Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Исрафилова Динара Ризвановна

Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mira_1_klass.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс.
Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

Где зимуют птицы?

Цель

Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Формировать УУД:

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; формирование эмоционально – ценностного  отношения к окружающему миру.

Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии.

Коммуникативные: формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах и парах.

Познавательные: формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); формирование умений отличать птиц перелётных от зимующих

Планируемые результаты

Предметные: научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;  вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. 

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:  Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц;  познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;  учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию.

Воспитывать: бережного отношения к природе.

Тип урока

 урок – исследование

Учебно-методический комплекс

Плешаков А.А «Окружающий мир», учебник

Плешаков А.А «Окружающий мир», рабочая тетрадь

Презентация «Птицы»

Картинки с птицами, тексты на карточках, перья, слова на карточках.

Алгоритм самооценки

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах, практическая работа.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология.

Действия обучающихся

Найти и отметить синими фишками зимующих птиц, перелётных птиц – красными фишками.

По фотографии и рисунку выяснить, как учёные узнают, где зимуют птицы.

Подтвердить своё объяснение  научными фактами.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Домашнее задание

Провести наблюдения за птицами: «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке:

1.Только хлебные крошки.          2. Семечки.                3. Сало, семечки, хлебные крошки.

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы взаимодействия

УУД

Промежуточный контроль

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Продолжаем новый день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать.

  -Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полётом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полёта, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся.

   О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными. Может быть поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

   Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной Царство Птиц.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Установление эмоционального контакта через стихотворение.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

2.Актуализация знаний.

Цель:

-подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Вспомните, каких животных учёные относят к птицам?

- Как называют специалистов, изучающих жизнь птиц?

- Что знаете о жизни пернатых? Где могут жить? Чем питаются?

- Приведите примеры домашних птиц.

- В разных странах живут разные птицы. Сегодня мы с вами поговорим о птицах, обитающих в природе Липецкой области. А таких пернатых более 250 видов. Каждая группа отгадывает загадки:

1.Летом я ловила мошек,

Я зимой поем и крошек.

Люблю сало поклевать,

К вам в окошко залетать.

Очень юркая я птица,

А зовут меня… ( синица).

2.Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует. (Воробей).

3.Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …(сорока).

4.В зимнем лесу

Песни пою.

В морозы и в стужу

Гнездышко вью.

Там будут птенцы.

Об этом все знают.

А самка с гнезда никогда не слетает.

Своим теплом птенцов согревает.  (Клест)

5.В деревне есть часы такие,

Не мертвые. А живые,

Ходят без завода,

6.Они птичьего рода.  (Петух).

- Какая птица «Лишняя». Почему?

-Что у этих птиц общее? /Строение тела птиц/.

-Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно, это или нет, я предлагаю вам выполнить практическую работу в группе. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием.

1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.

2. Ворона большая, а воробей …маленький.

3.Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.

4. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.

Организовать работу в группе по разгадыванию загадки(сборка пазлов).

Показать учащимся всё многообразие мира птиц, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Работать с информациейпредставленной в форме загадок.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,формулировать собственное мнение и аргументировать его.

По окончании работы группы задают вопросы противоположной группе, отчитываются о проделанной работе.

Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учащиеся собирают пазлы.

Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учащиеся работают по карточкам.

Знать разнообразие птиц.Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь  вести наблюдения и делать выводы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Знать разнообразие птиц.Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь  вести наблюдения и делать выводы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

-Что вы знаете о птицах и их жизни?

Каких птиц вы знаете?

3.Изучение нового материала.

а)создание проблемной ситуации;

б)постановка проблемы исследования;

в)определение  темы исследования.

г)«Открытие» детьми нового знания

- Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.

- Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками  и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.

  Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений.

  Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание.

         Наконец-то свиристели

         За окном засвиристели.

         Через бури и метели

         Прилетели! Прилетели!

  И густо облепив рябину, рвут и глотаютягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой.

    Вот как трудно зимующим птицам. Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а – голод. 7. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

8. Работа над новым материалом (продолжение).

8.1. Знакомство с кочующими птицами. Рассказ учителя.

- Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.

- Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками  и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.

  Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений.

  Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание.

         Наконец-то свиристели

         За окном засвиристели.

         Через бури и метели

         Прилетели! Прилетели!

  И густо облепив рябину, рвут и глотают ягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой.

    Вот как трудно зимующим птицам. Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а – голод.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать работу  в группах, обеспечить контроль за выполнением задания.

Организовать работу по учебнику.

Организовать исследовательскую работу по учебнику .

Проверка своих предположений  учебника.

Показ картинок с изображением птиц: снегирь, дятел, клёст, воробей, грач, ласточка.

Решение учебной задачи, обсуждение

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Дети самостоятельно делают вывод

Дают советы друг другу:

* Не распугивать птиц возле кормушек.

* Чистить снег.

* Стараться подкармливать птиц в одно и то же время.

Практическая работа в группах: поиск предложений, в которых говорится о птицах. Лишние предложения выделить красным маркером

Каждая группа получает карточку с заданием.

По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь пользоваться информацией (познавательные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Выявление особенностей птиц, выделение   главного признака-отличия перелётных птиц от зимующих

(Познавательные УУД)

Знакомство с новыми понятиями. Познакомиться с понятием орнитология(Познавательные УУД).

Какие птицы называются перелётными? Приведите пример.

Какие птицы называются зимующие? Приведите пример.

4. Применение новых знаний в учебной деятельности

а) Работа в рабочей тетради стр. 14 зад.1 (индивидуальная  работа)

б) На партах у вас карточки с названием птиц
 – Помогите птицам ответить на вопрос: кому из них улетать осенью в тёплые края, а кому оставаться на родине? Дятел,  синица,  журавль,   ласточка воробей,    грач, соловей,  сова.
б) Игра «Третий лишний»

 – Назовите птицу, которая отличается от двух других:  галка, ласточка грач; дятел, воробей, поползень.                    

Контролирует правильность выполнения действий.

Корректирует действия учеников

Работа по учебнику «Соедините линиями рисунки и названия птиц»

Индивидуальная работа, работа по учебнику.

Групповая работа

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

5.Итог урока.

Рефлексия.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-С какими животными познакомились?

-Назовите главную особенность птиц?

-В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок

( перышко)

Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение

Я узнал…

Я понял…

Я буду…

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме

рассказывают:

Я узнал…

Я понял…

Я буду…

Работа с цветовыми индикаторами самооценки.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Домашнее задание. (предусматривает элементы выбора, эксперимента)

Кто заинтересовался  птицами? Провести эксперимент - наблюдение за птицами «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки.2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки.

Уметь качественно и творчески выполнять индивидуальное домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира"Звери зимы"

-обобщить знания детей о зимующих птицах;-раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;-дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;Вести ...

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...

Урок окружающего мира: День зимующих птиц России

В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...

Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс

Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...