Главные вкладки

    Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    материал по окружающему миру

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okr_mir_1kl._gde_zimuyut_ptitsy.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по предмету «Окружающий мир» в 1 классе

    Тема«Где зимуют птицы?»

    Задачи урока: 1) закрепить и расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами и с «зимними гостями»; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представление о научном поиске, методах работы учёных;

    2)воспитывать заботливое отношение к птицам;

    3)развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к анализу, внимание, связную грамотную речь.

    Планируемые достижения учащихся: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы.

    Оборудование: учебник (часть 2, с.16-17); рабочая тетрадь (с.14); презентация; карточки с названиями птиц; цветные карандаши; фонограмма с голосами птиц; рисунки детей      «Птицы»; рисунки Муравьишка и Черепаха.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Цель: организовать учащихся на работу.

     С добрым утром! Начат день,

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не молчать,

    Всем работать, отвечать.

    – Поприветствуйте гостей нашего урока, желаю вам хорошей работы. Садитесь.

    2. Повторение изученного.

    Цель: повторить изученный материал, актуализировать знания.

     

    – Муравьишке не терпится узнать, о каких животных жарких стран вы узнали на прошлом уроке? / дети по очереди называют животных саванны и тропических лесов/

    – Каких птиц там можно встретить? /птица-секретарь, страус, павлин, попугай/

    – А вот Муравьишка уверяет, что во время своего путешествия по Африке он видел обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в далёкой Африке?

    / выслушиваются предположения детей/

    – А я вчера у кормушки в парке видела птиц. Узнайте их по описанию.

                          Это красивая птичка, размером с воробья. У неё белые щёчки, желтое брюшко; на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.

                                                                                                              /синица/

    – А мудрая Черепаха каждый день видит воробьёв, голубей, ворон, сорок. Кто из вас также часто видит этих птиц?

    – Почему они вслед за ласточкой не улетели в жаркие страны? /ответы детей/

    3. Постановка целей и сообщение темы.

     

    – Вот и попытаемся мы с вами на уроке выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях.

    Физминутка.

    Руки подняли и покачали,

    Это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули,

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки – плавно помашем,

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, тоже покажем,

    Крылья сложили назад.

     

    4. Изучение нового материала.

     

    Цель: выяснить причины осенних миграций птиц, сформировать представления о перелётных и оседлых птицах; познакомить с «зимними гостями».

    а)  Рассматривание слайдов о зимующих птицах: дятел, поползень, воробей, синица, галка, сова. (о каждой птице дети рассказывают стишок)

     –К какой из перечисленных групп мы отнесем этих птиц? /зимующие в наших краях/

    – Птиц, которые остаются зимовать в родных краях, называют оседлыми. 

     – Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна - две доживают до весны.

    – На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой? /ответы детей/

    б) Рассматривание слайдов о перелётных птицах: скворец, соловей, жаворонок, ласточка, зяблик, журавль. (о каждой птице дети рассказывают стишок)

    - Как называют этих птиц?

    в). Работа по учебнику, с.16.

    –  Найдите на рисунке перелётных птиц, отметьте их красными фишками. Назовите этих птиц.  Перечислите остальных птиц, как их называют?(зимующие)

     г) Кольцевание птиц.                                                                                                                                                  Сегодня люди знают о том, что перелётные птицы улетают в тёплые края: в Африку, Индию, Новую Зеландию, в страны Европы. А раньше люди этого не знали.  Послушайте, что они думали об исчезновении птиц. (с.165-166 книги «Зелёные страницы») /читает хорошо читающий ученик/

    – А как же человек узнал правду? /с. 85 учебника, читаем о кольцевании/

    – Как кольца на лапках могли помочь узнать, куда улетели птицы? /размышления детей/

     

    д) А что это за гости на нашем уроке?/рисунки детей  

    – В какое время года можно встретить этих птиц? /зимой, это «зимние гости»/

    –  Снегири и свиристели живут в более холодных северных районах нашей страны. Зимой они гостят у нас, так как здесь теплее и больше корма. Весной они вновь вернутся на север.

     5. Закрепление изученного.

     а) Вызываются дети с карточками-названиями птиц.

    –Помогите птицам ответить на вопрос: кому из них улетать осенью в тёплые края, а кому оставаться на родине?

    дятел                                синица

    журавль                          ласточка

    воробей                           грач

    соловей                            сова

     б) Работа в тетради с.14.

     в) Дети рассказывают стихи о помощи птицам зимой.

    Морозы жестокие в этом году.                                  Приручите птиц зимой!                                                                                       Тревожно за яблоньку в нашем саду,                        Пусть со всех концов                                                                                   Тревожно за Жучку: в её конуре                                К вам слетятся, как домой,                                                                                        Такой же морозище, как на дворе.                             Стайки на крыльцо.                                                                                         Но больше всего беспокойно за птиц:                       Приучите птиц зимой                                                                                        За наших воробышков, галок, синиц.                        К своему окну,                                                                                      Ведь очень уж холодно в воздухе им.                       Чтоб без песен не пришлось                                                                                        Поможем ли мы беззащитным таким?                       Нам встречать весну!                                                                                   Поможем! Их надо кормить, и тогда                                                                                                                   Им будет легко пережить холода.                                                                                                                  

    6. Итоги урока. Рефлексия.

     

     Закончите предложение: сегодня на уроке я узнал…

    Теперь я могу объяснить…..

    Я научился различать ……

    Урок окончен. Спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру "Где зимуют птицы?"

    Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Плешаков А. А. Школа России....

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" 2 класс

    Урок- путешествие в зимний лес, встреча со старичком-лесовичком помогает детям в занимательной форме окунуться в жизнь леса и его обитателей.Загадки,красочные иллюстрации в музыкальном сопровождении (...

    урок по окружающему миру"Где зимуют птицы"

    урок в 1б классе по окружающему миру"Где зимуют птицы"...

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

    Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

    Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"

    Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?".  УМК "Школа России", 1 класс. автор А. А. Плешаков...