Технологическая карта урока окружающего мира "Как зимой помочь птицам?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Алешникова  Анна Юрьевна

Урок для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов

Технологическая карта урока

по предмету «Окружающий мир»

на тему « Как зимой помочь птицам?»

для учащихся 1 класса

Подготовил учитель

Якунина Анна Юрьевна

14 декабря 2017 года

Этап урока

Время, мин.

Цель

Содержание этапа

Методы и приемы

работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

1 мин

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимные приветствия учителя и учащихся;

фиксация отсутствующих;

проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний          вид);организация внимания.

Фронтальная ФОО.

Есть волшебные слова-

Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней дружок,

Начинается урок!

Самое удивительное явление в мире- это человеческая доброта. Подарите свои улыбки и хорошее настроение друг другу. Подарите свои улыбки нашим гостям.

Учащиеся приветствуют учителя и гостей.

Этап мотивации (самоопределения к деятельности).

6 мин.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

Установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Фронтальная ФОО.

Применение технических средств обучения

Рассказ.

Объяснение.

Ребята, у вас на партах лежат конверты, внутри них спрятаны пословицы, вы должны собрать их воедино.

Прочитайте, какие пословицы у вас получились?

О чем все эти пословицы?

На протяжении всей нашей жизни мы должны совершать хорошие и добрые поступки.

И как раз сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном очень добром деле. А каком именно вы узнаете чуть позже.

Сейчас , закройте, пожалуйста глаза и представьте то, что вы услышите.

Открываем глаза. Что вы услышали , ребята?

А каких птиц вы знаете?

Молодцы! Названия птиц вы знаете хорошо. А кто такие птицы?

Ребята, вот мы с вами привыкли к смене времен года.  Мы с вами знаем, что лето сменяет осень, после осени будет зима. А некоторые люди на Земле никогда не видели снега и не знают, что такое морозы. Об этом не знают не только люди, но и ,некоторые, хорошо нам знакомые птицы.

И вот однажды между воробьем и ласточкой разгорелся спор. Ласточка, говорила , что не бывает дождливой осени и холодной морозной зимы, а воробушек доказывал ей обратное.

Ребята, а вы скажите , бывает у нас дождливая осени и холодная зима?

А почему ласточка не верила воробью  и говорила, что такого не бывает?

Верно, а как называют тех птиц, которые на зиму улетают в теплые края?

А как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами?

Почему такое название ? Зимующие птицы.

Кто из вас догадался, какая будет тема нашего урока?

Совершено верно, а так же мы узнаем, как можно помочь зимующим птицам. Это и будет тема нашего урока.

Какие мы задачи поставим перед собой?

Чтение целей и задач со слайда.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброму везде добро.

Добро помни, а зло забывай.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

 Все эти пословицы о добре.

Прослушивание аудиофрагмента.

Пение птиц.

Ответы учащихся.

Птицы -это животные, тело которых покрыто перьями.

Да, бывает.

Потому что ласточка на зиму улетает в теплые края.

Перелетные птицы.

Зимующие птицы.

Потому что на зиму они остаются и у них такое название от слова ЗИМА.

Сегодня мы будем говорить о птицах, которые зимуют в наших краях.

Ответы учащихся.

Подготовка учащихся к восприятию ново учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений.

5 мин.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Воспроизведение и фиксация знания, умения и навыков достаточные для построения нового способа действий;

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательных процессов(внимание, память и т.д.);

зафиксировать возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

Фронтальная ФОО, групповая ФОО.

Демонстрация,

наблюдение,

применение технических средств обучения, упражнение , игра.

Вы сказали, что птиц. Которые остаются на зиму у нас называют зимующими . Но есть и другое название. Оседлые. Как вы думаете почему такое название? Оседлые?

Так вот, оседлые птицы , это те птицы, которые постоянно живут на одном и том же месте.  Осела на одном месте. Поэтому такое название оседлые.

Посмотрите на слайд. Перед вами оседлые и перелетные птицы. Прочитайте их названия.  

Микровывод.

 Какой вывод мы можем сделать? Что птицы бывают какие?

Перед вами картина зимний лес.

Тихо в зимнем лесу. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. Не шелеста,  ни звука. И кажется никого нет в лесу.

Давайте же оживим наш зимний лес. Сейчас мы будем работать в группах. Сейчас каждой группе я раздам конверт, в котором находится разрезанные на части изображения птиц. Вы должны собрать все воедино.

 Назовите, каких птичек вы собрали? Прочитайте название.

Все это зимующие птицы. Которых мы с вами можем встретить в лесу и в городе зимой.  Вот мы с вами и оживили лес.

А теперь немножко поиграем.

 Когда я буду говорить названия зимующих птиц, вы будете хлопать в ладоши. Когда я буду говорить названия перелетных птиц, вы будете топать ногами. Будьте внимательны.

Голубь, ласточка, воробей, дятел, жаворонок, ворона,  скворец, снегирь, синица.

Ответы учащихся.

Читают названия перелетных и оседлых птиц.

Птицы бывают перелетные и оседлые.

Читают названия птиц,  которые собрали. ( снегирь, синица, сверистель, воробей, зимородок, клест, голубь).

Изучение нового материала.

9 мин.

Дать учащимся конкретное представление о зимующих птицах, чем они питаются, расширить и углубить их знания;

добиться от учащихся

восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний ,усвоения способов, путей, средств которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения  и навыки.

Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации  и обобщения этого материала учащимися.

Фронтальная ФОО, индивидуальная ФОО.

Наблюдение, демонстрация, работа с книгой, применение технических средств обучения, упражнение, рассказ.

Напомните мне, чем вообще питаются птицы?

Совершенно верно, а скажите летом и зимой птицы питаются одинаково?

Почему?

Так чем же питаются птицы зимой?

Как вы думаете, легко птичкам зимой?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Совершенно верно. Заботясь о птицах зимой , мы можем совершить доброе дело. Ведь без птиц невозможно представить планету Земля. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются в лесу, в городе, высоко в горах, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.  Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. 

И сейчас, я предлагаю вам немножко посмотреть на жизнь птичек зимой.

Понравилось вам видео? Каких птиц увидели?

Совершенно верно, как вы говорили ранее птицам мы можем помочь , делая им кормушки.  А из чего делаются эти кормушки?

 Откройте свой учебник на стр. 74 и посмотрим какие кормушки бывают .

Кормушки бывают открытые( демонстрация) и закрытые ( демонстрация).

Чем они отличаются?

Как вы думаете, какую кормушку сделать легче?

Верно, ее сделать очень просто. Достаточно взять бумажный пакет из под молока или сока и вырезать там окошечко для птичек. Поднимите руку кто, когда-нибудь делал кормушку для птиц.

Как вы думаете, чем можно подкрепиться птицам?

Все птички очень любят семечки, крошки белого хлеба, перловую и овсяную крупу, несоленое  сало и замороженное масло.

Так же у птиц есть свои деревья- столовые. Посмотрите на страницу  75. Что это за дерево?

Верно, рябину надо беречь.

Ребята, а кто из вас знает, чем нельзя кормить птичек? Почему?

Очень опасным может быть для птичек черный хлеб. Он может забродить в желудке птицы и вызвать отравление. Возможно, что птица съев много черного хлеба может даже умереть.  Так же все семечки и орехи должны быть обязательно несолеными и не жареными . Соленое и жареное  птицам тоже нельзя.  Поэтому , например, жаренные пирожки птицам есть нельзя. Соль в переизбытке очень быстро накапливается в организме птиц, с чем их выводящая система не может справиться, а это грозит отравлением. .

Насекомыми, ягодами,  семенами, зернышки, хлебные крошки.

Нет.

Зимой птицам сложнее достать еду, тк. нет насекомых, мало растений, ягод.

Ответы учащихся.

Нет, им тяжело добывать пищу.

Делать кормушки и скворечники для птиц. Приносить в кормушку орешки, крупы.

Воробей, снегирь, сверистель, синица.

Ответы учащихся.

Открытая кормушка сделана из дерева и она больше по размеру. Закрытая кормушка меньше по размеру и сделана из бумажного пакета.

Легче сделать кормушку из бумажного пакета.

Ответы учащихся.

Дерево рябины.

Ответы учащихся.

Физкультминутка

1 мин

Снятие напряжение и активизации детей.

Учащиеся повторяют движения за учителем.

Фронтальная ФОО.

Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится,
Завертелись как волчок ,
Прыг — скок, прыг — скок.
Полетели пообедать,
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку,
Сделал добрый человек!

Закрепление изученного материала.

7 мин.

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые

необходимы для самостоятельной работы по новому

материалу.

закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной

проверке знаний.

Фронтальная ФОО, индивидуальная ФОО.

Упражнение, применение технических средств обучения, самостоятельная работа.

А сейчас откройте свои рабочие тетради на странице 53. Мы уже с вами знаем много названий птиц и сейчас вы будете самостоятельно выполнять задание. Вам нужно будет соединить название и фотографию птицы. Вы смотрите на фотографию и по внешним признакам соединяете простым карандашом фото и название птицы. ( Музыка  « В мире животных»).

Фронтальная проверка.

А сейчас проверим, как вы запомнили, чем питаются птицы.   Я буду показывать вам изображения различных продуктов, а вы будете мне карточками сигналить. Можно ли это птичкам или нельзя.

( Семечки,  соленые орешки, белых хлеб, сало, черный хлеб,  овсяная крупа, чипсы,  перловая крупа, жаренный пирожок).

Завершающий контроль.

4 мин.

Воспроизведение и коррекция  необходимых знаний и умений.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, закрепляя изученное на уроке.

Фронтальная ФОО.

Опрос.

Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока.

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Приведите пример зимующих птиц.

Как можно помочь птицам в холодное время года?

Что мы положим в кормушку?

Что нельзя класть птицам в кормушку?

Какие есть кормушки?

Ребята, вы молодцы. А теперь давайте вернемся к пословице , которую мы с вами читал в начале урока.

Жизнь дана на добрые дела.

Подумайте, можно  ли отнести помощь птицам в холодное время года к добрым делам?

Почему?

Ребята я желаю вам, чтобы ваша жизнь была наполнена добрыми и хорошими поступками.

Зимующие или оседлые.

Голубь, воробей, ворон, зимородок, снегирь, синица.

Сделать кормушку для птиц.

Крупы, крошки белого хлеба, несоленые семечки, сало или замороженное масло.

Черный хлеб, соленые семечки, жаренные продукты.

Кормушки есть открытые и закрытые.

Да.

Потому что в холодное время года для птиц мало еды и чтобы им помочь люди делают кормушки и подкармливают их, тем самым спасая птичек зимой.

Рефлексия

2 мин.

Оценить активность учеников на всех этапах урока.

Учащиеся закрашивают «птиц» в соответствии со своей личной оценкой за урок.

Фронтальная ФОО.

А сейчас возьмите пожалуйста свои заготовки в виде птичек и раскрасьте их в один цвет.

Оранжевый цвет- если у вас хорошее настроение и на уроке вам было все понятно и вы довольны своей работой.

Синий цвет- если у вас остались вопросы и вам не все было понятно.

Коричневый цвет - если вам ничего не понятно и вы недовольны своей работой.


Тема: «Как зимой помочь птицам?»

Цель урока:  научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

Предметные результаты:

УУД:

 1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.

Личностные:

- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Регулятивные :

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

-взаимодействовать в группе;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Ресурсы:

ТСО, раздаточный материал (наглядности), учебник, рабочая тетрадь.

Формы работы:

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Опорные понятия, термины

Зимующие птицы, кормушка, добрые поступки.

Новые понятия, термины

Оседлые птицы.

Межпредметная связь

Обучение грамоте, математика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как помочь птицам зимой?"

Технологическая карта урока (УМК "Школа России"),Краткий самоанализ урока....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Как животные готовятся к зиме»

УМК: «Перспективная начальная школа»Предмет: окружающий мир.Тема:  «Как животные готовятся к зиме».Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"

Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Как зимой помочь птицам? Практическая работа «Изготавливаем кормушку» УМК "Школа России"

УМК: «Школа России»Тип урока: урок получения новых знанийВид урока: урок-исследованиеТема: Как зимой помочь птицам?Цель:  познакомить детей с зимующими птицами, учить различать их, ра...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зима в неживой природе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование у младших школьников представлений о зимних явлениях неживой природы.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о неживой природе зимой;Формировать умение обобщать и система...