Главные вкладки

    Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Исрафилова Динара Ризвановна

    Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okr._mira_1_klass.docx32.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс.
    Технологическая карта урока

    Целевой блок

    Тема

    Где зимуют птицы?

    Цель

    Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

    Формировать УУД:

    Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; формирование эмоционально – ценностного  отношения к окружающему миру.

    Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии.

    Коммуникативные: формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах и парах.

    Познавательные: формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); формирование умений отличать птиц перелётных от зимующих

    Планируемые результаты

    Предметные: научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

    Метапредметные: отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

    Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Универсальные учебные действия:

    Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

    Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;  вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. 

    Инструментальный блок

    Задачи урока

    Образовательные:  Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц;  познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;  учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

    Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию.

    Воспитывать: бережного отношения к природе.

    Тип урока

     урок – исследование

    Учебно-методический комплекс

    Плешаков А.А «Окружающий мир», учебник

    Плешаков А.А «Окружающий мир», рабочая тетрадь

    Презентация «Птицы»

    Картинки с птицами, тексты на карточках, перья, слова на карточках.

    Алгоритм самооценки

    Организационно-деятельностный блок

    Основные понятия

    Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах, практическая работа.

    Межпредметные связи

    Окружающий мир, литературное чтение, технология.

    Действия обучающихся

    Найти и отметить синими фишками зимующих птиц, перелётных птиц – красными фишками.

    По фотографии и рисунку выяснить, как учёные узнают, где зимуют птицы.

    Подтвердить своё объяснение  научными фактами.

    Диагностика результатов урока

    (итог урока)

    - Какую цель ставили?

    - Достигли цели?

    - Какая тема урока была?

    - Чему научились на уроке.

    - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

    Домашнее задание

    Провести наблюдения за птицами: «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке:

    1.Только хлебные крошки.          2. Семечки.                3. Сало, семечки, хлебные крошки.

    Организационная структура (сценарий урока)

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащихся

    Формы взаимодействия

    УУД

    Промежуточный контроль

    1.Мотивирование к учебной деятельности.

    Цели: 

    -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    Продолжаем новый день,

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не молчать,

    Всем работать, отвечать.

      -Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полётом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полёта, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся.

       О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными. Может быть поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

       Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной Царство Птиц.

    Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

    Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

    Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

    Установление эмоционального контакта через стихотворение.

    Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

    2.Актуализация знаний.

    Цель:

    -подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

    - Вспомните, каких животных учёные относят к птицам?

    - Как называют специалистов, изучающих жизнь птиц?

    - Что знаете о жизни пернатых? Где могут жить? Чем питаются?

    - Приведите примеры домашних птиц.

    - В разных странах живут разные птицы. Сегодня мы с вами поговорим о птицах, обитающих в природе Липецкой области. А таких пернатых более 250 видов. Каждая группа отгадывает загадки:

    1.Летом я ловила мошек,

    Я зимой поем и крошек.

    Люблю сало поклевать,

    К вам в окошко залетать.

    Очень юркая я птица,

    А зовут меня… ( синица).

    2.Мальчишка в сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крохи подбирает,

    По полям ночует,

    Коноплю ворует. (Воробей).

    3.Трещала с самого утра:

    «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

    А что – пора?

    Такая с ней морока,

    Когда трещит …(сорока).

    4.В зимнем лесу

    Песни пою.

    В морозы и в стужу

    Гнездышко вью.

    Там будут птенцы.

    Об этом все знают.

    А самка с гнезда никогда не слетает.

    Своим теплом птенцов согревает.  (Клест)

    5.В деревне есть часы такие,

    Не мертвые. А живые,

    Ходят без завода,

    6.Они птичьего рода.  (Петух).

    - Какая птица «Лишняя». Почему?

    -Что у этих птиц общее? /Строение тела птиц/.

    -Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно, это или нет, я предлагаю вам выполнить практическую работу в группе. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием.

    1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.

    2. Ворона большая, а воробей …маленький.

    3.Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.

    4. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.

    Организовать работу в группе по разгадыванию загадки(сборка пазлов).

    Показать учащимся всё многообразие мира птиц, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

    Работать с информациейпредставленной в форме загадок.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    По окончании работы группы задают вопросы противоположной группе, отчитываются о проделанной работе.

    Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учащиеся собирают пазлы.

    Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учащиеся работают по карточкам.

    Знать разнообразие птиц.Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

    Уметь  вести наблюдения и делать выводы.

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

    Знать разнообразие птиц.Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

    Уметь  вести наблюдения и делать выводы.

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

    -Что вы знаете о птицах и их жизни?

    Каких птиц вы знаете?

    3.Изучение нового материала.

    а)создание проблемной ситуации;

    б)постановка проблемы исследования;

    в)определение  темы исследования.

    г)«Открытие» детьми нового знания

    - Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.

    - Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками  и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.

      Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений.

      Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание.

             Наконец-то свиристели

             За окном засвиристели.

             Через бури и метели

             Прилетели! Прилетели!

      И густо облепив рябину, рвут и глотаютягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой.

        Вот как трудно зимующим птицам. Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а – голод. 7. Физкультминутка.

    Руки подняли и покачали,

    Это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули,

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки – плавно помашем,

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, тоже покажем,

    Крылья сложили назад.

    8. Работа над новым материалом (продолжение).

    8.1. Знакомство с кочующими птицами. Рассказ учителя.

    - Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.

    - Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками  и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.

      Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений.

      Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание.

             Наконец-то свиристели

             За окном засвиристели.

             Через бури и метели

             Прилетели! Прилетели!

      И густо облепив рябину, рвут и глотают ягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой.

        Вот как трудно зимующим птицам. Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а – голод.

    Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

    Организовать работу  в группах, обеспечить контроль за выполнением задания.

    Организовать работу по учебнику.

    Организовать исследовательскую работу по учебнику .

    Проверка своих предположений  учебника.

    Показ картинок с изображением птиц: снегирь, дятел, клёст, воробей, грач, ласточка.

    Решение учебной задачи, обсуждение

    Работать с информацией, представленной в учебнике.

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

    Оценивать правильность выполнения заданий.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

    Дети самостоятельно делают вывод

    Дают советы друг другу:

    * Не распугивать птиц возле кормушек.

    * Чистить снег.

    * Стараться подкармливать птиц в одно и то же время.

    Практическая работа в группах: поиск предложений, в которых говорится о птицах. Лишние предложения выделить красным маркером

    Каждая группа получает карточку с заданием.

    По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

     

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь пользоваться информацией (познавательные УУД)

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

    Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

    Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

    Выявление особенностей птиц, выделение   главного признака-отличия перелётных птиц от зимующих

    (Познавательные УУД)

    Знакомство с новыми понятиями. Познакомиться с понятием орнитология(Познавательные УУД).

    Какие птицы называются перелётными? Приведите пример.

    Какие птицы называются зимующие? Приведите пример.

    4. Применение новых знаний в учебной деятельности

    а) Работа в рабочей тетради стр. 14 зад.1 (индивидуальная  работа)

    б) На партах у вас карточки с названием птиц
     – Помогите птицам ответить на вопрос: кому из них улетать осенью в тёплые края, а кому оставаться на родине? Дятел,  синица,  журавль,   ласточка воробей,    грач, соловей,  сова.
    б) Игра «Третий лишний»

     – Назовите птицу, которая отличается от двух других:  галка, ласточка грач; дятел, воробей, поползень.                    

    Контролирует правильность выполнения действий.

    Корректирует действия учеников

    Работа по учебнику «Соедините линиями рисунки и названия птиц»

    Индивидуальная работа, работа по учебнику.

    Групповая работа

    Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

    5.Итог урока.

    Рефлексия.

    Цели:

    -зафиксировать новое содержание урока;

    -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    -С какими животными познакомились?

    -Назовите главную особенность птиц?

    -В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок

    ( перышко)

    Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение

    Я узнал…

    Я понял…

    Я буду…

    Организует фиксирование нового содержания.

    Организует рефлексию.

    Организует самооценку учебной деятельности

    Отвечают на вопросы учителя.

    По схеме

    рассказывают:

    Я узнал…

    Я понял…

    Я буду…

    Работа с цветовыми индикаторами самооценки.

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне (Регулятивные УУД).

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

    Домашнее задание. (предусматривает элементы выбора, эксперимента)

    Кто заинтересовался  птицами? Провести эксперимент - наблюдение за птицами «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки.2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки.

    Уметь качественно и творчески выполнять индивидуальное домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира"Звери зимы"

    -обобщить знания детей о зимующих птицах;-раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;-дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;Вести ...

    Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"

    Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...

    Урок окружающего мира: День зимующих птиц России

    В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...

    Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс

    Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...