Главные вкладки

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

    Куроедова Галина Васильевна

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?".  УМК "Школа России", 1 класс. автор А. А. Плешаков

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_pomoch_ptitsam_zimoy_moy.docx27.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Как помочь птицам зимой"

    Цели урока: 

    • расширить представления детей о характерных признаках зимы в природе,
    • познакомить с условиями жизни птиц зимой,
    • убеждать детей в необходимости оказания помощи птицам зимой,
    • воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    - Мы урок наш начинаем,

    На столе мы проверяем:

    Всё ль в порядке?

    Всё ль на месте?

    И урок начнём мы вместе.

    - Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение. Дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки.

    II. Повторение изученного.

    - О ком вели речь на прошлом уроке?

    - Животные живые существа?

    - Докажите?

    - Что необходимо животным для жизни?

    III. Актуализация знаний учащихся.

    - Ребята, какое время года на дворе? Назовите зимние месяцы.

    А теперь вспомним приметы зимы и поиграем в игру “Снежок, остановись”.

    (дети становятся в круг и, передавая “снежок”, называют слова - признаки зимы. (Например: “мороз”, “идёт снег”, “пурга”, “холодно” и т.д.) Если кто-то повторил признак или не назвал его, учитель подаёт сигнал “Снежок остановись”. Этот ученик заходит в круг и ждёт, когда его выручат)

    - Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка Вопросик пришли к нам на урок и приготовили для вас задание – кроссворд. Давайте вместе выполним это задание.

    1.

    Одеяло белое не руками сделано,
    Не ткалось и кроилось,
    С неба на землю свалилось.

    (снег)

    2.

    Без досок, без топоров через речку мост готов.
    Мост – как синее стекло:
    Скользко, весело, светло.

    (лёд)

    3.

    Какой это мастер на стёкла нанёс
    И листья, и травы, и заросли роз.

    (мороз)

    4.

    Под ногами у меня
    Деревянные друзья.
    Я на них лечу стрелой,
    Но не летом, а зимой.

    (лыжи)

    5.

    Он из снега одного,
    Из морковки нос его.
    Чуть тепло, заплачет вмиг
    И растает ...

    (снеговик)

     С каким временем года ассоциируются эти слова?

    IV. Определение темы и цели урока.

    - Скажите, и зимой птиц в лесу и в городе больше или меньше, чем летом?

    - Как выдумаете, почему?

    - Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

    - А кто из вас может назвать их?  

    - Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

    - А какие птицы вам  часто встречаются сейчас  зимой в нашей местности?

    - Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

    - А почему их так называют?

    Тема нашего сегодняшнего урока «Как помочь птицам зимой»

    - Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих птицах?

    - А чему бы хотели научиться?

    - Тогда давайте  познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды,  послушать пение птиц и назвать эту  птицу.

    IV. Изучение нового материала.

    -Что это за птичка? Слайд 3 (Дятел)

     - А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)

     - Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел  достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)

    - Молодцы!

    - А это что за птичка? Слайд 4 (Воробей)

     - Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется  птичка?

    (Есть такое предположение, что воробей -  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так  называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи  обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

    - Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

    - А эту птичку вы узнали?

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика.  
    (Синица)

     - А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)

    - А эта птичка называется клёст. Слайд 6 (Клёст)

    • Рассказ учителя о клёсте.

    - У клеста  необычный клюв- с загнутыми  перекрещенными  концами. Этот  клюв  хорошо  приспособлен  для  шелушения  еловых шишек, семенами  которых  он  питается  зимой.

    Клёст -  зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

    • Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

    Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

    Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

    Синичка: Нашёл время радоваться...

    Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

    Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

    Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

    - Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

    -  Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

    - Продолжаем знакомиться с птицами.

    • По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?

    «Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится».                                                                                                                                                    (Сорока) Слайд 7

    - А это кто? Стынут лапы на морозе

    У сосны и ели.

    Что за чудо ? –

    На березе яблоки поспели.

     Слайд 8 (Снегирь)

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика.

    - Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)

    • Диалог Сороки и Снегиря.

    (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

    Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

    Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.

    Снегирь: А теперь куда?

    Сорока: В деревню, милок, в деревню.

    Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?

    Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.

    Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?

    Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.

    - Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?

    - Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:

    Что за стол среди берез

    Под открытым небом?

    Угощает он в мороз

    Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

    -  Рассмотрите в учебнике на с. 53 рисунки кормушек.

     - Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.

    - Чем кормятся птицы и  что они любят,  расскажут  ребята.

    1) Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Я сделала кормушку для  снегирей, они любят   ягоды рябины, калины, бузины, которые надо слегка подсушить.

    2) А я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что  овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не солёное, любит синичка.   Просо и пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи.

    3) Моя кормушка для  дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не жареные), крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки – любимое лакомство для них.

    - А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц.

    VII. Закрепление материала.

    1. Игра-упражнение “Закончи предложения” 

    • Зимой солнце греет меньше, чем …
    • Летом идут дожди, а зимой …
    • Зимой берёза, липа стоят без …
    • Снегири, синицы, воробьи – это птицы …
    • Кукушки, ласточки улетели в тёплые края, а зимуют у нас …
    • Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить …

    VII. Итог урока.

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - Чему учились на уроку?

    - Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

    - Что было легко?

    - А что было трудно?

    - Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок-символ на дерево. Напоминаю, что зелёный листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»; желтый – «получилось, но не всё, что задумал»; красный – пока многое не получается, нужна помощь».

          За то, что вы слушали  всё  внимательно,

         Задания все  выполняли  старательно

         Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить.

         Картинки  раскрасьте, а птиц  не  забудьте   кормить!                        

    - Спасибо, дети за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

    Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

    Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"

    Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...

    Урок окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам".

    Познавательная активность шестилетних детей снижается от однообразной деятельности: когда используется недоступная и неинтересная для детей информация. Поэтому, готовясь к уроку, важно спланировать ег...

    Как помочь птицам.Окружающий мир 2 класс

    Как помочь птицам.Окружающий мир 2 класс. Презентация...

    Методическая разработка по окружающему миру «Берегите птиц!» в 1 классе

    Данное мероприятие предлагается для проведения его в 1 классе с целью привития у школьников интереса к окружающему миру, к бережному отношению к тицам. В данной методической разработке представлен поз...