Главные вкладки

    Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

     

    На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен в игровой форме, к данному уроку прилагается красочная презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_16.docx35.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Как зимой помочь птицам?

    Учитель: Шелепова И.Г.

    Цели деятельности учителя

    познакомить с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах; воспитывать любовь к природе.

    Тип урока

    Решение частных задач, комбинированный.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать за жизнью птиц; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе; получат возможность научиться ухаживать за животными живого уголка; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

    Методы и формы
    обучения

    Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

    Образовательные
    ресурсы

    Презентация на тему: «Где зимуют птицы?»


    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Обучающие
    и развивающие
    компоненты, задания
    и упражнения

    Деятельность
    учителя

    Деятельность учащихся

    Формы
    совзаимо-действия

    Универсальные
    учебные действия

    Промежу-точный
    контроль

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    I. Организационный момент

    Эмоциональная, психологическая
    и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    Проверяет готовность обуча-
    ющихся к уроку, озвучивает
     
    тему и цель урока, создает эмоциональный настрой

    Слушают
    и обсуждают тему урока

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника

    Устный опрос

    II. Актуализация знаний

    Беседа и игра о птицах.

    - Сегодня      к нам на урок пришли     Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.

    Слайд 1 (Приложение  1) 

     Муравей Вопросик  просит тебе помочь решить вот такое  задание.

    Игра « Третий лишний».

    Слайд 2 

    Кого убрали и почему?

    Какую  пользу приносят птицы?

    Что необходимо для жизни птиц?

    В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Слайд  3.

     С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна.  9 синиц погибают. Вам их жалко?

    Правильно. О чём мы сегодня поговорим? Сегодня мы поговорим о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить .

    Тема нашего  урока: «Как зимой помочь птицам?»   Слайд 4.

     Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..

    Пища, вода, воздух, свет, тепло

     Трудно зимой, т.к. не хватает  пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом

    О птицах зимой.

    Фронтальная

    Познавательные: общеучебные –  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об условиях, необходимых для жизни птицам, зимующих в наших краях;

    логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

    Устные ответы

    III. Изучение

    нового материала

    Презентация на тему «Как зимуют птицы».

    Подробное  знакомство с   птицами.

    Физкультминуткa

    Демонстрирует и комментирует слайды презентации.

    Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать  загадки.

    Слайды 5-6

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика.
          Почему птичку зовут синицей?

    - Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

    Рассказ учителя об этой птице. (Приложение  2)

    Слайды  7-8

    По дереву — вниз головой! —
    Бежит в одежде голубой…
          

    - Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

     Рассказ учителя об этой птице.

        Слайды 9-10        

    Чернокрылый, красногрудый,
    Не боится он простуды —
    С первым снегом
    Тут как тут!
          - Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

    Рассказ учителя об этой птице.

    Слайды  11-12

    Мне едою служат крошки.
    Я хитер и шаловлив,
    Суетлив,
    Чив-чив!
         
    Почему воробей имеет такое название?

    Рассказ учителя об этой птице.

    - Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали   у нас.

    Слайды 13-14

    Засвистели :«Сври-свир!»

    На рябину налетели

    Дружной стаей…

    - Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали ее  у нас.

    Рассказ учителя об

     этой птице.

    Скачет шустрая синица,
    Ей на месте не сидится,
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Завертелась, как волчок.
    Вот присела на минутку,
    Почесала клювом грудку,
    И с дорожки — на плетень,
    Тири-тири, тень-тень-тень.

        Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие прилетают на зиму?

    Слайды 15-16.

    Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют как?

    Слайды 17 -19

    А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто  это?  

    Рассказ учителя об этой птице.

    -  У птиц зимой есть  природные столовые.   Это рябина и калина.  Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Слайды 20 -21

    Просматривают презентацию.

    Синица

    поёт си-си-си

    Поползень

    Снегирь

    Воробей

    Свиристели

    Зимующие.

    Дрозд

    Фронтальная

    Познавательные: общеучебные  извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические  

    дополнение и расширение имеющихся знаний

    Регулятивные УУД:

    осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    Устные ответы.

    IV. Первичное осмысление и закрепление

     

    Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

    Практическая работа 

    Составление «Меню для птичьей столовой» 

    Голодно птицам зимой.  Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.   А помочь им может каждый.  Как им помочь?

    Дети рассматривают кормушки   Слайд 22 

     Нам не унять метели, не растопить снега,
    но чтобы птицы пели – это в наших руках.

     Изготовление кормушки из 

    коробок из-под молока или сока.

    Кормушка готова.   Кто из вас хочет покормить птиц?  Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя?  

    Мы кормушку смастерили

    И столовую открыли.

    Воробей, снегирь-сосед

    Будет вам зимой обед.

    Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 24-27.

    А что нельзя класть в кормушку? Слайды 28-30.

    Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.

    Отвечают
    на вопросы.

    Сделать кормушки.

    Фронтальная

    Работа
    в парах, группах.

    Фронтальная

    Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

    Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

    Регулятивные: действуют
    с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

    Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и

    Самостоятельное задание, самопроверка.

    Устные ответы

     Чтение стихотворения А.Яшин  «Покормите птиц зимой»

    Покормите птиц зимой!
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.
    Сколько гибнет их - не счесть,
    Видеть тяжело.
    А ведь в вашем сердце есть
    И для них тепло.
    Приучите птиц в мороз
    К своему окну
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.
     Слайд 31.

    Выполнить задание 1 в рабочей тетради

    (с. )

    Выполняют задания
    в рабочей тетради

    Индивидуальная, в парах

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

    Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

    Устные ответы

    V. Итоги урока. Рефлексия

    Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке  

     Как помочь птицам зимой?

     Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

    Чему мы научились?

    - Теперь я знаю, что ….

    - Я понял, что ………

    - Я буду …..

    Продолжите любое из этих предложений.  Слайд 32

    -  Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.

    Отвечают
    на вопросы.

    Определяют свое эмоциональное состояние
    на уроке  

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

    Оценивание учащихся
    за работу на уроке

    ЗАГАДКИ

    У неё глаза большие,

    Хищный клюв всегда крючком.

    По ночам она летает,

    Спит на ветке светлым днём.

    (Сова.)

    Кто в берете ярко-красном,

    В чёрной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Всё стучит, стучит, стучит.

    (Дятел.)

    Чик-чирик!

    К зернышкам прыг!

    Клюй, не робей!

    Кто это? … (Воробей.)

    Носит серенький жилет,

    Но у крыльев – черный цвет.

    Видишь, кружат двадцать пар

    И кричат: «Карр! Карр!»

    (Ворона.)

    Всех перелетных птиц черней,

    Чистит пашню от червей.  

    (Грач.)

    Одежда белая, а ножки

    Обуты в красные сапожки.

    Из моды выйдут – вот беда!

    Ему ж не снять их никогда.

        (Гусь.)

    В синем небе голосок,

    Будто крохотный звонок.

       (Жаворонок.)

    Длинноногий, длинношеий,

    Длинноклювый, телом серый,

    А затылок голый, красный.

    Бродит по болотам грязным,

    Ловит в них лягушек,

    Бестолковых попрыгушек.

    (Журавель.)

    Важно по двору ходил

    С острым клювом крокодил,

    Головой весь день мотал,

    Что-то громко бормотал.

    Только это, верно, был

    Никакой не крокодил,

    А индюшек лучший друг.

    Угадайте – кто? ... (Индюк.)

    Кто эта птица?

    Никогда

    Не строит для себя гнезда,

    Соседкам яйца оставляет

    И о птенцах не вспоминает.

    (Кукушка.)

    Съем червя, попью водицы,

    Хлебных крошек поищу,

    А потом снесу яичко,

    Ребятишек угощу.    

    (Курица.)

    На скале он строит дом.

    Разве жить не страшно в нём?

    Хоть кругом и красота,

    Но такая высота!

    Нет, хозяин не боится

    Со скалы крутой скатиться –

    Два могучие крыла

    У хозяина …. (орла).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

    Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

    Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как помочь птицам зимой?"

    Технологическая карта урока (УМК "Школа России"),Краткий самоанализ урока....

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Как животные готовятся к зиме»

    УМК: «Перспективная начальная школа»Предмет: окружающий мир.Тема:  «Как животные готовятся к зиме».Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. Планируемые ре...

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме....

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"

    Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...

    Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Как зимой помочь птицам? Практическая работа «Изготавливаем кормушку» УМК "Школа России"

    УМК: «Школа России»Тип урока: урок получения новых знанийВид урока: урок-исследованиеТема: Как зимой помочь птицам?Цель:  познакомить детей с зимующими птицами, учить различать их, ра...