Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц  с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zimoy_pomoch_ptitsam_konspekt_okr.mir_.odt23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №37»

город Тольятти

Конспект урока окружающего мира

по теме:

«Как зимой помочь птицам?»

1 класс

УМК «Школа России»

Выполнила: Зайдлец Мария Викторовна,

учитель начальных классов,

МБУ «Лицей №37»

г.Тольятти

                                                               2017

Тип урока: изучение нового материала.

 Технологии: личностно-ориентированная, проектная деятельность, здоровьесберегающая, игровая, групповая

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Универсальные учебные действия (УУД).

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах, зимующих в наших краях.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

 Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

 Оборудование: контурное изображение птиц для проекта (дети закрашивают).

Цели: 

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

  • познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой, различать зимующих птиц по рисункам; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;

  • обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц, создать условия для формирования заботливого отношения к птицам;

  • изготовить меню для птиц, пополнять словарный запас детей;

  • выполнить мини-проект «Птичья столовая»; воспитывать гуманное отношение к животным;

  • запомнить правила подкормки птиц;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Ход урока.

 Оргмомент. ( сначала говорю я, вы повторяете)

 Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться,

 Работаем старательно,

 Слушаем внимательно.

 - Ребята, сегодня у нас урок получения новых знаний. Я очень хочу, чтобы у нас получился интересный, познавательный урок, чтобы вы узнали много нового.

Подготовка к работе на основном этапе. Определение темы и учебных задач и цели

Учитель включает аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» и под музыку рассказывает сказку.

СКАЗКА: Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

 «Зимняя поляна»)

Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.  

( следы птиц)

Актуализация знаний

Учитель:

Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)

Вспомните, кого называют птицами? (Это животные, тело которых покрыто перьями)

( «птицы»)

 - А что им нужно для жизни? (свет, тепло, вода, воздух, пища)

(солнце, вода, корм)

- Исходя из этого назовите тему нашего урока.

 Тема урока: Птицы зимой.

- Какую цель поставите для себя?

 Цели, поставленные детьми, исходя из сформулированной темы урока:

 - различать по названию и внешнему виду зимующих птиц в природе;

 - знать, чем можно подкармливать пернатых.

 Учитель: - научиться самим делать простейшую «птичью столовую»

Создание проблемной ситуации

 - Значит сейчас вокруг нас животных нет? Сейчас ведь зима, холодно, а я шла на работу видела воробушков. (Ответы детей. Их согревают перышки)

 - Правильно. Но в сильные морозы и ветра они всё равно мёрзнут. Им трудно.

 А можем ли мы помочь птицам, когда им холодно? ( Нет. Мы не можем открыть свои окна, двери, птички не полетят, они привыкли жить на свободе.)

А если голодно? Как?

А что птицам страшнее: холод или голод?

 Очень много птиц зимой умирают от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав, пищи мало.

 Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, которое станет девизом всего нашего урока.

 НАМ НЕ УНЯТЬ МЕТЕЛИ, НЕ РАСТОПИТЬ СНЕГА,

 НО ЧТОБЫ ПТИЦЫ ПЕЛИ — ЭТО В НАШИХ РУКАХ.  

Создание проблемной ситуации

 - А как я могу помочь ласточке, стрижу? Они ведь насекомоядные, я что, буду им мошек ловить? А сейчас и мошек нет. Исходя из этого какой вывод можно сделать?

 - Значит, птицы бывают перелётные и зимующие?

 - А каких зимующих птиц вы знаете?

Работа по учебнику.

 Откройте учебники на странице 74. Посмотрите, какие зимующие птицы там изображены. Назовите их.

 - А теперь давайте каждой птичке дадим характеристику, т.е. отличительные признаки.

(Дети характеризуют птиц по внешнему виду)

 - А каких бы вы птиц сюда добавили? (сорока, дятел)

Физкультминутка «Перелётные и зимующие птицы»

 (Если птичка перелётная, вы машете руками, если зимующая, вы приседаете.)

- Аист, ворона, ласточка, воробей, синица.

 

- Отгадайте загадку.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

кормушка

 - А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая) А из чего можно сделать кормушку?

 ( Ответы детей)

- А кормушки бывают ещё и такие. ( РАЗЛИЧНЫЕ КОРМУШКИ)

Работа по учебнику.

 Муравьишка-вопросик предлагает посмотреть кормушки в учебнике на странице 74. Какая кормушка вам понравилась больше всего? А какая не понравилась? Чем?

 А сейчас мы с вами выполним краткосрочный проект «Птичья столовая»

 Посмотрите, какая у меня есть кормушка.

( На доске прикреплена кормушка, на ней кусочки двустороннего пластыря.)

Но птичек нет. А птички у вас на партах. Но они не раскрашены.

 Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить?

(Нам по характерным признакам надо догадаться, что это за птичка, раскрасить в нужный цвет и посадить на кормушку).

 - Посоветуйтесь друг с другом, если затрудняетесь. Будьте внимательны.  Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку. Подойдите ко мне, пожалуйста, посмотрите, какая у нас хорошая получилась кормушка!

Физкультминутка «Вороны и воробьи» 

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт учитель. “Вороны”  - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи”  - резво прыгают по дорожке.)

Создание проблемной ситуации.

 Гости прилетели, а угощать-то нам их нечем. Что надо сделать?

 А что надо положить в кормушку?

Сценка “Подслушанный разговор”.

– Ребята, вот какой разговор подслушал Муравьишка на лесной полянке.

Сорока: Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали добротную столовую, а они неблагодарные расшумелись на весь лес.

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали.

Синица. Могли бы вывесить несоленое сало, у нас от соленого животы болят.

Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто кормушку без бортиков сделал? Ветер у него в голове.

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где семена арбузов и дынь?

Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.

– Видите, ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать: хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

 – Какой же корм им нужен? (Ответы детей.)

Работа по учебнику.

 На странице 75 прочитаем памятку, чем кормить зимой птиц.

Чтение памятки и показ слайдов

– Семена подсолнечника – для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

Конопля – для всех птиц. Просо и пшено – для чижей, щеглов, воробьев, свиристелей, овсянок. Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов. Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег или повесить рядом с кормушкой. К вам слетятся чечетки, чижи, снегири, синицы. Ягоды рябины, бузины, черемухи любят снегири и свиристели. На сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.

 Обобщение.

Что нельзя давать птицам? (Солёное сало и чёрный хлеб)

 - А сейчас мы выполним ещё один мини-проект «Составление меню»

  Мы с вами составим меню для птиц. А что такое меню? Куда надо обращаться, если мы не знаем значение какого-нибудь слова? (В СЛОВАРЬ ИЛИ ИНТЕРНЕТ)

- Я нашла в интернете значение слова «меню» 

 Сейчас вы птички.  На партах у вас лежат наименования блюд. Вам надо выбрать только нужные блюда и вклеить их в меню.

                             (дети выбирают картинки и вклеивают в меню)

 Я – официант, сейчас буду собирать заказы.

(Учитель собирает меню, дети делают обобщение, какие блюда у них остались невостребованными.)

Интересные факты

  - А кто из вас знает, почему так называется  птичка воробей?

 Есть такое предположение, что воробей -  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так  называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи  обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.

 - А сейчас следующая птичка, которая наз. клест.

 - У клеста  необычный клюв- с загнутыми  перекрещенными  концами. Этот  клюв  хорошо  приспособлен  для  шелушения  еловых шишек, семенами  которых  он  питается  зимой. Почему мы не видим его на кормушке?

 Клёст -  зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 человека, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

 Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

 Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

 Синичка: Нашёл время радоваться...

 Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

 Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

 Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

 - Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

 -  Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)  

 А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой»

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ.
ПУСТЬ СО ВСЕХ КОНЦОВ
К ВАМ СЛЕТЯТСЯ,КАК ДОМОЙ,
СТАЙКИ НА КРЫЛЬЦО.

НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА:
ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА
ГОРСТЬ ОДНА-И НЕ СТРАШНА
БУДЕТ ИМ ЗИМА.

СКОЛЬКО ГИБНЕТ ИХ-НЕ СЧЕСТЬ.
ВИДЕТЬ ТЯЖЕЛО...
А ВЕДЬ В НАШЕМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ
И ДЛЯ ПТИЦ ТЕПЛО.

РАЗВЕ МОЖНО ЗАБЫВАТЬ:
УЛЕТЕТЬ МОГЛИ,
А ОСТАЛИСЬ ЗИМОВАТЬ
ЗАОДНО С ЛЮДЬМИ.

ПРИУЧИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
К СВОЕМУ ОКНУ,
ЧТОБ БЕЗ ПЕСЕН НЕ ПРИШЛОСЬ
НАМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ.

 Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К нам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма,

 Горсть зерна нужна.

 Горсть одна - и не страшна

 Будет им зима.

Обобщение и закрепление

(Закрепление знаний в виде тестовых вопросов. С помощью сигнальных

карточек – их у каждого ребенка четыре, пронумерованы под

цифрами 1, 2, 3, 4 – дети выбирают нужный ответ под цифрой)

 Вопрос 1: Почему птицы осенью улетают на юг?

 1.становится холодно

 2.земля покрывается снегом

 3.нет корма

 4.дни становятся короче

Вопрос 2: Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?

 1.снегири

 2.вороны

 3.синицы

 4.воробьи

 Вопрос 3: Какой корм могут найти птицы зимой в природе:

 1.ягоды рябины

 2.семена клена

 3.хлебные крошки

 4.желуди

 Вопрос 4: Как помочь птицам зимой?

 1.развести костер

 2.сделать кормушки

 3.устроить теплое жилье

 4.расчистить землю от снега

Рефлексия.

  • Ребята, а теперь оцените наш урок:

  Кому все было понятно и интересно поднимите руки?

А теперь поднимите руки те,кому было интересно , но вы не все поняли?

 Я думаю, что все, у кого ещё нет кормушек, сделают их.                  

  • Спасибо, дети, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как живут растения» 1 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

Цель урока:Создать условия для:-знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочьучащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;Задачи:- ознакомить учащихся...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Экономика и экологияЦели деятельности учителя: Формирование представления о взаимосвязи экономики и экологииПланируемые результатыПредметные:Знать: понятия экономика и экология, экологическая ка...

Конспект урока окружающего мира по теме: "В царстве грибов" 3 класс. УМК "Школа России"

Цель урока: сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы. Формируемые УУД: Личностные: прививать навыки экологической культуры, формировать стабильный интерес ...

Конспект урока окружающего мира по теме "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; раскрытие связи между живой и неживой природой.Планируемые результаты Предметные:Знать:...