Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Куроедова Галина Васильевна

Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?".  УМК "Школа России", 1 класс. автор А. А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_ptitsam_zimoy_moy.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Как помочь птицам зимой"

Цели урока: 

  • расширить представления детей о характерных признаках зимы в природе,
  • познакомить с условиями жизни птиц зимой,
  • убеждать детей в необходимости оказания помощи птицам зимой,
  • воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Всё ль в порядке?

Всё ль на месте?

И урок начнём мы вместе.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение. Дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки.

II. Повторение изученного.

- О ком вели речь на прошлом уроке?

- Животные живые существа?

- Докажите?

- Что необходимо животным для жизни?

III. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, какое время года на дворе? Назовите зимние месяцы.

А теперь вспомним приметы зимы и поиграем в игру “Снежок, остановись”.

(дети становятся в круг и, передавая “снежок”, называют слова - признаки зимы. (Например: “мороз”, “идёт снег”, “пурга”, “холодно” и т.д.) Если кто-то повторил признак или не назвал его, учитель подаёт сигнал “Снежок остановись”. Этот ученик заходит в круг и ждёт, когда его выручат)

- Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка Вопросик пришли к нам на урок и приготовили для вас задание – кроссворд. Давайте вместе выполним это задание.

1.

Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и кроилось,
С неба на землю свалилось.

(снег)

2.

Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

(лёд)

3.

Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз.

(мороз)

4.

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.

(лыжи)

5.

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...

(снеговик)

 С каким временем года ассоциируются эти слова?

IV. Определение темы и цели урока.

- Скажите, и зимой птиц в лесу и в городе больше или меньше, чем летом?

- Как выдумаете, почему?

- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

- А кто из вас может назвать их?  

- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

- А какие птицы вам  часто встречаются сейчас  зимой в нашей местности?

- Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

- А почему их так называют?

Тема нашего сегодняшнего урока «Как помочь птицам зимой»

- Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих птицах?

- А чему бы хотели научиться?

- Тогда давайте  познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды,  послушать пение птиц и назвать эту  птицу.

IV. Изучение нового материала.

-Что это за птичка? Слайд 3 (Дятел)

 - А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)

 - Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел  достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)

- Молодцы!

- А это что за птичка? Слайд 4 (Воробей)

 - Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется  птичка?

(Есть такое предположение, что воробей -  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так  называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи  обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

- А эту птичку вы узнали?

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.  
(Синица)

 - А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)

- А эта птичка называется клёст. Слайд 6 (Клёст)

  • Рассказ учителя о клёсте.

- У клеста  необычный клюв- с загнутыми  перекрещенными  концами. Этот  клюв  хорошо  приспособлен  для  шелушения  еловых шишек, семенами  которых  он  питается  зимой.

Клёст -  зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

  • Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка: Нашёл время радоваться...

Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

-  Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

- Продолжаем знакомиться с птицами.

  • По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?

«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится».                                                                                                                                                    (Сорока) Слайд 7

- А это кто? Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо ? –

На березе яблоки поспели.

 Слайд 8 (Снегирь)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)

  • Диалог Сороки и Снегиря.

(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.

Снегирь: А теперь куда?

Сорока: В деревню, милок, в деревню.

Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.

Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?

Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.

- Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?

- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

-  Рассмотрите в учебнике на с. 53 рисунки кормушек.

 - Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.

- Чем кормятся птицы и  что они любят,  расскажут  ребята.

1) Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Я сделала кормушку для  снегирей, они любят   ягоды рябины, калины, бузины, которые надо слегка подсушить.

2) А я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что  овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не солёное, любит синичка.   Просо и пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи.

3) Моя кормушка для  дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не жареные), крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки – любимое лакомство для них.

- А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц.

VII. Закрепление материала.

1. Игра-упражнение “Закончи предложения” 

  • Зимой солнце греет меньше, чем …
  • Летом идут дожди, а зимой …
  • Зимой берёза, липа стоят без …
  • Снегири, синицы, воробьи – это птицы …
  • Кукушки, ласточки улетели в тёплые края, а зимуют у нас …
  • Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить …

VII. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему учились на уроку?

- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

- Что было легко?

- А что было трудно?

- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок-символ на дерево. Напоминаю, что зелёный листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»; желтый – «получилось, но не всё, что задумал»; красный – пока многое не получается, нужна помощь».

      За то, что вы слушали  всё  внимательно,

     Задания все  выполняли  старательно

     Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить.

     Картинки  раскрасьте, а птиц  не  забудьте   кормить!                        

- Спасибо, дети за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"

Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...

Урок окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам".

Познавательная активность шестилетних детей снижается от однообразной деятельности: когда используется недоступная и неинтересная для детей информация. Поэтому, готовясь к уроку, важно спланировать ег...

Как помочь птицам.Окружающий мир 2 класс

Как помочь птицам.Окружающий мир 2 класс. Презентация...

Методическая разработка по окружающему миру «Берегите птиц!» в 1 классе

Данное мероприятие предлагается для проведения его в 1 классе с целью привития у школьников интереса к окружающему миру, к бережному отношению к тицам. В данной методической разработке представлен поз...