Главные вкладки

    Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

    Наталья Владимировна Блинцова

     

    Тип урока: изучение нового материала.

    Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированная

    Форма проведения: групповая, индивидуальная.

    Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запись музыки для релаксации, музыкальный клип, картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, презентация, шапочки с картинками птиц, цветовое дерево и листки-символы зелёного, жёлтого и красного цветов.

    Цели:

    • познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
    • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;
    • создать условия для формирования заботливого отношения к птицам, учить подбирать корм для птиц;
    • воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc47.5 КБ
    Office presentation icon prezentaciya._okruzhayushchiy_mir._1_klass.ppt1.5 МБ

    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир, 1 класс.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированная

    Форма проведения: групповая, индивидуальная.

    Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запись музыки для релаксации, музыкальный клип, картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, презентация, шапочки с картинками птиц, цветовое дерево и листки-символы зелёного, жёлтого и красного цветов.

    Тема урока: Как зимой помочь птицам?

    Цели:

    • познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
    • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;
    • создать условия для формирования заботливого отношения к птицам, учить подбирать корм для птиц;
    • воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.

                                                   Ход урока.

    1. Оргмомент.

    - Мы урок наш начинаем,

    На столе мы проверяем:

    Всё ль в порядке?

    Всё ль на месте?

    И урок начнём мы вместе.

    (на фоне музыки для релаксации)

    - Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение. Дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки.

    1. Сейчас мы проведём минутку синоптика.
    2. Определение темы и цели урока.

    - Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

    - А кто из вас может назвать их?  

    - Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

    - А какие птицы вам  часто встречаются сейчас  зимой в нашей местности?

    - Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

    - А почему их так называют?

    - Что бы произошло на земле, если бы не было птиц?

    - Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и оздоравливают растения  от вредных насекомых.

    - Сейчас я вам предлагаю внимательно посмотреть музыкальный клип и определить  тему нашего урока.

    - Итак, какова же тема нашего урока?

    - Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих птицах?

    - А чему бы хотели научиться?

    - Тогда давайте  познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды,  послушать пение птиц и назвать эту  птицу.

    IV. Изучение нового материала.

    -Что это за птичка? Слайд 3 (Дятел)

     - А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)

     - Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел  достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)

    - Молодцы!

    - А это что за птичка? Слайд 4 (Воробей)

     - Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется  птичка?

    (Есть такое предположение, что воробей -  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так  называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи  обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

    - Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

    - А эту птичку вы узнали? Слайд 5(Синица)

     - А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)

    - А эта птичка называется клёст. Слайд 6 (Клёст)

    • Рассказ учителя о клёсте.

    - У клеста  необычный клюв- с загнутыми  перекрещенными  концами. Этот  клюв  хорошо  приспособлен  для  шелушения  еловых шишек, семенами  которых  он  питается  зимой.

    Клёст -  зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

    • Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

    Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

    Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

    Синичка: Нашёл время радоваться...

    Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

    Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

    Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

    - Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

    -  Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

    - Продолжаем знакомиться с птицами.

    • По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?

    «Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится».                                                                                                                                                    (Сорока) Слайд 7

    - А это кто? Слайд 8 (Снегирь)

    - Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)

    • Диалог Сороки и Снегиря.

    (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

    Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

    Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.

    Снегирь: А теперь куда?

    Сорока: В деревню, милок, в деревню.

    Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?

    Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.

    Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?

    Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.

    - Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?

    - Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:

    Что за стол среди берез

    Под открытым небом?

    Угощает он в мороз

    Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

    -  Рассмотрите в учебнике на с. 53 рисунки кормушек.

     - Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.

    - Чем кормятся птицы и  что они любят,  расскажут  ребята.

    1) Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Я сделала кормушку для  снегирей, они любят   ягоды рябины, калины, бузины, которые надо слегка подсушить.

    2) А я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что  овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не солёное, любит синичка.   Просо и пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи.

    3) Моя кормушка для  дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не жареные), крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки – любимое лакомство для них.

    - А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц.

    VI. Закрепление.

    - Сейчас давайте поработаем в группах. Каждой группе надо  составить меню на обед для птиц. Посадите в кормушки, (они прикреплены на доске) птиц, которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите.

    - Почему именно эти лакомства вы выбрали?

    - Молодцы, вы все справились с заданием!

    VII. Итог урока.

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - Чему учились на уроку?

    - Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

    - Что было легко?

    - А что было трудно?

    - Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок-символ на дерево. Напоминаю, что зелёный листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»; желтый – «получилось, но не всё, что задумал»; красный – пока многое не получается, нужна помощь».

          За то, что вы слушали  всё  внимательно,

         Задания все  выполняли  старательно

         Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить.

         Картинки  раскрасьте, а птиц  не  забудьте   кормить!                        

    - Спасибо, дети за урок!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Как зимой помочь птицам? Подготовила учитель начальных классов МОУ «Липковская СОШ №3» мо Киреевский район Тульской области БЛИНЦОВА Н. В.

    Слайд 2

    Музыкальный клип

    Слайд 3

    ДЯТЕЛ

    Слайд 4

    ВОРОБЕЙ

    Слайд 5

    СИНИЦА

    Слайд 6

    КЛЁСТ

    Слайд 7

    СОРОКА

    Слайд 8

    СНЕГИРЬ .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

    Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

    Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

    На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

    Конспект урока"Окружающий мир"1классТема:"Как зимой помочь птицам"

    Знакомство детей с зимними изменениями в природе,учить детей сравнивать природные объекты,дать представления о зимующих птицах,развивать умение работать с книгой,воспитывать любовь и бережное отношени...

    Урок по окружающему миру в 1 классе «Как зимой помочь птицам?»

    Урок по окружающему миру в 1 классе«Как зимой помочь птицам?»...

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Как зимой помочь птицам?»

    Данное мероприятие знакомит обучающихся с зимующими птицами, раскрывает важность заботы о птицах зимой; заинтересовывает обучающихся в решении данной проблемы; учит изготавливать простейшую кормушку; ...

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"

    Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...