Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме:
    Урок окружающего мира для 1 класса на тему: "О птицах зимой"

    Миронова Анжелика Викторовна

    На уроке рассматривается жизнь зимующих птиц.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.zip954.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: О птицах зимой.

    Цель:  Расширить знания детей о зимующих птицах.

     Задачи: 1.Познакомить с понятием зимующие птицы;                                                                                                                                        2. Развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся, речь, наблюдательность, аккуратность;

    3.Воспитывать бережное отношение к природе.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: урок – путешествие.

    Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, рисунки с изображением зимующих птиц; фотографии зимующих птиц; силуэты птиц (для каждого учащегося); картина « Лесная поляна»; выставка книг; творческие работы учащихся.

    Ход урока

    1. Организационный момент: ( сообщение темы и целей урока).

    Первый слайд «тема урока»

    2. Вступительное слово учителя:

      - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок окружающего мира. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.

    ( Учитель включает грамзапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» и под музыку рассказывает сказку).

    СКАЗКА: Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой  взялась за свою волшебную кисть Зима.

    Второй слайд «Зимняя поляна»

    (Учитель открывает доску: на переднем плане – ели и берёзы, вдали еловый лес. На снегу написано «Зима». Под деревьями следы птиц.)

    Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит ночью были тут разные лесные жители.

    3. Актуализация новых знаний:

     - Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)

    3.1. Подведение к понятию ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    Мир птиц очень красочный и разнообразный. В природе их очень много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Посмотрите, какие они все нарядные. Какое разнообразие красок и оттенков. И каждая из них красива по-своему. Описывать разнообразие птичьих нарядов можно не только красками, но ещё и словом. Послушайте стихотворения о птицах.

    а) Снегирь сидит на ветке           б) К нам с ветрами прилетели

         В розовой жилетке,                       Стайки ярких свиристелей.

         А дятел в ярко-красной                 Прилетели свиристели,

         Шапочке атласной.                        Песню севера запели.

         Вдали мелькают сойки –

         Синие ковбойки.

    в) Зарумянились кустарники

         Не от утренней зари.

         Эти красные фонарики

         Засветили снегири.

     - Кто был внимательным, тот ответит на вопрос: Какие птицы были названы в стихах? (дятел, снегирь, сойка, свиристель)

    Третий слайд «Фото зимующих птиц»

    Учитель читает стихотворение.

      Улетели птичьи стаи,

      Лес в сугробах до ветвей.

      Вот тогда мы и дождались

      Наших северных гостей.

      Зимний лес не спит, а дремлет,

      Серебром окутан весь.

      Не покинув эту землю,

      Много птиц осталось здесь.

     - Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам  зимой с севера называются  ЗИМУЮЩИЕ.

     - А каких ещё зимующих птиц вы знаете? (воробей, ворона, галка, синица, клёст, поползень, глухарь, тетерев, чечётки, рябчики)

    3.2.Описание жизни птиц

    Четвертый слайд «Фото дятла»

       Сообщение о дятле (рассказывает ученик)

       Загадки о зимующих птицах:

    Пятый слайд «Фото снегиря, воробья»

     (во время загадок идёт описание птиц: снегиря, воробья)

     -Послушайте, ребята, на нашей поляне, кто-то ведёт очень интересную беседу.

    Сценка «Клёст и синица».

    Шестой слайд «фото клеста и синицы»

    - Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что-ли?

    - Да нет, Синица, это я радуюсь!

    - Нашёл время радоваться.

    - Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего милы, до чего хороши!

    - В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

    - Ещё как будут жить – поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло, и сытно, и от моей песенки весело!

    Беседа: - Почему же радовался клёст? (появились птенчики)

                 - Чем питаются зимой клесты? (еловыми семенами)

                 - А кто же такая синица?

    Синица: - Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в        парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Зимой я охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. Часто прилетаю к вашим балконам и расклёвываю завёрнутые в бумагу продукты. Люблю несолёное сало.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА        

    3.3 Творческая работа «Птичья столовая»

    Седьмой слайд «фото творческой работы»

    Стихотворение «Морозы»      Е. Благинина

     (читает ученик)

     - Что опаснее для птиц зимой холод или голод? Чем питаются птицы зимой? (плодами деревьев, семенами, почками, насекомыми, доставая их из-под коры деревьев)

    Корма, который находят птицы в природе, мало, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильём человека. Мы должны помочь птицам.

    - Как человек помогает птицам пережить зиму? (делает кормушки, подкармливает)

    Представление творческих работ.(кормушки, которые ребята изготовили вместе с родителями, представляют сами ученики)

    4. Закрепление новых знаний

     - А на нашей полянке кормушка ещё пуста. Кто прилетит к кормушке, зависит от вас. Но это будут птицы, которых вы часто видите и

    наблюдаете.

    4.1. Работа с книгой.

     - Прочитаем рассказ-загадку « Кто обедал в птичьей столовой?» и узнаем кто будет обедать в нашей птичьей столовой.

    (читает подготовленный ученик)

    Ответ на вопрос: (воробей, снегирь, синица)

    4.2. Самостоятельная работа.

    - Каждый из вас сейчас побудет в роли художника и попробует рассказать об одной из зимующих птиц, но не при помощи слов, а используя бумагу и цветные карандаши. А чтобы ваши работы получились выразительными, повнимательней присмотритесь к нарядам птиц. Какого цвета наряд воробья, синицы, снегиря?

    - Самые яркие, красивые птицы слетятся к нашей кормушке.

    (учащиеся разукрашивают силуэты птиц)

    4.3.Анализ работ. (Самые лучшие птицы отбираются и помещаются на кормушку)

    4.4. Работа с выставкой  книг.

     (учитель представляет книги, где рассказывается о зимующих птицах)

    5. Итог урока.

    - А сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал. Перед вами тест «Проверь себя». Выполнив этот тест, вы оцените себя сами. Схема самооценки лежит перед вами.

    5.1.                                 Тест «Проверь себя».

    1. Подчеркни зимующих птиц:  снегирь, ласточка, синица, воробей.

    2. Кто выводит птенцов зимой?  дятел, клёст, воробей.

    3. У какой птицы снежное имя?  глухарь, сорока, снегирь.

    4. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера? перелётные, зимующие.

    5.2.Самопроверка(восьмой слайд «ответы на тест ПРОВЕРЬ СЕБЯ»). Самооценка.

    Приложения:

    На уроке были использованы разные: а) методы работы – объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные , наглядные, практические, а также метод стимулирования интереса к учению; б) формы работы- коллективная, индивидуальная.

    Применялись инновационные технологии:

    - развивающего обучения;

    - компьютерного обучения;

    - личностно- ориентированного обучения;

    - объяснительно-иллюстративного обучения;

    - словесной, продуктивной и творческой деятельности.

    На уроке были использованы современные информационные технологии. Предоставляются слайды из презентации по теме «О птицах зимой», подготовленные учителем. Презентация работает в ходе урока поэтапно. На четвертом этапе создаются условия для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. На этом же этапе работает коллективная и творческая деятельность учащихся по заселению кормушки на лесной поляне.

    Очень важен последний этап урока- самопроверка и самооценка (оценочная самостоятельность учащихся). Ребята оценивают свою самостоятельную работу-тест «проверь себя» по следующим критериям:

    Оцени свою работу

    1.Выполнил правильно и самостоятельно

    2. Выполнил правильно, но с помощью других

    3. Выполнил быстро, но не правильно

    Развитие оценочной самостоятельности у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира- это тема моей экспериментальной работы. Поэтому методику развития оценочной самостоятельности у учащихся начальных классов я предоставляю в следующей таблице поэтапно.

    Тема урока :О птицах зимой

    Ответы:

    1. Снегирь, синица, воробей

    2. Клест

    3. Снегирь

    4 Зимующие

    Методика развития самооценки у учащихся:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок познания мира для 1 класса на тему: Жизнь диких животных зимой

    Цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.Задачи: познакомить ребят...

    Консект урока окружающего мира для 1 класса "На что похожа наша планета"

    Урок окружающего мира по теме «На что похожа наша планета» составлен на основании авторской программы «Окружающий мир » ( автор А.А.Плешаков - М.  : Просвещение,2011 г.)   по программе...

    Урок окружающего мира в 1 классе на тему: "Кто такие птицы?"

    Урок окружающего мира с использованием презентации...

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Жизнь птиц. Оперение птиц».

    Окружающий мир, урок в 1 классе , тема: "Жизнь птиц. Оперение птиц". Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся о птицах; узнать, как устроено птичье оперение,  и какое значение оно ...

    Урок окружающего мира для 1 класса на тему "Кто такие насекомые"

    Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:·         способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;·...

    Открытый урок по окружающему миру для 1 класса на тему "Зима"

    Открытый урок по окружащему миру для 1 класса, по УМК "Планета знаний". Урок-путешествие в зимний лес, с разгадыванием следов животных, их поведение, изменения в зимний период....

    Урок окружающего мира для 1 класса на тему "Где живут слоны?"

    Урок окружающего мира для 1 класса на тему "Где живут слоны?"...