Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни.
методическая разработка по окружающему миру по теме

Бобылева Марина Витальевна
Здоровье – это вершина, на которую
человек должен подняться сам.И. Брехман.

Целью моего проекта является формирование представлений о значении правильного питания в жизни, также  познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе; показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hleb.doc852.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни.

Бобылева Марина Витальевна

учитель начальных классов  высшей квалификационной категории

г.Саратов-2010год


Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни.

Блюда из зёрен.

Здоровье – это вершина, на которую

человек должен подняться сам.И. Брехман.

Цель проекта: формирование представлений о значении правильного питания в жизни.

  • познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;
  • показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;

Задачи пректа: закрепить изученные знания о правильном питании;

рассказать о истории создания хлеба, его родословной, познакомить с условиями его выращивания,

  • расширить представление детей о  полезности продуктов, получаемых из зерна
  • о важном продукте питания – хлебе;
  • сформировать представление детей о необходимости ежедневного включения в
  • рацион продуктов, получаемых из зерна;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу;
  • развивать память, внимание, творческие, исследовательские способности
  • учащихся.

Дидактический материал, собранный детьми.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

Выходят дети, инсценируют “Что самое ценное в нашей жизни?”

1 группа»Колоски».

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.

2 группа «Зёрнышки».

Есть еще одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать. Потребовал себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.

. Знакомство с заповедями русского народа о хлебе

Учитель: Какие заповеди давал русский народ о хлебе?

(Ответы детей)

  • Хлебом – солью всегда встречали на Руси гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность.
  • Караваем встречали родители молодоженов.
  • Хлеб вносят в дом на новоселье “Не красна изба углами, а красна пирогами”.

1.Слава миру на Земле!

2.Слава хлебу на столе!

1.Если мы хотим кого-то

   Встретить с честью и почетом,

   Встретить щедро, от души,

   С уважением большим,

   То гостей таких встречаем

   Круглым пышным караваем.

   Он на блюде расписном

   С белоснежным рушником.

2.С караваем хлеб подносим

    Поклонясь, отведать просим:

   -Дорогой наш гость и друг,

    Принимай хлеб- соль из рук.

  • Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу “Хлеб в пути не тягость”.
  • Именем хлеба клянутся “Чтоб мне хлеба не видать”

“Хлеб - всему голова”, -Уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашет, хлеб сеет, собирает, продает.

А хлеб, которым делишься, очень вкусен.

ЗАПОВЕДИ РУССКОГО НАРОДА О ХЛЕБЕ

“Хлеб да соль!” - говорит русский человек, приветствуя всех, кого найдет за столом, за едой.

- Хлеба кушать! – непременно отвечают ему в смысле: “Милости просим, садись с нами и ешь”. Этим приглашением доказывается наше особенное русское свойство гостеприимства, которое по этой причине и называется чаще хлебосольством.

Трудно хлеб достается человеку – легкого хлеба не бывает. Очень часто в старину земледельцам приходилось в поле выходить не только с сохой и плугом, но и с оружием, чтобы дать отпор врагам. Не случайно на гербах некоторых небольших городов винтовка соседствует с плугом.

За хлеб гибли, защищая его, не только в войнах, но и на пожарах.

Задумайся, попробуй представить, сколько людей потрудилось, чтобы к нам на стол попала румяная булочка или хорошо пропеченная горбушка хлеба.

Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что “не пашня родит хлеб, а небо” и называли хлеб “небесный”, “божественный”.

Первые приметы: при молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

Исследования по теме проекта.

 Учитель: “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.

- Докажите.

“Худ обед – коли хлеба нет”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска - а хлеба каравай – так и под елью рай”

-Какие еще пословицы о хлебе знаете? (Дети называют)

Учитель: Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни.

Пословицы:

* “Рыба- вода, ягоды - трава, а хлеб - всему голова”.
* “Хлеб – батюшка, водица – матушка”.
* “Хлеба ни куска, так в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”.
* “Хлеб соль ешь, а правду режь”.
* “Трудно хлеб растить, зато легко ломать хлеба уплетать”.
* “Хлеб да каша- пища наша”.
* “Хлеб – всему голова”.
* “Без хлеба не будет беседы”.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Горька работа, да хлеб сладок.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Хлеб на стол, так и стол – престол.

Земля – матушка, а хлеб -батюшка.

Хлеб да соль, и обед пошёл.

«Хлеб на стол – и стол – престол, хлеба ни куска – и стол – доска»

-          «Без соли, без хлеба – половина обеда»

-          «Без хлеба живот никогда не живет»

-          «Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска»

-          «И пес перед хлебом смиряется»

-          «Мужик одних горячих блинов не наестся» (Он ест их завернув ломоть хлеба в блин)

-          «Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом»

-          «Хлеб да соль и обед пошел»

-          «Хлеб наш насущный- хоть черный, да вкусный».

 Легенда.

Слышали ли вы выражение: “Три хлеба человечества”?

Да… Нет…

Это пшеница, рис и кукуруза.

Во всех концах света учёные - археологи обнаружили древние стоянки человека. А в них - зёрна. В Средней Азии, в Иране, в Северной Африке – зёрна пшеницы. В странах Востока – зёрна риса. В Южной Америке – кукурузы и сои. На территории современной России – ржи, ячменя, овса, гречихи. Сегодня растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – хлеба.

Послушайте легенду об одном из хлебов.

Об этих зёрнах до наших дней дошла индонезийская легенда, которая гласит, что в стародавние времена они были пищей богов, люди о них не знали. Однажды храбрый юноша забрался на небо и увидел эти диковинные зёрна, рассыпанные для просушки. Юноша хотел взять с собой на землю одну горсть, но ангелы, сторожившие небо, не позволили. “Это пища богов, - сказали они, - смертным вкушать её не полагается”. Но храбрый юноша перехитрил стражей. Перед возвращением на Землю он потоптался босыми ногами по рассыпанным зёрнам. Ангелы пропустили его, ведь руки юноши были пусты. Вернувшись на Землю, юноша собрал с босых ступней налипшие зёрна. Так люди обрели пищу богов. Сегодня этот злак выращивают на всех континентах, он стал главной пищей для большей части населения земного шара и является постоянным гостем на нашем столе. Не случайно на Востоке говорят, что вода - душа этого зерна. А жители Китая, Индии, Японии, Вьетнама, Таиланда, Кореи и других стран Азии едят кашу из этого зерна вместо привычного для нас хлеба.)

Что это за растение?

Рис.

Стихотворения

стихотворение Н.Рыленкова “Хлеб”:

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.

стихотворении “Растите хлеб”, поэт Дагестана Абдул Мирзаев.

Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он – смех детей,
Он – радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта, 
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни 
                                   за него отдал.

Растите хлеб!
Мы за него страдали,
И долгими ночами на полях,
Как мать над сыном,
Мы над ним не спали.
Растите хлеб-
Историю страны.
Растите хлеб-
Грядущую опору.
Дороже он, чем всех сокровищ
                  горы.
Он - наша жизнь,
А жизни нет цены.

Стихотворение Александра Балина:

   

Вот хлеб- высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много всяческих преград-

Преодолеть нам суждено.

Запомни же как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный трудный хлеб.

2.Как хлеб к нам пришел?

Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает

Сколько требует ухода

Мать- земля за целый год.

Материал о кашах.        

Учитель:

Какие бывают каши?

Ученики:

Манная, рисовая, гречневая, перловая, овсяная, пшённая.

Учитель:

Вряд ли о каком другом блюде русской кухне сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Как у всякого народа- землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

Ученики:

Рассказывают заранее приготовленный по группам материал о почитании каш славянами.

Ответы учащихся:

1 группа: Накануне Рождества в старые времена из пшена и ячменя варилась кутья сочельницкая. Эта каша использовалась в обряде гадания.

2 группа: В древности на Руси кашу варили в знак примирения между врагами. Без каши мирный договор был недействителен. Дошедшая до нас пословица “С ним каши не сваришь”, то есть не договоришься, отражает этот древний обычай.

3 группа: “Кашею” на Руси называли и брачный пир. Одна из древних летописей сообщает, что в 1239г. самолично “чинил кашу” на свадьбе князь Александр Ярославич, известный в истории как Невский. По описанию свадебного обряда второй половины XVII в. новобрачным обязательно давали, есть кашу как символ посева и плодородия.

4 группа: Повсеместно на Руси известен обычай обсыпание молодых крупой перед отправлением к венцу, по выходе из церкви и перед входом в дом. Этот обряд был столь же необходим, как и покрывание головы невесты, фатой и печение каравая. Цель обсыпания молодых крупой- зерном – состояла в том, чтобы в доме их был достаток, и дольше сохранялись молодость и красота.

Учитель:

Ушли в прошлое эти обычаи и обряды. Но, как и прежде, каша играет в питании русского народа очень большую роль.

Особенно высокой питательной ценностью и прекрасным вкусом обладает гречневая каша. Эти её свойства отражены в народных пословицах и поговорках: “Горе наше, гречневая каша - есть не хочется, а покинуть жаль”, “Гречневая каша- матушка наша, хлеб ржаной - отец наш родной”.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Отвечают, объясняя смысл пословиц.

Это интересно.

Каша - одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. Без каши трудно представить нашу еду. Между тем каша не просто кушанье, но и обрядовое блюдо. У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли 'бабкиной', встречали новорожденного; непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала, отчего и пошло выражение 'с ним (с ней) каши не сваришь'; кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь. Можно сказать, что каша сопровождала человека на всем жизненном пути. У людей разного достатка каша была обыденной едой. Буквально каждый знает известную русскую пословицу: 'Щи да каша - пища наша'. И это действительно так, причем во все времена, пожалуй. Каша питательна, легко усваивается организмом. Ее можно подать и на завтрак, и к обеду, и к ужину. Одинаково охотно едят ее и дети, и взрослые.

Правда, в последние годы популярность каши несколько уменьшилась. Между тем не помешает вспоминать об этом незатейливом блюде, особенно тогда, когда у нас мало времени. Кроме того, каша - самое доступное блюдо для каждой семьи, даже той, достаток которой невелик. Рассыпчатую кашу можно подать в качестве гарнира к мясу, птице. Можно нафаршировать кашей овощи, рыбу или бараний бок .

Причем разнообразию каш нет границ: манная, пшенная, кукурузная, овсяная, геркулесовая, гречневая, рисовая, перловая.

 А почему 'перловая'? Перл - жемчуг, а что общего у жемчуга с кашей, сваренной из ячменных круп? Но если присмотреться, то, действительно, разваренные крупинки сверкают как бусинки жемчуга. Вот откуда столь красивое название у вкусной каши из ячменной крупы.

Каши по своему составу и способу приготовления делятся на рассыпчатые, вязкие и жидкие.  

Рассыпчатые каши готовят из риса, гречневой, пшенной, перловой и некоторых других круп. В готовой каше зерна должны быть полностью набухшими, хорошо проваренными и легко отделяющимися друг от друга. Посуда для варки каш должна иметь толстое дно, чтобы каша не подгорела. Рассыпчатые каши варят в малом количестве воды, когда вся жидкость поглощается крупой, и в большом количестве воды Крупы просеивают, перебирают и промывают. Не промывают только манную крупу, гречневую и 'Геркулес'. Гречневую крупу предварительно обжаривают при 110...120 градусах для сокращения срока варки из нее каши. Рис, пшено, перловую крупу промывают сначала теплой (до 40 градусов), а потом горячей водой. Такая последовательность не случайна. Теплая вода удаляет с поверхности зерен крахмал, горячая - жир, выделяющийся на поверхности зерен при их хранении. Подготовленные крупы (кроме гречневой) засыпают в кипящую подсоленную воду и варят при слабом кипении до готовности. Затем откидывают на дуршлаг и промывают горячей водой. Кашу перекладывают в посуду и заправляют растопленным жиром.

Вязкие каши готовят на цельном молоке, смеси молока с водой или на воде. В готовом блюде зерна хорошо проварены, каша держится на тарелке горкой, не расплываясь. Некоторые, крупы, такие, как рисовая, перловая, пшено, плохо развариваются в молоке. Поэтому сначала их несколько минут проваривают в воде, затем воду сливают и добавляют горячее молоко с растворенными в нем солью и сахаром. Подают вязкие каши, полив растопленным сливочным маслом или посыпав сахаром. Ассортимент молочных каш можно расширить путем введения различных добавок, например тыквы, чернослива, моркови.

Жидкие каши готовят из манной крупы, риса, пшена, 'Геркулеса', овсяной крупы. Варят их на молоке, смеси молока с водой (в соотношении 2:3) или на воде. При отпуске поливают сливочным маслом, медом, вареньем. Жидкие каши готовят так же, как и вязкие, но с большим количеством жидкости. Необходимо помнить, что манную крупу всыпают в кипящее молоко тонкой струёй, непрерывно помешивая. При температуре 90... 95 градусов манная крупа быстро (в течение нескольких секунд) набухает, поэтому надо успеть высыпать всю крупу до загустения каши, чтобы не образовалось комков. После загустения каши уменьшают нагрев и в течение 15...20 минут доводят ее до готовности. При отпуске поливают растопленным сливочным маслом. Разнообразить ассортимент блюд из круп можно за счет всевозможных блюд, приготовляемых из рассыпчатых и вязких каш с добавлением творога, овощей, фруктов, цукатов. Запеканки, пудинги, крупеники, котлеты, биточки обладают приятным вкусом и ароматом. Подают эти блюда с маслом, сметаной, сладкими соусами.

Почему так говорят: 'С ним кашу не сваришь?'. В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). И были эти блюда ритуальными: каши варили на свадьбах, крестинах, поминках, перед битвами и на победних пирах. Часто и застолья назывались 'кашей'. По древним летописям известно, что на свадьбе Александра Невского дважды 'кашу чинили' - одну при венчании в Троице, другую - в Новгороде. Каша была и символом перемирия, мира после сражении. Вот откуда пошло выражение 'заварить кашу': враждующие стороны за одним столом ели единую кашу. Если же мир не удавался, говорили: 'с ним каши не сваришь'. Многие праздники обязательно отмечались своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая, особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня).

Все крупы, из которых сейчас принято готовить каши, полезны, так как содержат целый набор необходимых для организма веществ: углеводов, белков, кальция, железа, магния, калия, витаминов. Как не упомянуть суворовскую кашу? Однажды в одном из военных походов Суворову доложили, что остались небольшие запасы ячменя, проса, гороха. Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать и крупы, и горох и сварить еду для всех. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу. Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии. Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп полезнее, чем из одной, так как каждая крупа имеет свой химический состав, и чем больше круп используется в смеси, тем выше пищевая ценность каши.

Игры.

 Игра: “веришь – не веришь”

Учитель: Верите ли вы, что индейцы Южной Америки, обрабатывая кукурузное поле, вырывали в нём ямки, в которые бросали несколько зёрен и заодно голову небольшой рыбки?

Да; Рыба служила удобрением. Хотя индейцы этого не знали и говорили, что так научил их великий бог Маиса (кукурузы).

*…Что в Мексике, в штате Айдахо, кукурузе, давней кормилице южноамериканцев, установлен серебряный памятник?

Нет; на самом деле памятник золотой.

*…Что в Древней Греции новорождённого укладывали в борозду пашни?

Да; Считалось, что земля даст ребёнку силу и здоровье.

*…Что у разных сортов пшеницы “усы” (ости) разного цвета?

Да; белые, жёлтые, красные, фиолетовые, чёрные.

*…Что для того, чтобы сохранить хлеб надолго свежим, его сразу после выпечки надо заморозить?

Да.

Работа с гербарием.

«Определи колосок» - пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень.

«Сорока – ворона кашу варила»А) Из каких зёрен каша?

     Перловая –                             ячмень

Гречневая –                                гречиха

Рисовая -                                     рис

Геркулесовая –                            овёс

Пшённая –                                   просо

Манная -                                     пшеница

Б) Определи крупу.

( в мешочках – крупа, дети с закрытыми глазами на ощупь определяют, что за крупа в мешочке)

- рис

- гречка

- перловка

- пшено

-манка

- овсяные хлопья

Используемая литература:

1.Кувашова Н.Г. Праздники в школе. Волгоград, 2002г

2. Журналы «ПедСовет» (2001-2006)

3. Барыкин К.К. Хлеб, который мы едим. М.:Госполитиздат 1998г

4. Степаненко В.И.  И вечный хлеб. М.: Советская Россия, 1999г

5. Ухьянкин С.П., Павлов И.В. Уроки хлеба. Чебоксары, Чув.книжное издательство, 1984г.

6. Пицков Ю. Как хлеб на стол приходит. Москва, Просвещение, 2003 г.

7. Амусина Л. Хлеб всему голова. Воспитание школьников. № 9 2004 г.

8 .Кузнецов Г.В. Его имя - Хлеб. Газета «Хыпар» , № 108, 2007 г.

  1. Алексей Владимиров «Земля на зернышке стоит»Москва «Детская литература» 1984г.

М.М.Безруких «Разговор о правильном питании» Москва  «Нестле» 2003г.

М.М.Безруких «Две недели в лагере здоровья» Москва «Нестле» «Олма-Пресс  Инвест 2003г

интернет ресурсы www/enthomuseum.ru/

http://n-shkola/ru/

http://festival/1september ru.


Приложение.

1148584338035.jpg

P1010453.JPG

P1010476.JPG

P1010484.JPG

3.jpg

1_40.JPG

4.jpg

10.jpg    00013476.jpg

104724_1.jpg

1185270896_pastries2.jpg

img1237.jpeg

photo_8419.jpg

start.jpg    img_Cvm7nw.jpg

сканирование0209.jpg

сканирование0210.jpg

сканирование0213.jpg

сканирование0215.jpg

сканирование0216.jpg

сканирование0218.jpg

сканирование0223.jpg

сканирование0225.jpg

сканирование0226.jpg

сканирование0227.jpg

Сегодня ХЛЕБ ценят за питательность и вкус. Высокое содержание клетчатки  помогает избегать желудочно-кишечных  проблем. Сложные углеводы, содержащиеся в хлебе, помогают в борьбе  с диабетом.

Помимо железа и витаминов группы В, хлеб содержит кальций и минеральные вещества, необходимые для костей и зубов.  

хлеб3

 Все  более расширяющийся ассортимент хлебных изделий возродил традиционное отношение к хлебу. Сегодня считается, что ХЛЕБ – важная часть нашей пищи.

Сегодня в магазинах можно купить различные хлебные изделия:

круассан, пиццу, горячую сдобу, пышку, солодовый батон, хлеб из непросеянной муки с корочкой, багель, батон с маком, деревенский хлеб, бриошь.

МИРОВОЙ ХЛЕБНЫЙ АССОРТИМЕНТ

БАГЕЛЬ – хлеб Восточной Европы и Израиля в виде бублика. Обычно выпекается  из белой пшеничной муки.

БРИОШЬ – лёгкий бублик или батон на дрожжевой опаре, пришедший из Франции, который занимает промежуточное положение между кексом и хлебом по вкусу и структуре.

ПИТТА – плоский хлеб Ближнего Востока, который иногда имеет форму кармана, куда кладут начинку. Выпекают из белой и непросеянной муки.         

 


А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики хлеба разнообразны. Однако есть несколько закономерностей.

- белый хлеб делают из муки , полученной из очищенных зёрен пшеницы, воды и дрожжей с различными добавками.

- чёрный хлеб готовят из ржаной муки, полученной из частично очищенных зёрен, с добавлением жжёного сахара.

- цельнозерновой хлеб готовят либо из неочищенного зерна, либо из белой пшеничной муки с добавлением отрубей или пророщенных зёрен пшеницы.

ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ХЛЕБА

 -источник крахмала и белка;

- высокое содержание клетчатки;

- содержит витамины группы В ;

- содержит железо и кальций.

 

НЕДОСТАТКИ

 - высокое содержание соли;

 - у некоторых людей наблюдается непереносимость клейковины.

хлеб2

ХЛЕБ –

ЗДОРОВЫЙ

ИСТОЧНИК

ЭНЕРГИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация классного часа "Хлеб - наша жизнь" для начальной школы

В представлен исторический и занимательный материал о хлебе....

Сценка "Значение спорта в нашей жизни"

Сценка содержит материал о значении спорта в жизни человека, а именно рассказывается о лёгкой атлетике....

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения....

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...

Проект на тему: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»

Проект разработан совместно с Управляющим советом. Цель проекта: воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и дости...

Конспект внеклассного занятия на тему : « Значение огня в нашей жизни»

Конспект внеклассного занятия для коррекционной школы (2 класс)на тему : « Значение огня в нашей жизни»Цель: формировать знание детей о значении огня, пожарной безопасности.Задачи: за...

Знакомство с учебником "Русский язык". Язык и речь, их значение в жизни людей. 1 класс.

Технологическая карта урока и презентация. 1 класс. Школа России....