Конспект урока по теме "Незаметные защитники огорода".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

 Семушина Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Семушина Е В

учитель начальных классов

                     МКОУ « Чемашинская СОШ»

Октябрьский район, ХМАО-Югра

Тема урока: Незаметные  защитники огорода.

Цель: включение обучающихся в деятельность по формированию представления об отдельных    вредителях  культурных растений и некоторых  представителях  защитников растений. 

Планируемые достижения:

Знания:

Представление о животных – вредителех,  животных - защитниках.

Правила бережного отношения к природе

Группы растений и животных: деревья, кустарники, травы, насекомые, рыбы, птицы, звери

Умения:

Определять, отличать   животных – вредителей,  животных - защитников.

Умения работать в группе.

Умение работать с дополнительной литературой.

Метапредметные достижения:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде кластера.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать  предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: презентация «Защитники урожая», подготовленная учителем;  иллюстрации животных – вредителей, животных - помощников; кроссворд «Растениеводство»,  атлас-определитель «От земли до неба», книга «Зелёные страницы».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Снова пришёл долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

 -Почему мир природы назван таинственным?

-Все ли тайны природы вы знаете?

  1. Проверка домашнего задания.

- Разгадайте кроссворд «Растениеводство». (слайд 1)

Вопросы к кроссворду:

  1. Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос.
  2. Полевая культура, в народе называют «второй хлеб».
  3. Из зёрен этого растения получают крупу - пшено.
  4. Круглый овощ, краснеющий к осени.
  5. Из зёрен этого растения варят гречневую кашу.
  6. Из муки, полученной из зёрен этого растения, пекут батоны и плюшки.
  7. Это растение родственник лесной клубники.
  8. Маленький горький овощ, обладающий противомикробным действием.
  9. Эти цветы возлагают к памятникам.
  10. Это полевое  растение,  из зерен которого изготавливают муку.
  11. Это растение украшает букеты школьников 1 сентября.
  12. Из зерен этого растения готовят геркулесовую кашу.
  13. Растение, получившее своё название от персидского слова «тюрбан»- чалма, гордость цветоводов.
  14. Растение с крупными жёлтыми плодами.
  15. Плоды этого кустарника бывают чёрными и красными.

(Ответы: 1.Кукуруза. 2.Картофель. 3. Просо. 4. Томаты. 5. Гречиха. 6. Пшеница. 7. Виктория. 8. Чеснок. 9. Гвоздика. 10. Рожь. 11. Гладиолус. 12. Овёс. 13. Тюльпан. 14. Тыква. 15. Смородина. Ключевое слово: РАСТЕНИЕВОДСТВО.)

Вспомните, что такое РАСТЕНИЕВОДСТВО.

- Перечислите основные отрасли растениеводства.

- Назовите, какие среди отгаданных растений  выращивают полеводы.  

Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овёс, пшеницу;

- Назовите, какие выращивают овощеводы.

Овощеводы – томаты, чеснок, тыкву;

- Назовите, какие среди отгаданных растений  выращивают цветоводы.

Цветоводы – гвоздику, гладиолус, тюльпан.

- Какими растениями занимается плодоводство? (Смородина, садовая земляника.)

3. Формулировка  цели и темы урока.

- Скажите, а кому достается урожай? (людям, животным.)

- Как называют животных, которые поедают урожай? (вредители)

- А есть ли  животные, которые защищают  урожай?

-Как они называются? (защитники)

- Рассмотрите кластер и определите тему урока

(Сегодня на уроке мы узнаем о животных-вредителях  и животных – защитниках  урожая). (слайд 2 ) кластер

  1. Актуализация знаний

- Что вы знаете об этих животных?

- Из каких источников вы можете узнать о них? (учебник, атлас определитель, интернет)

Работа в группах

 – Я предлагаю поработать в группах.

- Откройте учебник на странице 208-212.

- Прочитайте задание на карточке.

1 группа.  Подготовить сообщение  о вредителях урожая.

      2 группа. Подготовить сообщение  о защитниках урожая.

3 группа.   Подготовить сообщение  о защите  животных – защитниках.

Инструкция:

- прочитайте текст.

- найдите информацию о вредителях урожая. (Защитниках урожая, о охране  животных-защитниках)

- подготовить сообщение.

(Дети  готовятся 5-10 мин)

5. Открытие нового знания.

- Представьте себе (глаза у всех закрыты), мы с вами на картофельном поле, ярко светит солнце, зеленеет ботва, мы наклоняемся (открываем глаза) и видим маленького жука.

- Кто же это?

- Нам расскажет об этом  1 группа.

 Выступление  групп. (добавление к кластеру)

1 группа Колорадский  жук.  Маленький  жёлтый  жук, спинка которого украшена десятью чёрными полосками. Питается листьями картофеля. Картинка.

Личинки  жука.  Личинки оранжево - красного цвета, они так же прожорливы, как и сами жуки…

 

- Как можно бороться с колорадским жуком. Ваши действия? (Мы жуков и личинок собираем в банку.)

- А если поле большое? Всех не соберёшь? (А можно обрабатывать поле ядохимикатами.)

- Есть много способов борьбы с вредителями. Но можно обойтись и без них, если знать, что у колорадского жука и его личинок есть враг в природе.

2 группа  У колорадского жука и его личинок есть враг – хищник жук – жужелица… (Если на картофельном поле есть жуки – жужелицы, то за урожай можно не беспокоиться.)

- Отправимся дальше.  Представьте, что  мы в саду.  Кругом растут яблони. Но  сколько недозревших яблок лежит под деревом.

- Кто повредил яблоки? ( черви)

1 группа.

- На самом деле это не червь, а гусеница серой бабочки. Картинка.

Эта хитрая гусеница пробирается в сердце яблока, съедает его семена, а повреждённые плоды падают на землю…

- Кто может защитить урожай яблок от гусениц?

 2 группа.

- У  гусениц есть свои враги. Это птицы, ведь плоды находятся на дереве, а большинство  птиц тоже обитают на деревьях. Это насекомоядные птицы: скворцы, синицы, мухоловки – пеструшки.

- Если есть такие помощники, то можно обойтись и без ядохимикатов.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (
туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся, (
руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (
руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся –
Бабочка кружит и вьётся. (
покружиться)

- А сейчас отправимся снова на огород. Посмотрите, что произошло с листьями этих растений? Картинка (Они скрутились и почти высохли.)

1 группа

- Эта работа тли. Тля высасывает соки растений, поэтому они стали такими. Картинка

- Но и у этих вредителей тоже есть враги.

2 группа 

Заслушиваются рассказы детей о златоглазках и божьих коровках .

- А сейчас отправляемся на поле. 

- Кто  является  вредителями полей?

1 группа Грызуны – это мыши и полёвки…

- Кто помогает нам с ними бороться?

2 группа.  Это хищные птицы: сова, пустельга, канюк…

- Дайте самооценку  работе группы.

        вредители

        защитники

колорадский         грызуны

жук        птицы

                                гусеница        жужелица

        тля                божья коровка

        

  - Оказывается у людей много крылатых помощников, защитников урожая                                                           - А как беречь, наших незаметных защитников урожая?

3 группа - Надо строить скворечники для птиц. Нельзя ловить божьих коровок и златоглазок. Надо знать своих помощников... Надо умеренно применять ядохимикаты, потому что яды убивают помощников и накапливаются в растениях. Надо создавать условия птицам: зимой делать кормушки. Для хищных птиц ставить в поле присяды – шесты с перекладиной.( слайд 3-4)

-Оцените свою работу в группе.

- Я думаю, что знакомство сегодня состоялось, мы узнали о вредителях урожая и об их врагах. Так будем же внимательны к нашим помощникам, будем их оберегать!

6. Обобщение и систематизация знаний.

1  задание. Найди правильную цепь питания. (слайд 5-7)

Работа в группе. Проверка усвоения материала.

2. задание.    Исправьте ошибки в тексте:

Растительноядным животным скворцу, колорадскому жуку, божьей коровке достается часть урожая. Бобры и ондатры поедают зерновые культуры, чем наносят ущерб сельскому хозяйству. На них охотятся чайки, совы, канюки. Тли поедают огромное количество златоглазок, а колорадский жук выедает середину яблока. Скворцы и синицы питаются гусеницами колорадского жука.

Проверка по слайду. ( слайд 8)

3. задание.   В каждой строке выбрать лишнее слово.

а)        златоглазка,  жужелица, полевка, пустельга;

б)        колорадский жук, божья коровка, яблонная плодожорка, тли.

д)         синица, скворец, сова, мухоловка

Проверка по слайду. ( слайд 9)

- Как одним словом назвать златоглазку, пустельгу, божью коровку, сову, канюка? (Помощники. Хищники.)

7. Подведение итогов.    Синквейн

-Подведем итог урока  в форме синквейна.

Тема урока                                         животные

Какие?                                      Вредители,  защитники

Что делает?                     Наносят вред, защищают, уничтожают

Предложение                 Насекомое бывает полезным и вредным.

Синоним                                               Живое

Рефлексия.

-  Продолжите предложение: у меня сегодня хорошее настроение, потому что…

Выставление оценок.

Домашнее задание.   (слайд 10)    проект

Сделать страничку в  книжку – малышку «Незаметные защитники урожая»

Инструкция:

Подобрать  источники  информации о животных

Выбрать  материал, соответствующий плану:

  1. Название, иллюстрация.
  2. Где живет.
  3. Какую пользу приносит.

Оформить страничку.

Материал можно взять в атласе – определителе на стр. 180-183, 187 – о птицах,

 в книге «Зеленые страницы» на стр. 97-104, 124-134 – о насекомых; в интернете; в энциклопедиях.

Приложение.

Исправьте ошибки в тексте.

Растительноядным животным скворцу, колорадскому жуку, божьей коровке достается часть урожая. Бобры и ондатры поедают зерновые культуры, чем наносят ущерб сельскому хозяйству. На них охотятся чайки, совы, канюки. Тли поедают огромное количество златоглазок, а колорадский жук выедает середину яблока. Скворцы и синицы питаются гусеницами колорадского жука.

В каждой строке выбрать лишнее слово.

а)  жужелица, полевка, пустельга златоглазка;

б)  божья коровка, колорадский жук,  яблоневая плодожорка, тли.

д)  синица, скворец,  мухоловка, сова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир. Тема: Незаметные защитники урожая. Автор работы: Семушина ЕВ Учитель начальных классов МКОУ « Чемашинская СОШ»

Слайд 2

А Р Т З Е К У К У О В Т С Д О В Е И Н А К Т О Ф Е Л Р Р У Т А М О О П О Ь А Ы А Х И Ч Г Р Ц И П Ш Е Я И Р О Т К В Ж Р Г К О Н С Ч А К И Д З О С У Л О И Г Л А Н А П Ь Л Ю О В Е С М О Р А Т Ы К А Н И Д 7 6 5 4 3 2 1 15 14 13 12 11 10 9 8 Ь С Кроссворд

Слайд 3

Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овёс, пшеницу Овощеводы – томаты, чеснок, тыкву ; Цветоводы – гвоздику, гладиолус, тюльпан. Пл одоводы - смородина, садовая земляника.

Слайд 4

животные вредители защитники

Слайд 5

животные вредители защитники Колорадский жук гусеница тля грызуны жужелица Божья коровка птицы

Слайд 6

Как мы можем помочь защитникам урожая? Домики для зимовки насекомых

Слайд 7

Как мы можем помочь защитникам урожая? Строить кормушки, домики для гнездовья птиц, делать ПРИСАДЫ для хищных птиц

Слайд 8

Проверь себя! Найди правильную цепь питания: Зерновые культуры → мышь → канюк Зерновые культуры → мышь → славка Зерновые культуры → мышь →дрозд Молодец, правильно! Стоит ещё подумать!

Слайд 9

Проверь себя! Найди правильную цепь питания: Яблоко → плодожорка → пеночка Яблоко → плодожорка → жужелица Яблоки → плодожорка → пустельга Молодец, правильно! Стоит ещё подумать!

Слайд 10

Проверь себя! Найди правильную цепь питания: Картофель → колорадский жук → жужелица Картофель → колорадский жук → мухоловка Картофель → колорадский жук → златоглазка Молодец, правильно! Стоит ещё подумать!

Слайд 11

Растительноядным животным тле, колорадскому жуку, яблоневой плодожорке достается часть урожая. Мыши, полевки поедают зерновые культуры, чем наносят ущерб сельскому хозяйству. На них охотятся пустельга , совы, канюки. Златоглазки поедают огромное количество тли , а , яблоневая плодожорка выедает середину яблока. Скворцы и синицы питаются гусеницами яблоневой плодожорки .

Слайд 12

а) жужелица, полевка , пустельга златоглазка б) божья коровка , колорадский жук, яблоневая плодожорка, тли д ) синица, скворец, , мухолов ка , сова

Слайд 13

Животные синквейн Вредители, защитники Наносят вред, защищают, уничтожают Насекомое бывает полезным и вредным. Живое

Слайд 14

Домашнее задание: Сделайте страничку в книжку-малышку «Незаметные защитники урожая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"

Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

конспект урока "Во саду и в огороде"

сценарий урока составлен для  учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Растения сада и огорода"

Цель: Познакомить с понятиями «овощи», «фрукты».и их значением в жизни человека; С профессиями овощевода и садовода; развивать речь, воображение и творческие способности; воспитывать уважение к кресть...

Конспект урока по теме "Наши проекты. Создадим свой огород. Проверим себя." 2 класс

Цели деятельности учителя:  расширение знаний о полезных свойствах лука; посадить лук.Планируемые результатыПредметные:Знать: полезные свойства лука; как правильно посадить лук;Уметь: применять п...

Открытый урок по теме "Огород"

Предмет: Мир природы и человекаТема: Растения. Огород.Тип урока: урок открытия новых знаний, приобретения новых умений и навыков.Цель: формирование представлений обучающихся о растениях, огороде.Задач...

Конспект урока по окружающему природному миру в 4г классе на тему: "Во саду ли, в огороде: овощи"

Конспект урока по окружающему природному миру на тему: "Во саду ли, в огороде: овощи"...