с действиями других людей и влиянием их на природу;
собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в
знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное
отношение к предметам быта по собственной воле; участие в
созидательной деятельности взрослых.

Показатели формирования экологической культуры на втором этапе дополняются:

  • интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;
  • участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  • общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
  • выполнения ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьем этапе личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира;   использованием   полученных   знаний,   умений   и   навыков   в

экологически   ориентированной   деятельности;   воплощением   своих впечатлений об окружающем в различных видах творчества.

О показателях формирования экологической культуры ребенка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  • ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Если все эти показатели экологической воспитанности,  к концу  четвёртого года обучения сформированы у моих учеников, то свою задачу в плане экологического воспитания я могу считать выполненной.

 

Литература:

1.        Н. В. Виноградова, Т. А. Куликова,

«Дети, взрослые и мир вокруг», М., Просвещение, 1993 г.

2.        И. В. Цветкова,

«Экология для начальной школы», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

3.        Л. Ю. Чуйкова,
«Природа - наш дом»,
Астрахань, 1995 г.

4.        Л. П. Симонова

«О перспективах развития экологического образования  в  начальной  школе»,

Журнал «Начальная школа», № 6, 1998 г.

5.        Т. И. Тарасова,

«Экологическое    образование    младших    школьников    на межпредметной основе»,

Журнал «Начальная школа», № 10, 2000 г.

6. Г. А. Фадеева  «Экологические сказки», Волгоград : Учитель.                                                                

                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Статья. Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе.

Курсовая работа по теме "Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе".  В работе приведены фрагменты уроков. УМК "Школа 2100"....

Статья на тему "Проблемное обучение на уроках в начальной школе".

  Проблемное обучение отличается организацией обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастаю...

Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"

в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики...

«Экологическое образование младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной ...

Статья "Экологическое образование младших школьников"

 Экологическое воспитание в эпоху стремительного развития науки является одним из самых значимых направлений воспитательной  системы в начальной школе. Работа по формированию  на...


 

Комментарии

Коллеги, если вы занимаетесь этой проблемой, то хотелось бы услышать ваше мнение о статье. Спасибо.