"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: МОУ Полетаевская СОШ                

Класс: 1-б

Дата: 16.03.2017

Учитель: С. В. Ломакова ____________________

Методист: Н. К. Галиуллина______________

Студент: Лизанец Олеся, 44 группа

Тема урока: «Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа»

Русский язык, 1класс.

Цель: научить высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как о средстве общения;

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование первоначального представления об основных видах речевой деятельности;

- знакомство с учебником и рабочей тетрадью «Русский язык»;

- учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти;

- учить различать на практике устную и письменную речь;

Личностные:

- прививать интерес к новому предмету;

- расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление.

- осознание своих возможностей в изучении новой темы.

Понятия: слушание, говорение, чтение, письмо, устная речь, письменная речь, язык, русский язык, речь про себя.

Оборудование: доска, учебники, рабочие тетради, принадлежности для письма, компьютер, проектор

Этап урока.

Метод и приёмы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.Словесный метод.

1 мин.

Все готовы к уроку русского языка? Садитесь!

Сели за парты.

Мотивационный

Словесный метод.

Подводящий диалог

Вводная беседа.

5 мин.

Ребята, у вас на партах лежат учебники и рабочие тетради. Давайте посмотрим на учебник (изучение обложки, титульного листа, названия учебника, фамилий авторов, форзацев, условных обозначений). А теперь откройте стр. 5. Вы видите название первого раздела. Как будет называться первый раздел? Ребята в этом разделе мы с вами научимся… (по учебнику). А теперь переверните стр.

Отвечают на вопросы учителя.

Р:Определять план выполнения заданий; принятие и сохранение учебной задачи

Постановка учебной задачи:

- определение темы;

- постановка цели;

Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Наглядный метод: иллюстрации учебника, иллюстрации на экране.

 10 мин.

Рассмотрите рисунок в упр. 1. Сейчас я прочитаю выражение Льва Васильевича Успенского, а вы проследите за мной пальчиком. Что имел в виду автор этого выражения? Ребята, считаются ли речью звуки животных? Почему? Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Кто назовёт нашу первую тему? («Для чего нужна речь?») Исходя из названия темы, как вы думаете, какие задачи мы можем поставить на урок? (Мы узнаем что же такое «речь», из чего состоит наша речь и какой она бывает. А также мы узнаем о том, что же такое родной язык». Откройте стр. 5 в учебнике.Обратите внимание на схему и на рисунки рядом. К какому виду речи можно отнести каждый рисунок? Кто назовёт первый вид речи, и какой к нему рисунок можно отнести? Почему? Что же такое слушание? (это восприятие человеком речи при помощи слуховых и зрительных органов)

Ко 2? Говорение – вид речи с помощью которого мы можем общаться устно. 3? Чтение - то, что читают, читаемый текст.

4? Письмо – выражение мыслей в графической форме.

А что же мы можем сказать про «речь про себя»? Кому-нибудь уже знакомо это понятие? Это чтение не вслух.

Ребята, а как мы можем назвать одним словом слушание, говорение и письмо? Правильно, РЕЧЬЮ. Речь – один из главных способов общения людей друг с другом. А теперь нам пора размяться.  

Отвечают на вопросы.

Смотрят на слайд.

Слушают.

Л:У ребенка сформирована учебная мотивация;

П:Уметь слышать и слушать.

Физ. минутка

2 мин.

Видео

Решение учебной задачи

Практический метод: проверка упражнения работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей.

Деятельностный метод.

Наглядный метод: иллюстрация в учебнике

23 мин.

12 мин

А вы когда-нибудь задумывались о том, какой может быть речь? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Найдите на стр. 7 упр. 1. Прочитайте текст про себя. Кто может сразу сказать о чём говориться в тексте? (о речи) Кто скажет, что такое устная речь? Что такое письменная? Ребята, подумайте, какой вид речи преобладает? (устная) Почему? Кто может дополнить ответ? Кто считает иначе? Все согласны с ответом? Ребята в мире больше преобладает устная речь, которую мы слышим и произносим, потому что мы чаще разговариваем или что-либо рассказываем.

Посмотрите на 2-е упр. Кто узнал, что это за сказка? Кто сможет прочитать диалог сказочных персонажей? (2-е обучающихся). Молодцы. Кто нам скажет, к какой речи мы можем отнести запись разговора сказочных персонажей? Почему? Какую речь мы использовали, чтобы передать содержание сказки? (чтение, устная речь)

Ребята, а на каком языке мы с вами разговариваем, читаем и пишем? (на русском) Найдите стр. 8. У. 5. Прочитайте про себя предложения которые вы видите в упр. Все ли предложения вам удалось прочитать и понять? Какое удалось, кто сможет прочитать его громко и вслух? Почему только последнее предложение вы поняли?

Ребята, вам удалось прочитать и понять ту запись, которая написана на русском языке, нашем родном языке. Ребята, обратите внимание на определение ниже. Кто сможет сказать, что же такое русский язык? Может кто-то хочет дополнить данное определение? Молодцы.

Познавательные:

Структурировать информацию в нужной форме; выделять необходимую информацию;

классифицировать;

создавать устные высказывания.

К:Ученик умеет договариваться; вести диалог; решать учебные проблемы; продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми; слушать и слышать; отслеживать действия партнёра.

адекватное восприятие предложений и оценки учителя;

Рефлексия.

Словесный метод: возвращение к цели урока, обобщение

7 мин

Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Что такое речь? Когда в жизни вы пользуетесь речью? (речь позволяет общаться друг с другом. Мы должны стремиться к содержательной, правильной, точной и выразительной речи) Когда в жизни мы пользуемся устной речью, а когда письменной? Ребята, вам было легко или сложно работать?

На партах у вас лежат смайлики. Поднимите весёлый смайлик, если вам всё было понятно на уроке и было комфортно работать. Поднимите грустный смайлик, если нет.

Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке.

Поднимают нужные смайлики.

Р: развита рефлексия; осознание усвоенного;

Л: осознание смысла учения и ответственность за будущий результат.

Итог урока.

1

Всем спасибо, мы с вами отлично поработали. До свидания, ребятки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша речь. Её значение в жизни людей.

Методическая разработка урока«Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс...

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

Технологическая карта урока, русский язык, 2 класс...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 1-4 классов

Рабочая программа расчитана на изучение данного предмета в I полугодии. В каждом классе будет проведено по 16 часов. Программа ориентирована на закрепление сложных тем раздела "Русский язык"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...

Рабочая программа по предмету «Родной язык(русский)» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Родной язык(русский)» для обучающихся 2 класса  на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон ...

Метапредметная работа по родному русскому языку и родной русской литературе за 3 класс

Данный материал поможет подготовиться к промежуточной аттестации...