Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс. Тема: "Незаметные защитники урожая"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Андреевка Воскресенского района Саратовской области»
Конспект урока по программе «Школа России»
«Мир вокруг нас»
Тема: «Незаметные защитники урожая»
класс: 4
Подготовила учитель начальных классов
Смирнова М.В.
Цель: познакомить учащихся с отдельными представителями вредителей культурных растений и некоторыми представителями защитников растений;
формировать умение распознавать вредных и полезных насекомых;
формировать представление об экологической целостности и природном равновесии.
Оборудование: презентация «Защитники урожая» , подготовленная учителем; иллюстрации животных -вредителей; перфокарты «Культурные растения нашего края»; физическая карта мира; кроссворд «Наши помощники».
Ход урока.
1.Организация класса.
-Здравствуйте ребята. Мы приготовились к уроку «Мир вокруг нас». Прошу вас настроиться на рабочий лад. Садитесь.
2. Сообщение темы урока.
-Тема нашего урока: «Незаметные защитники урожая». Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?
-Верно, защитники урожая это птицы и полезные насекомые, а пока проверим домашнее задание . Поговорим о самом урожае.
3. Проверка домашнего задания.
1. В перфокарту впишите названия культурных растений нашего края.
зерновые | овощные |
плодово-ягодные | цветы |
2. А сейчас ребята расскажут интересные подробности о некоторых культурных растениях садов, огородов и полей нашего края.
4.Работа над новым материалом.
1. Что нас ждет на уроке?
- Спасибо, большое, за сообщения. Молодцы! Узнали что-то новое сами и поделились с одноклассниками. А сейчас вернемся к нашей теме. На сегодняшнем уроке мы поговорим о вредителях культурных растений и защитниках, помогающих сберечь урожай. Обсудим некоторые экологические проблемы, будем составлять цепи питания для сообществ поля, сада и огорода, решим кроссворд, подведем итог и послушаем выступление синоптика.
2. Объяснение нового материала.
-Посмотрите на эти рисунки. Что вы знаете об этих животных. Какой вред, и каким растениям они наносят? ( На доске изображения животных -вредителей. Дети называют их и рассказывают о вреде наносимом ими. Учитель дополняет и к каждому изображению прикрепляет табличку с названием.)
Колорадский жук – прибыл к нам вместе с овощами из Американского штата Колорадо, об этом говорит само название. Большой вред наносят личинки, которые вылупляются из яичек. Они могут начисто съесть листья картофеля, баклажанов, томатов.
Капустница – само название говорит, какому растению она наносит вред. Бабочки откладывают яички, из которых появляются гусеницы и повреждают капусту.
Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое. Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев.
Тля – малозаметные, потому что зеленые и маленькие. Сосут сок растений, листья от этого скручиваются, сохнут, покрываются пятнами и цветными волдырями.
Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам.
Клоп – вредная черепашка – наносит вред зерновым культурам, когда они начинают спеть. В основном страдает пшеница.
Слизни – наносят вред овощным и ягодным культурам.
Мыши, полевки, суслики, хомяки – все эти грызуны приносят большой вред урожаю зерновых культур. Суслики и хомяки могут запасти в норе до 30 кг зерна.
Вот сколько врагов у культурных растений. Вот этим растительноядным насекомым и грызунам достается часть урожая.
-Что же делать людям? Человек стараясь защитить сады, поля и огороды, обрабатывает их ядохимикатами – пестицидами. Это специальные химические вещества, применяемые для борьбы с насекомыми вредителями. Но ядохимикаты попадают и в плоды растений, а мы невольно едим отравленную продукцию. Вредные химические вещества накапливаются в организме человека, и человек начинает болеть. Кроме этого пестициды накапливаются в почве и отравляют ее, а воздушными потоками вредные вещества могут быть перенесены на десятки и даже сотни километров. Это большая экологическая проблема.
В горах Японии, вдали от городов, заводов и фабрик находится чудесное чистое озеро. ( Учитель сопровождает свой рассказ показом географических объектов на карте.) тысячи лет люди пользовались его прозрачной водой. Но вот недавно было обнаружено, что даже в нем изменился химический состав – туда попали ядовитые вещества. Откуда они взялись, ведь рядом нет никаких источников загрязнения? Анализ показал, что это были пестициды. А заносили их в озеро воздушные потоки, пришедшие с полей Китая и Кореи. Выходит, что, спасая свой урожай, люди наносят урон природе за полторы тысячи километров.
А как вы думаете, почему сейчас такое бывает: набрал человек съедобные грибы, приготовил их, съел и получил отравление?
Ядохимикаты наносят вред не только человеку, они убивают все живое. Погибают полезные насекомые: пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи – которые опыляют растения, без них на растениях не будет плодов. Погибают насекомые – хищники, птицы, питаясь отравленными насекомыми, тоже погибают. Нарушается природное равновесие и вредителей становится еще больше. Почему?
Так что же делать? Как справиться с этой экологической задачей? Кто нам поможет? (Дети предлагают решения проблемы?)
Давайте посмотрим презентацию «Защитники урожая». Посмотрите на этих насекомых и птиц, что вы о них знаете? ( Учитель дополняет рассказы детей о защитниках урожая.)
Божья коровка – очень полезное насекомое, поедает тлю. За свою жизнь она съедает около 4000, а личинка божьей коровки за свою жизнь примерно 1000 тлей. Почему же ее зовут коровкой? Коровы дают молоко, и божья коровка выделяет молочко, только оранжевое. Конечно на самом деле это не молоко, а едкая неприятно пахнущая жидкость. Из-за яркой окраски и из-за этого «молочка» божью коровку не едят птицы. Божья коровка может быть не только красной, но и коричневой, желтой, бронзовой, но обязательно пятнистой. Некоторые считают, что сколько точек на крыльях, столько лет жучку. Это не верно. Просто коровок много разных видов. Вы, наверное, с детства знаете веселое стихотворение про божью коровку? А есть еще поверье, будто коровка предсказывает погоду. Надо сказать:
Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или тепло?
Если она взлетит при слове «холодно» - жди холода, а при слове « тепло» - жди тепла.
Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки, фанерки или плоские крупные камни так, чтобы они были приподняты 1- 1,5 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту. Поскольку они активны в вечернее время. Кстати, в эти же укрытия на день будут прятаться опасные вредители огорода и сада слизни, которых там и уничтожит жужелица.
Златоглазка – нежное, лёгкое насекомое с блестящими, как будто золотыми глазами. Её личинки поедают множество тлей.
Яйцеед – трихограмма – здесь эта мошка нарисована большой, а на самом деле мы её не замечаем. Она очень мала. На одном вашем ноготке уместится несколько десятков. Яйцеедом она называется за то, что откладывает свои яички в яйца других насекомых, например в яйца яблонной плодожорки, и личинки трихограммы разрушают яйцо вредного насекомого, выедая его из нутрии. Трихограмму даже разводят в специальных лабораториях и выпускают на поля, в сады, огороды для защиты.
Теперь о наших помощниках насекомоядных птицах.
Скворец – за день делает около 200 вылетов и обязательно принесет скворчатам гусеницу или другое насекомое.
Кукушка – хоть про нее и идет дурная слава, она полезна. У кукушки отличный аппетит, она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят.
Мухоловка – пеструшка, синица – помощники сада.
Пеночка – маленькая неприметная птичка, но приносит огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, пеночки весят от 5 до 12 г, а съедает за день 17 г корма.
Жаворонок – тоже насекомояден и очищает полевые растения от вредителей. Гнезда делает прямо на земле.
Как привлечь птиц в сады? (Зимой делать кормушки, а весной скворечники, и синичники.)
Есть и на грызунов управа – за ними охотятся хищные птицы: ястреб, коршун, лунь, степной орел и другие. Для них в поле делают присады – высокие шесты с перекладинами. Чтобы они могли отдохнуть и выследить добычу. Если устроены такие присады, грызунов становится в поле в 6-7 раз меньше.
А ночью бесшумно летают совы и филины. Одна сова за год в среднем уничтожает 1000 мышей. Сколько зерна спасает сова, если мышь съедает в год килограмм хлеба?
Вот, оказывается, сколько помощников! Надо только хорошо их знать и оберегать.
5. Физкультурная минутка.
6. Самостоятельная работа.
- А, сейчас опираясь на полученные сведения о животных – вредителях и о животных – помощниках составьте цепи питания, для сада и огорода.
Проверка самостоятельной работы.
- Подумайте, что может нарушить в этих цепях питания человек?
7. Закрепление полученных знаний.
- откройте страницу 162, прочитайте 3 вопрос из раздела « Подумайте». Выберите правильный способ.
Прочитайте 1 вопрос из раздела « Проверь себя». Перечислите животных, которые приносят вред растениеводству.
Прочитайте 2 вопрос. Какие животные помогают людям сохранить урожай? Отвечать на этот вопрос мы будем с помощью кроссворда.
Задания к кроссворду.
- Небольшая птичка с желтой грудкой и черной шапочкой. Ее веселое пение можно услышать и в зимнюю оттепель. (синица)
- Насекомое с «золотыми» глазками. (златоглазка)
- Хищная ночная птица. (сова)
- Эта птица никогда не высиживает свои яйца, за это ее не любят. Но она очень прожорлива и этим полезна. ( кукушка)
- Этот полезный жук ест даже личинки колорадского жука и слизней. (жужелица)
- Название этой птицы говорит о том, что она ловит мух. (мухоловка)
- Яркой окраски жучек, с точками на спине. (божья коровка)
- Еле заметный защитник урожая, его даже разводят в специальных лабораториях. (яйцеед – трихограмма)
- Хищная птица с темным оперением, иногда прилетает за цыплятами, но очень полезна для полей. (коршун)
- На шесте дворец, во дворце певец , а зовут его …(скворец)
- Эта птица прилетает одной из первых. Еще лежит снег, а звонкая песня разносится над полями. Гнездо делает прямо на земле. (жаворонок)
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | * | |||||||||||||||||
8 | * | |||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
11 |
8. Итог урока.
- Подведем итог.
- Что нового вы узнали о насекомых? На какие две группы можно их разделить? Какие еще животные помогают сберечь урожай?
-Все – все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и сверепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки, у мышки без кошки не лучше делишки.
Да если мы с кем - то не очень дружны –
Мы все – таки очень друг – другу нужны.
А если нам кто–нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Б.Заходер.
-Если человек не будет мешать природе, а будет ей помогать, тогда и установится природное равновесие, в котором на каждого вредителя есть природный враг и можно обойтись без ядохимикатов.
9. Домашнее задание.
С. 159 – 164 прочитать, ответить на вопросы с. 162. Выполнить задание №2 с. 162 ( В «Красную книгу» нашего края внести животных- защитников урожая.)
10. Оценивание работы учащихся и выступление синоптика.
Использованная литература.
Т.Тарабарина, Е.Соколова. И учеба и игра. Природоведение.
Издательство «Дрофа» 2004г
А. Леонович. Энциклопедия «Я познаю мир» Тайны природы.
Москва РОСМЕН 2005 г
Научно-популярный детский журнал «Юный натуралист»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме «Незаметные защитники урожая»
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Незаметные защитники урожая". Программа "Школа России" 4 класс....
Окружающий мир 4 класс. Тема: "Незаметные защитники урожая".
Программа : "Школа России". Автор учебника: А.Плешаков....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
План-конспект урока «Окружающий мир» по теме «Праздник урожая»
1. Знакомство с разнообразием дикорастущих и культурных растений, плоды которых человек может использовать в пищу. 2. Закрепление знаний о полезн...
«Открытка ко Дню защитника Отечества». Конспект урока + презентация (3 класс)
«Открытка ко Дню защитника Отечества»...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Человек – защитник природы». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование у школьников понимания необходимости и важности заботы о природе, дружбы с природой; знакомство учеников с заповедными местами России, Челябинской области.Плани...
Конспект урока Окружающий природный мир Тема: «Эколята – Молодые защитники Природы.»
Обострение экологической ситуации в стране диктует необходимость усилить просветительскую работу по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Работу над этой проб...