Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме

Муковникова Олеся Викторовна

 

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе

 

Презентация


Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Цели: - изучить правила поведения в природе;
- познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту;
- обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; - выработки элементарных эколого-этических норм;
- воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.
Оборудование: презентация, смайлики «Солнышко», запись голосов птиц и шума травы, картинка Муравьишки Вопросика.

Ход урока.
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок –
  Начинается урок.
- В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите солнышко, которому соответствует ваше настроение.  (Ребята показывают смайлики с изображением солнышка)
2. Сообщение целей и темы урока.
- Ребята, вы любите прогулки? А  куда вы совершаете прогулки? А чем вы занимаетесь на прогулках?
- Сегодня мы тоже совершим прогулку. Мы с вами сегодня будем туристами.
- Как вы думаете, кто такие туристы?
(это люди, совершающие путешествия в целях отдыха и самообразования)
- Муравьишка Вопросик приглашает нас в гости к себе домой.
-А как вы думаете, куда, где его дом?
- Он  познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми и  поможет ответить на вопросы: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; почему в лесу надо со-блюдать тишину?
Сценка.
Слышится шум. К доске выходит лесогуб, ломает ветку дерева, топчет насекомых, ловит бабочек.
Учитель: Кажется, что-то случилось в нашем лесу. Включим наш телевизор. Послу-шаем экстренное сообщение из леса.
Диктор: Внимание! Внимание! Экстренное сообщение. В окрестностях наших лесов появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель растений и животных – лесогуб.
Учитель: Думаю, надо послать наших дозорных – юных друзей природы и поймать злодея.
Лесогуб: Сказал, отпустите. Все равно всех погублю. Я может этих птиц, букашек, зверюшек с детства не люблю. Кусаются, колются, щиплются.
Учитель: Что же ты, лесогуб, в природе живешь и ее же и обижаешь?
Лесогуб: Я бедненький сиротка. Я в школу не ходил, правил не учил.
Учитель: А хотел бы научиться беречь все, что тебя окружает? Тогда садись с ребятами и слушай.

3. Знакомство с лугом. (Слайд луг)
- Ребята, Закройте глаза. Послушайте и представьте себе картину (включается запись голосов птиц, шелест травы, жужжание насекомых).
- Откройте глазки. Оглянитесь вокруг (показываю на слайд), как вы думаете, где мы с вами очутились?
- Совершенно верно, на лугу. А кого вы увидели в своих представлениях.
(Слайд: Заселяем луг: ромашка, колокольчик, жук, пчела, бабочка)
- Давайте оживим наш луг. Я буду загадывать загадки, кто отгадает , тот выходит  к доске и поселяет этого жителя на лугу.
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.  (ромашка)

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.   (колокольчик)

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.      (бабочка)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.  (жук)

Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.   (пчела)

Слайд: дети на лугу учебник с.100
- Оказывается не мы одни сегодня туристы, другие ребята тоже пришли на луг.
- Расскажите, чем занимаются дети на лугу?
- Подумайте и словесно нарисуйте, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.
(Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.)
Слайд: что принесли дети с собой с луга
– Что принесли домой дети с луга? (Букет цветов, бабочку.)
- Что будет с букетом через время?
– Что произойдет с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у нее сломались крылышки.)
– Правильно ли поступили дети? (Нет)
- А как нужно было поступить?
Слайд: учебник с. 100 дети фотографируют луг
- А теперь послушайте Виталика Башкирцева.
        …Давай пройдемся
           медленно по лугу
           И «здравствуй!»
           скажем каждому цветку.
           Я должен над цветами  наклониться
           Не для того, чтоб рвать или срезать,
           А чтоб увидеть   добрые их лица 
           И доброе лицо им показать.
  Мне очень нравятся бабочки. Они великолепны во всем своем разнообразии. По-этому я не ловлю бабочек на лугу, а создаю их в своих работах из лепестков цветов, выращенных  в домашних условиях, так как садовые цветы можно срезать. А луговые  - нет.
- Вот такие работы выполнил Виталик.
- А почему бабочки и цветы всегда рядом?
- Могут ли цветы и бабочки жить друг без друга?
- Почему бабочки не могут жить без цветов?  (питаются нектаром)
- Почему цветы не могут без бабочек? (бабочки их опыляют, чтобы у цветов были    плоды и семена) 
- Так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?  (Они не могут жить друг без друга.)
- В природе ничто  не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в природе.
- Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу.
Слайд: правила поведения на лугу: не рвать цветы и не ловить бабочек.
   Физкультминутка:
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
    
4. Знакомство с лесом.
- А сейчас отгадайте загадку и скажите, куда теперь мы попали?
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.
- Правильно, это лес.
 Слайд: лес
- Ребята, есть такая фраза «Лес – наш друг».
- Как вы думаете, почему мы лес называем другом?
- Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?
        Мы сегодня входим в лес,
        Полный сказок и чудес.
        Кто в глуши его таится?
        Что за зверь? Какая птица?
         Все узнаем без утайки!
         Разгадаем леса тайны!
- Лес – это многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь укрытие и корм. Лесные соседи живут дружно, потому что у каждого есть свой лесной этаж ( их 4), своя лесная квартира.
- Почему лес называют  многоэтажным домом?
- Какие этажи леса вы знаете? (Травы, грибы, кустарники, деревья)
- А сейчас мы поиграем в игру «Какой этаж?».  Мы будем животных и растения заселять в наш лес, но не просто так. Сначала я буду загадывать загадку, вы ее отгадываете, называете на каком этаже живет животное или растет растение, потом, стучите пальчиком по доске в нужном месте.
Слайд: заселяем лес: белка, мухомор, синичка, змея, орехи, земляника, сова
С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал  (белка-1)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика   (синичка – 2)

Шелестя, шурша травой
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел   (змея – 4)

Угадайте что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это…   (сова -1)

А этот красавец
На беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки   (мухомор – 4)

Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и душистая
Попадает в кружки  (земляника – 3)

Растут на ветках группами,
Покрытые скорлупками  (орехи -2)

- Молодцы! А вы, ребята, любите ходить в лес?
- Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)
- Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)
- Что полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное растения, орехи, звери, птицы, сено и т. д).
- Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами, (дарами леса)? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы).
- Послушайте, что однажды произошло в лесу, когда его посетил дикарь.
                                                «Дикарь в лесу»
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.

Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви.
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…

Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
-- Правильно ли вёл себя человек в лесу?
- Чего он не знал?
Слайд: дети в лесу учебник с 103
- Посмотрите на рисунок.
- Кто пришёл в лес? (Дети)
- Чем они заняты?
- Что стало с животными, которые жили на этой поляне?
- Почему они убегают?
- Правильно ли ведут себя дети в лесу?
- Могут ли эти дети услышать те звуки, которые слышали мы в начале урока? Почему?
- Почему надо соблюдать тишину в лесу?
- Потому что это дом растений и животных, а мы в нем гости.
- Давайте послушаем Виталика Фатхуллина.
Территория нашего  края покрыта в основном лесной растительностью. Можно получить большое удовлетворение от общения с лесом, не сорвав ни единого цветка или листа, не обидеть жителей лесного дома. Наш лес называется тайгой, в нем есть болота, а в болотах тоже живут животные, например лягушки. Их тоже нужно беречь и охранять, так как они сами за себя постоять не могут. Поэтому я решил сделать свой проект в защиту этих животных.
- Ребята, мне хочется вспомнить слова Н.Сладкова из рассказа "Лесные тайнички":
"Хочешь услышать – стань... (невидим)
Хочешь услышать – стань...(неслышим)
Хочешь узнать – ..." (затаись).
– О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!)
- Но в лесу кроме этого правила, нужно соблюдать еще множество других правил. Над этим работал Саша Вагнер, он сочинил сказку. Вы, ребята, послушайте и сделайте выводы, какие еще правила нужно соблюдать в лесу?
Чтение сказки.
5. Подведение итогов.
Слайд: знаки-правила поведения в лесу.
- Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в лесу и всегда будем следовать им.
- В заключении мне хочется прочитать вам  стихотворение.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– ПОМНИТЕ об этом, ребята!
  - Какое настроение у вас в конце урока? Почему? 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Презентация Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе...

Урок-презентация по окружающему миру в 1 классе "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?"

Давай пройдемся медленно по лугуИ: "Здравствуй!" - скажем каждому цветку.Я должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или помять,А для того,чтобы увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им пока...

Открытый урок по окружающему миру с использованием Macbook "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе. Задачи урока: 1. Образовательные: знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мы...

Открытый урок по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловит бабочек" 1 класс

На уроке окружающего мира была интеграция с литературным чтением, информатикой, музыкой.  Ребята работали с интерактивной доской, на компьютерах Мас в программе перволого...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс УМК "Школа России"

Урок проводится как  интегрированный урок - проект по  окружающему миру и ИЗО. В конце урока получается очень красивый плакат....

Самоанализ урока "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек"

Класс: 11.В самоанализе  урока конкретно указаны  планируемые результаты: Предметные: формулируют правила поведения в природе;  личностные: самоопределение  к деятельности; Метапре...