Главные вкладки

    Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"
    учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

    Павлюченко Галина Анатольевна

    Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zhizn_ptits_zimoy.doc280.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования

    Администрации Молчановского района

       Муниципальное бюджетное

    образовательное учреждение

    « Сарафановская средняя общеобразовательная школа»

    Методическая разработка урока 

    окружающий мир

    «Жизнь птиц зимой»

                                                                         

                                                                               Автор: Павлюченко Галина Анатольевна

                                                       учитель начальных классов

                                                              МБОУ «Сарафановская СОШ»

                                              Молчановского района

                                   Томской области.

    2017-2018 учебный год

    «Жизнь птиц зимой»

    3  класс

    Цель:

    Подробно познакомиться с зимующими птицами.

    Задачи:

    Предметные:

    - с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы;

    - искать и анализировать доступную информацию;

    -представлять результаты деятельности в виде мини-проектов.

    Личностные и метапредметные:

    -выбирать учебную цель, планировать её реализацию;

    -участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации;

    -осуществлять взаимооценку  действий и результатов коллективной  работы, оценивать свой вклад в неё.

    -

     высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала;

    -представлять результаты групповых  мини-проектов перед учащимися класса

    -сотрудничать с учениками среднего звена;

    - делиться консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы;

    -строить монологические информацией, в форме монолога (доклад).

    -развитие ответственности, артистичности.

    Оборудование:

    Иллюстрации птиц: воробья, синицы, сороки, вороны, снегиря, дятла;  зимний пейзаж.

    Ватные шарики для игры, произведения устного народного творчества (пословицы, загадки, приметы).

     Книга «Азбука мудрой природы», книги о птицах.

     Костюмы птиц.

     Интерактивная доска. Звукозапись (голоса птиц).

    Фонограмма П.И. Чайковский «Времена года. Зима»

    Ход урока:

    1.  Вступительное слово учителя.

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна.

    Словно белою косынкой.

    Повязалася сосна.

    Учитель:

    -Какие у вас возникли ассоциации после этих слов? (высказывания детей)

    -Ребята, сегодня мы будем путешествовать по зимнему лесу. Во время путешествия на пути будет много препятствий, которые надо будет преодолеть.

    -Ребята, а вы любите лыжи?

    Сегодня путешествовать будем на лыжах, для того, чтобы не разрушать тишину зимнего леса.

    Итак, в путь… (звучат голоса птиц)

    2. Разминка.  Перед нами первое препятствие:

    «Разгадай-ка»

    Учитель:

     Днем молчит, ночью кричит?

     Какая птица носит женское имя?

     Кто в воде купается, а сухим остается?

     У кого мешок под клювом?

     Красавец с отвратительным голосом?

     На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?

     Какая птица самая многодетная мама?  (ответы детей)

    Учитель:

    -Ребята, а для чего нужны птицы?

    Дети:

    Они создают красоту, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.

    Второе  препятствие: игра «Кто больше знает зимующих птиц»  (делая шаг-название птиц). Итог игры.

    Учитель:

    -Сказочно прекрасен лес в ясный день. Особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветках мы увидим необыкновенные цветы. (Иллюстрация зимнего леса)

                                                                                                                                  Слайд 1

    Учитель:  (проблемная ситуация)

    - Ребята, как вы думаете, о каких цветах может идти речь зимой в лесу? (о   птицах).

    Верно, о зимующих птицах.

    Некоторые из зимующих птиц оседлые, они круглый год находятся недалеко от своих гнезд. Вы наверняка много о них знаете и легко узнаете птиц по описанию.

    Третье испытание: «Узнай птиц по описанию» (дети одеты в костюмы птиц)

    Ученик:

    -Это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный.

    Ответы детей    (иллюстрация воробья)                                                       Слайд 2                                                                                      

    Появляется Воробей Чик! (ученик-вожатый из 6 класса, пролетает по классу, поворачивается, подпрыгивает)

    -Здравствуйте, дорогие ребята! Услышал я, как вы про меня говорите, и я решил с вами ближе познакомиться, поиграть с вами, да повеселиться. Только я долго не могу находиться на одном месте, да и ходить-то я не умею, я только прыгаю, поэтому ножки мои сильные. Быстрые. Выходите все тренироваться со мной.

    Чик-чирик! Полюбуйтесь, детки,

    Как легко я прыг да прыг с веточки на ветку.

    Чик-чирик! Я на ветке жить привык.

    Игры с воробьем.

    Ученик:

    Воробей, воробушек, ты не бойся, не робей!

    Прыгни с ветки поскорей!

    Я воробушка люблю, дам я зерен воробью.

    Приласкаю, угощу и на волю отпущу.

    3.Физминутка. Игра «Кто больше соберет зерен»   (сбор ватных комочков)

    Воробей  (после игр)

    - Молодцы, ребята, вы такие ловкие, быстрые, смелые.  А что вы знаете про меня?

    4. Сообщение учащихся. (Учащиеся заранее приготовили самостоятельно материал о воробьях).

    1 ученик. Воробьи, которые живут рядом с человеком, под крышами домов - это домовые, но есть и полевые воробьи. Гнездятся полевые воробьи в старых парках, гнезда устраивают либо в дуплах, либо в куче хвороста, скворечниках и дуплянках, которые в лесу развешивают школьники.

    2 ученик.  Гнездо мы делаем из всякого мусора, из травинок, из сена, соломы. Внутри гнезда все устлано обязательно перьями. Ярких красок в нашей одежде - перышках, нет: спинка коричневая, брюшко серое, на голове светло-коричневая шапочка. Наши перышки всегда чистые, аккуратные и смотреть на нас приятно, так как мы постоянно следим за чистотой своего тела.

    Учитель:   - Ребята, прочитайте народные приметы о воробьях, которые есть в моей волшебной книге «Азбука мудрой природы»      Подает книгу, ученики читают:

     Воробьи нахохлились - перед дождем.

     Воробьи забираются в хворост - жди сильных морозов.

     Воробьи в пыли купаются - к дождю.

     Воробьи летают кучами - к сухой и ясной погоде.

    - Кто из вас в жизни наблюдал такие приметы?  Молодцы, вы очень внимательны.

    5.(Учитель вывешивает на доску иллюстрацию синицы).                                Слайд 3

    - Ваша задача – описать эту птицу по внешним признакам.

    Ответы учащихся.

    - Это красивая птица. У неё на голове черная шапочка, щеки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое.

    Учитель:

    - Синица - очень подвижная птица. Перепархивая с одной ветки на другую, подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держась на самых тонких ветвях.

    6. Создание мини-проектов  (работа в группах, 3 группы по уровню обученности )

    Постановка проблемы учителем.

    -Вам, ребята, предоставляется литература, справочники, энциклопедия, сборник загадок.

    Вы за короткое время должны друг другу представить мини-проекты про заданную птицу (ученики вытягивают карточку с названием птицы, но чтобы другая группа не знала, какую птицу они будут представлять)

    Начинать свой проект будете по своему усмотрению: или с загадки, или с внешнего описания птицы.

    Дополнительно приготовьте по одному вопросу другим группам.

    1 группа.

    - Голова, крылья, хвост у этой птицы-черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Ответы детей  (сорока)                                                                                                       Cлайд 4

    Ребята загадывают загадки про сороку.

    Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая.

    Всех я за день навещу,

    Все, что знаю, растрещу!

    Вертится, стрекочет,

    Весь день хлопочет.

    Вопрос:  В каких произведениях встречается сорока?  Ребята называют сказки,  рассказы про сороку.

    2 группа.

    - А у этой птицы крупное продолговатое туловище, большие и сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья-чёрные, а остальное тело серое.  (ворона)                                                                       Слайд 5

    Загадки про ворону

    Носит серенький жилет,

    Но у крыльев чёрный цвет.

    Видишь, кружат двадцать пар

    И кричат:

    - Карр! Карр! Карр!

    Окраской - сероватая,

    Повадкой- вороватая,

    Крикунья хрипловатая –

    Известная персона.

    Кто она?...

    (иллюстрация вороны)

    Вопрос: Когда вороны громко каркают, что они просят? Дети говорят о приметах.

    3 группа  (сильные учащиеся)

    Пусть я птичка-невеличка, у меня, друзья, привычка,

    Как начнутся холода - прямо с Севера сюда.

    Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.

    И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой.

    (иллюстрация дятла)                                                                                                     Слайд 6

    -Нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост черные, а спинка голубовато-серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета.

    - А у самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты. Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины и бузины, семена ольхи, клена. Ну, а если красногрудый прилетит на поле, то полакомится семенами конского щавеля, репейника или лебеды.                                                                                              Слайд 7

    Вопрос:  А является ли снегирь предсказателем погоды?

    Да, в народе говорят, что если:

     Снегирь запел - быть вьюге.

     Снегири зимой скрипят - на снег, слякоть.

    Снегирь:   (ученик в маске)

    - Ребята, давайте мы с вами поиграем      (физминутка)

    Сел на ветку Снегирек – все присели;

    Брызнул дождик – он промок  -  выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться;

    Ветерок, подуй слегка -   легкие наклоны в стороны;

    Обсуши нам Снегирька -   бег по кругу (повторить 2-3 раза)

    7. Итоги работы по мини-проектам. Ребята высказываются о проектах, называя  положительные стороны  и высказывают пожелания друг другу в дальнейшей работе.

    Учитель:

    - Ребята, из лесного дома пришла посылка с какими-то предметами. Давайте рассмотрим их. Дети достают хвойную веточку, шишки хвойных деревьев, телеграмму, йод, барабан, молоток и слова.

    8.  Четвертое испытание:   «Прочитай»

              Доктор

      Приятель

    Санитар

           Телеграфист

           плотник

    Ученики выкладывают слова горизонтально так, чтобы выделенные буквы были друг под другом и читают получившееся слово – «дятел»                                                  Слайд 8

    Учитель:

    Как вы думаете, почему именно эти слова были в посылке? Ответы  детей о пользе дятла)

    Учитель:

    Дом-дупло еще с рассветом языкастый врач покинул.

    Тук-тук-тук…Зимой и летом он своим  «пинцетом»

    Молодцы, ребята, хорошо знаете птиц.

    Учитель:

    -Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

    Учащиеся высказывают свое мнение.

    Учитель:

    Да, действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утомить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

    - А как можно помочь птицам?

    - Изготовить кормушки.

    Учитель:

    Кормушки для птиц бывают самые разные.

    -Ребята, а что нужно помнить, когда вы укрепляете кормушки?

    9. Ребята выводят правила кормления птиц.

     Укрепляя, не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.

     В кормушке не должно быть снега.

     Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносим корм.

     Следить, чтобы корм был в кормушке постоянно.

     Необходимо также знать, чем кормить птиц.

    10. Итог занятия: Игра “Крестики-нолики. ”Учащиеся на листе бумаги отвечают на вопросы, ставя +, если ответ положительный, 0- если ответ отрицательный. Вопросы:

    1

    Прячутся ли насекомые к зиме?

    +

    2

    Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края?

    0

    3

    Зимующие птицы это те птицы, которые зимуют на родине. Так ли это?

    +

    4

    Ласточка, соловей, скворец - это зимующие птицы

    0

    5

    Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы?

    +

    6

    Нужно ли птиц подкармливать?

    +

    7

    Верно ли, что птицы зимой не погибают от голода и холода?

    0

    11. Рефлексия.

    Закончите предложения.

    Сегодня на уроке я узнал(а)……

    Мне показалось интересным………

    Меня удивило………

    Ребята высказывают свои мнения и ненавязчиво выходят на тему экологического проекта о птицах родного края.

    12. Домашнее задание.

    Приготовить загадки, пословицы, поговорки, стихи о птицах для работы над учебным   проектом «Птицы нашего края»

                                                                  Литература:

    1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.
    2. Акимушкин И.И. «Следы невиданных зверей», М: «Просвещение», 1956.
    3. Бровкина Е.Г. «Уроки зоологии», М: «Просвещение», 1987.
    4. Брэм А.Э. Жизнь животных: .В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил
    5. Винокуров А.А. «Редкие и исчезающие животные. Птицы», М: «Высшая школа», 1992.
    6. Дементьев Г.П. «Птицы нашей страны», М: издательство МГУ,1962.
    7. Журнал «Читаем, уч Акимушкин И.И. «Причуды природы 1, 2 части», М: «Юный натуралист – приложение», 1992
    8. «Заповедники европейской части РСФСР – 2 часть», М: «Мысль», 1989.
    9. «Книга для чтения по биологии», М: «Просвещение».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

    Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" 2 класс

    Урок- путешествие в зимний лес, встреча со старичком-лесовичком помогает детям в занимательной форме окунуться в жизнь леса и его обитателей.Загадки,красочные иллюстрации в музыкальном сопровождении (...

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

    Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

    Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

    Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?".  УМК "Школа России", 1 класс. автор А. А. Плешаков...

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК Школа России

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК "Школа России"...