Окружающий мир 4 класс. Тема: "Незаметные защитники урожая".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Смирнова Марина Владимировна

Программа : "Школа России". Автор учебника: А.Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_4_kl.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Андреевка Воскресенского района Саратовской области»

Конспект урока по программе «Школа России»

«Мир вокруг нас»

Тема: «Незаметные защитники урожая»

класс: 4

Подготовила учитель начальных классов

Смирнова М.В.

        Цель: познакомить учащихся с отдельными представителями вредителей культурных растений и некоторыми представителями защитников растений;

        формировать умение распознавать вредных и полезных насекомых;

        формировать представление об экологической целостности и природном равновесии.

Оборудование: презентация «Защитники урожая» , подготовленная учителем; иллюстрации животных -вредителей; перфокарты «Культурные растения нашего края»; физическая карта мира; кроссворд «Наши помощники».

                                                   Ход урока.

1.Организация класса.

-Здравствуйте ребята. Мы приготовились к уроку «Мир вокруг нас». Прошу вас настроиться на рабочий лад. Садитесь.

         2. Сообщение темы урока.

        -Тема нашего урока: «Незаметные защитники урожая». Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

        -Верно, защитники урожая это птицы и полезные насекомые, а пока проверим домашнее задание . Поговорим о самом урожае.

3. Проверка домашнего задания.

1. В перфокарту впишите названия культурных растений нашего края.

                            зерновые

                       овощные

                       плодово-ягодные

                        цветы

2. А сейчас ребята расскажут интересные подробности о некоторых культурных растениях садов, огородов и полей нашего края.

4.Работа над новым материалом.

1.  Что нас ждет на уроке?

- Спасибо, большое, за сообщения. Молодцы! Узнали что-то новое сами и поделились с одноклассниками.  А сейчас вернемся к нашей теме. На сегодняшнем уроке мы поговорим о вредителях культурных растений и защитниках, помогающих сберечь урожай.  Обсудим некоторые экологические проблемы, будем составлять цепи питания для сообществ поля, сада и огорода, решим кроссворд, подведем итог и послушаем выступление синоптика.

        2. Объяснение нового материала.

-Посмотрите на эти рисунки. Что вы знаете об этих животных.  Какой вред, и каким растениям они наносят? ( На доске изображения животных -вредителей.  Дети называют их и рассказывают о вреде наносимом ими.  Учитель дополняет  и  к каждому изображению прикрепляет табличку с названием.)

Колорадский жук – прибыл к нам вместе с овощами из Американского  штата Колорадо, об этом говорит само название.  Большой вред наносят личинки, которые вылупляются из яичек.  Они могут начисто съесть листья картофеля, баклажанов, томатов.

Капустница – само название говорит, какому растению она наносит вред. Бабочки откладывают яички, из которых появляются гусеницы и повреждают капусту.

Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое.  Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев.

Тля – малозаметные, потому что зеленые и маленькие.  Сосут сок растений, листья от этого скручиваются, сохнут, покрываются пятнами и цветными волдырями.

Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают  молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам.

Клоп – вредная черепашка – наносит вред зерновым культурам, когда они начинают спеть. В основном страдает пшеница.

Слизни – наносят вред овощным и ягодным культурам.

Мыши, полевки, суслики, хомяки – все эти грызуны приносят большой вред урожаю зерновых культур.  Суслики и хомяки могут запасти в норе до 30 кг зерна.

Вот сколько врагов у культурных растений.  Вот этим растительноядным насекомым и грызунам достается часть урожая.

-Что же делать людям? Человек стараясь защитить сады, поля и огороды, обрабатывает их ядохимикатами – пестицидами. Это специальные химические вещества, применяемые для борьбы с насекомыми вредителями. Но ядохимикаты попадают и в плоды растений, а мы невольно едим отравленную продукцию. Вредные химические вещества накапливаются в организме человека, и человек начинает болеть. Кроме этого пестициды накапливаются в почве и отравляют ее, а воздушными потоками вредные вещества могут быть перенесены на десятки и даже сотни километров. Это большая экологическая проблема.

В горах Японии, вдали от городов, заводов и фабрик находится чудесное чистое озеро.  ( Учитель сопровождает свой рассказ показом географических объектов на карте.) тысячи лет люди пользовались его прозрачной водой.  Но вот недавно было обнаружено, что даже в нем изменился химический состав – туда попали ядовитые вещества. Откуда они взялись, ведь рядом нет никаких источников загрязнения? Анализ показал, что это были пестициды.  А заносили их в озеро воздушные потоки, пришедшие с полей Китая и Кореи. Выходит, что, спасая свой урожай, люди наносят урон природе за полторы тысячи километров.

А как вы думаете, почему сейчас такое бывает: набрал человек съедобные грибы, приготовил их, съел и получил отравление?

Ядохимикаты наносят вред не только человеку, они убивают все живое. Погибают полезные насекомые: пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи – которые опыляют растения, без них на растениях не будет плодов. Погибают насекомые – хищники, птицы, питаясь отравленными насекомыми,  тоже погибают.  Нарушается природное равновесие и вредителей становится еще больше. Почему?

Так что же делать? Как справиться с этой экологической задачей?  Кто нам поможет? (Дети предлагают решения проблемы?)

Давайте посмотрим презентацию «Защитники урожая».  Посмотрите на этих насекомых и птиц, что вы о них  знаете?  ( Учитель дополняет рассказы детей о защитниках урожая.)

Божья коровка – очень полезное насекомое, поедает тлю.  За свою жизнь она съедает около 4000, а личинка божьей коровки за свою жизнь примерно 1000 тлей. Почему же ее зовут коровкой? Коровы дают молоко, и божья коровка выделяет молочко, только оранжевое. Конечно на самом деле это не молоко, а едкая неприятно пахнущая жидкость. Из-за яркой окраски и из-за этого «молочка» божью коровку не едят птицы. Божья коровка может быть не только красной, но и коричневой, желтой, бронзовой, но обязательно пятнистой. Некоторые считают,  что сколько точек на крыльях, столько лет жучку. Это не верно. Просто коровок много разных видов. Вы, наверное,  с детства знаете веселое стихотворение про божью коровку? А есть еще поверье, будто коровка предсказывает погоду.  Надо сказать:

Божья коровка – легкая букашка,

Божья коровка – лаковые крылья,

Скажи, не таи секрет:

Холодно будет или тепло?

Если она взлетит при слове «холодно» - жди холода, а при слове « тепло» - жди тепла.

Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки, фанерки или плоские крупные камни так, чтобы они были приподняты 1- 1,5 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту. Поскольку они активны в вечернее время. Кстати, в эти же укрытия на день будут прятаться опасные вредители огорода и сада слизни, которых там и уничтожит жужелица.

Златоглазка – нежное, лёгкое насекомое с блестящими, как будто золотыми глазами. Её личинки поедают множество тлей.

Яйцеед – трихограмма – здесь эта мошка нарисована большой, а на самом деле мы её не замечаем. Она очень мала. На одном вашем ноготке уместится несколько десятков. Яйцеедом она называется за то, что откладывает свои яички в яйца других насекомых, например в яйца яблонной плодожорки, и личинки трихограммы разрушают яйцо вредного насекомого, выедая его из нутрии. Трихограмму  даже разводят в специальных лабораториях и выпускают на поля, в сады, огороды для защиты.

Теперь о наших помощниках насекомоядных птицах.

Скворец – за день делает около 200 вылетов и обязательно принесет скворчатам гусеницу или другое насекомое.

Кукушка – хоть про нее и идет дурная слава, она полезна. У кукушки отличный аппетит, она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят.

Мухоловка – пеструшка, синица – помощники сада.

Пеночка – маленькая неприметная птичка, но приносит огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, пеночки весят от 5 до 12 г, а съедает за день 17 г корма.

Жаворонок – тоже насекомояден и очищает полевые растения от вредителей. Гнезда делает прямо на земле.

Как привлечь птиц в сады?  (Зимой делать кормушки, а весной скворечники, и синичники.)

Есть и на грызунов управа – за ними охотятся хищные птицы: ястреб, коршун, лунь, степной орел и другие. Для них в поле делают присады – высокие шесты с перекладинами. Чтобы они могли отдохнуть и выследить добычу.  Если устроены такие присады, грызунов становится в поле в 6-7 раз меньше.

А ночью бесшумно летают совы и филины.  Одна сова за год в среднем уничтожает 1000 мышей.  Сколько зерна спасает сова, если мышь съедает в год килограмм хлеба?

Вот,  оказывается,  сколько помощников!  Надо только хорошо их знать и оберегать.

5. Физкультурная минутка.

6. Самостоятельная работа.

- А, сейчас опираясь на полученные сведения о животных – вредителях и о животных – помощниках составьте цепи питания, для сада и огорода.

Проверка самостоятельной работы.

- Подумайте, что может нарушить в этих цепях питания человек?

7. Закрепление полученных знаний.

- откройте страницу 162, прочитайте 3 вопрос из раздела « Подумайте». Выберите правильный способ.

Прочитайте 1 вопрос из раздела « Проверь себя». Перечислите животных, которые приносят вред растениеводству.

Прочитайте 2 вопрос. Какие животные помогают людям сохранить урожай? Отвечать на этот вопрос мы будем с помощью кроссворда.

Задания к кроссворду.

  1. Небольшая птичка с желтой грудкой и черной шапочкой. Ее веселое пение можно услышать и в зимнюю оттепель. (синица)
  2. Насекомое с «золотыми» глазками. (златоглазка)
  3. Хищная ночная птица. (сова)
  4. Эта птица никогда не высиживает свои яйца, за это ее не любят. Но она очень  прожорлива  и этим полезна. ( кукушка)
  5. Этот полезный жук ест даже личинки колорадского жука и слизней. (жужелица)
  6. Название этой птицы говорит о том, что она ловит мух. (мухоловка)
  7. Яркой окраски жучек, с точками на спине.  (божья коровка)
  8. Еле заметный защитник урожая, его даже разводят в специальных лабораториях. (яйцеед – трихограмма)

  1. Хищная птица с темным оперением, иногда прилетает за цыплятами, но очень полезна для полей. (коршун)
  2. На шесте дворец, во дворце певец , а зовут его …(скворец)
  3. Эта птица прилетает одной из первых. Еще лежит снег, а звонкая песня разносится над полями. Гнездо делает прямо на земле. (жаворонок)

1

2

3

4

5

6

7

*

8

*

9

10

11

8. Итог урока.

- Подведем итог.

- Что нового вы узнали о насекомых? На какие две группы можно их разделить? Какие еще животные помогают сберечь урожай?

-Все – все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и сверепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки, у мышки без кошки не лучше делишки.

Да если мы с кем - то не очень дружны –

Мы все – таки очень друг – другу нужны.

А если нам кто–нибудь  лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

                                Б.Заходер.

-Если человек не будет мешать природе, а будет ей помогать, тогда и установится природное равновесие, в котором на каждого вредителя есть природный враг и можно обойтись без ядохимикатов.

9. Домашнее задание.

С. 159 – 164 прочитать, ответить на вопросы с. 162. Выполнить задание №2 с. 162 ( В «Красную книгу» нашего края внести животных- защитников урожая.)

10. Оценивание работы учащихся и выступление синоптика.

Использованная литература.

Т.Тарабарина, Е.Соколова.  И учеба и игра. Природоведение.  

Издательство «Дрофа»  2004г

А. Леонович. Энциклопедия «Я познаю мир» Тайны природы.

 Москва РОСМЕН 2005 г

Научно-популярный детский журнал «Юный натуралист»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Незаметные защитники урожая (презентация урока окружающего мира в 4 классе)

Презентация урока окружающего мира в 4 классе к учебнику А.А. Плешакова. Может быть использована на этапе закрепления изученного материала.В урок вошли тест по проверке домашнего задания, фи...

Тест по окружающему миру по теме «Незаметные защитники урожая»

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Незаметные защитники урожая". Программа "Школа России" 4 класс....

План-конспект урока по окружающему миру "Незаметные защитники урожая"

сформировать представление учащихся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без применения ядохимикатов....

Презентация по теме "Незаметные защитники урожая" 2кл

Презентация к уроку по теме "Незаметные защитники урожая". 2 класс. к учебнику А.А.Плешаков...

конспект урока по окружающему миру 4 класс "Незаметные защитники урожая"

Цель урока: познакомить с защитниками и вредителями культурных растений....