Урок по окружающему миру в 1 классе «Как зимой помочь птицам?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Костенко Юлия Владимировна

Урок

по окружающему миру в 1 классе

«Как зимой помочь птицам?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostenko_yu._v.rar1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

по окружающему миру в 1 классе

«Как зимой помочь птицам?»

( УМК «Школа России»)

                                               

                                                           Выполнил: учитель начальных классов

                                           Костенко Юлия Владимировна

Тема урока: « Как зимой помочь птицам»

Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование:

1) ПК,  презентации (электронный ресурс) “Покормите птиц зимой” презентация “Как зимой помочь птицам?”. 
2) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
3) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. 
4) Компьютер
5) Таблица с изображением птиц.
6) Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
8) Пустые коробки из-под молока.
9) Ножницы, нитки, карандаш.

10) Ободки с изображением птиц для инсценирования.

11)Корм для показа.

Дополнительная литература:

1. Атлас-определитель. Раздел “Птицы” (дано краткое описание внешности птицы).
2. “Птицы наших лесов” (иллюстрации и небольшие статьи о повадках птиц).

План – конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Время

1. Организационный момент

– Дорогие ребята. Мы начинаем наш урок . Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.

Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.

Головка думает, а язычки говорят.

Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума.

– Как вы понимаете это? (Высказывания детей)

Слушают учителя

Не выкрикиваем.

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

1 минута.

На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Читает стихотворение ребенок:

Морозы  жесткие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за жучку-

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц, За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

- О чем  стих?

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой?

 -Кому тяжело в стихотворении?

Слушание и осмысление стихотворения

- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.

Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы,

- логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).

4минуты.

На данном этапе используется фронтальная форма работы

3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала

Для того чтобы узнать вам о чем мы будем говорить на уроке, предлагаю отгадайть загадкуи :

Муравишки (слайд 2)

Маленький мальчишка

В сером армячишке, По полю шныряет

Крохи подбирает.

Черногрудый, (слайд 3)

красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут как тут!                            

-Где вы видели этих птиц?

-Какое сейчас время года?

-Как вы думайте, а легко ли приходится этим птицам сейчас?

-А почему?

- А как можно им помочь?

(Чтение стихотворения дети.)

- Ребята о чем пойдет речь на уроке?

- Прочтем тему урока на стр.74.

- Какие учебные задачи ставим на уроке?

- Для того чтобы помочь птицам мы  должны потрудится и выполнить для них кормушки.

-  Воробей.  

- Снегирь .          

Ответы детей.                                

Личностные УУД:

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-  умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2 минуты.

На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной де Формулируется тема и цель урока.

4.Изучение нового материала.

- Ребята, вспомните  каких птиц вы видели зимой в наших краях?

- А где остальные птицы?

- Рассмотрите в учебнике на стр. 74. Птиц.

- Прочитайте их название?

- Найдите отличие?

- Зачитайте из атласа- определителя коротко о некоторых из них.

Ребята посмотрите Муравишка  что-то прячет за спиной.

Здесь и там, и птичье пенье.

Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшено.

Отгадайте что это?

- посмотрим какие бывают кормушки.( стр.74), ( слайд).

- А для чего нужны кормушки?

Отвечают на вопросы учителя.

-Улетели в теплые края.

кормушка

Положить корм для птиц.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- дополнение и расширение имеющихся знаний;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

7 минут.

На этом этапе дети знакомятся с зимующими птицами. Использовала словесные, наглядные методы обучения.

5. Физкульминутка

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится

Прыг-скок, Прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень:

Тири- тири, тень-тень-тень.

Повторяют движения за учителем.

- (Дети прыгают на месте,)
- (Дети кружатся на месте)

- (Приседают)
- (Чешут носик)

- (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

- (Дети садятся за столы)

Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.

2 минуты.

Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка подобрана в соответствии с темой урока.

6. Практическая работа

-Трудно приходится зимой птицам поэтому нам нужно им помочь, а как это сделать?

- И теперь мы с вами попробуем выполнить кормушки.

- Для этого мы с вами разделимся на 3 группы.

Каждая группа выполнит свою кормушку.

1-гр. Воспользуется рабочей тетрадью стр.53.

2-гр. Воспользуется слайдом.

3-гр. Выполнит кормушку по схеме.

- А чтобы  кормушки получились прочные, и понравились птицам работайте в своих группах дружно.

Чтение стихотворения (ребенок):

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири. Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв-

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний-

Путешественник- скворец…

Вот и зимушке конец.

-Выполнить кормушки.

- Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки.

Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами.

- Коробка из-под сока и верёвка

Дети выставляют свои кормушки на столик.

Познавательные УУД:

- чтение и слушание;

- умение извлекать нужную информацию;

- дополнение и расширение имеющихся знаний

10 минут.

На данном этапе обучающиеся под руководством учителя по плану  изготавливали кормушку для птиц своими руками.

4.Продолжение изучение нового материала.

- Конечно ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы не редко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, мороза.

-Что же должны делать люди, что бы помочь зимующим птицам?

-Кормушки у нас готовы? А чего же в них не хватает?

-Чем можно покормить птиц?

-Ребята Муравишка прослышал какой-то разговор (учащийся выходит к доске в шапках птиц).

Сценка.

Сорока:

Тра-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Привередничают и капризничают!

Щегол:

Семечки в столовой не давленые.

Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей:

Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера не раскопаю! Хоть бы навес сделали, что ли!

Синица:

Сало салу рознь! Могли бы вывесить не соленое, у нас от саленного животы болят.

Ворона:

Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушки без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь:

А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?

-Успокойтесь птицы! Все будет в порядке.

-Как видите ребята , мало сделать кормушку нужно в неё еще правильно насыпать корм. Какой корм им нужен.

- Учитель показывает корм в мешочках и объясняет (семечки, просо, зерно, сало).

-Прочитайте текст на стр. 75 .

-Кого видите в красной рамке?

-Прочитайте про них.

Стих читает ребенок.

Прикормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, Горсть одна нужна.

Горсть одна- и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Ответы детей.

Читают текст.

Познавательные УУД:

 - отбирать информацию.

Коммуникативные УУД: 

-аргументировать свою позицию;

- участвовать в диалоге на уроке

Предметные: 

- получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.

Личностные УУД:

 - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

7 минут.

На этом этапе урока использовала коллективную форму работы. Закрепили знания  по выбору корма для птиц.

.

При помощи презентации обучающиеся знакомятся с особенностями выбора корма для птиц.

9. Обобщение полученных знаний.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Подними карточку верно», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос , а вы поднимаете карточку. Если согласны « +», если нет «-«.

1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)

3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно?  Молодцы! Справились с этим заданием.

 Ученики по карточкам отвечают на вопросы, поднимая "+", если ответ правильный, "-", если ответ неверный

Регулятивные УУД:

- применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов.

4 минуты.

На этом этапе урока при помощи игры обобщаются полученные знания . Использовала индивидуальную форму работы .

10. Рефлексия.

-  Вот и подошёл к концу наш урок.

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

Оценивают свою работу.

Регулятивные УУД:

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.

1 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

11. Домашнее задание.

- Вместе со взрослыми  смастерите  кормушки, дома, и повесите  их положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно.

1 минута.

12. Итог урока.

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Поднимите свои карточки настроения. (смайлы)

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Спасибо за урок!

Личностные УУД: 

- понимают значение знаний для человека и принимают его.

1 минута.

Время, отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные задачи удалось реализовать: познакомились с зимующими птицами, условиями жизни зимой; научились делать кормушки из подручного материала. На этом уроке воспитывалось гуманное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"

Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...

Веб-квест по окружающему миру.На тему "Как зимой помочь птицам?"

Веб-квест по окружающему миру. Для учащихся 1 класса....

Урок окружающего мира, 1 класс "Где зимуют птицы"

Цели и задачи урока:расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;познакомить с перелетными птицами;учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;сформиро...

Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"

Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"

Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц  с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц....