Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам".
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

    Познавательная активность шестилетних детей снижается от однообразной деятельности: когда используется недоступная и неинтересная для детей информация. Поэтому, готовясь к уроку, важно спланировать его таким образом, чтобы предотвратить утомление детей, чтобы поддержать их познавательный интерес и выработать общеучебные навыки, а также сохранять удовлетворенность каждого ребенка процессом обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okr_mira.doc55 КБ
    Office presentation icon prilozhenie_1.ppt2.78 МБ

    Предварительный просмотр:

    1. При разработке уроков «Окружающего мира» учителю важно помнить, что он составляется с учётом принципов «от простого к сложному, от близкого к далёкому», с учётом условий и возможностей, сезонных изменений в природе. Эти уроки должны быть интересны детям, проходить при их высокой активности, работать на развитие шестилетних школьников. Познавательная активность шестилеток снижается от однообразной деятельности: когда используется недоступная и неинтересная для детей информация. Поэтому, готовясь к  уроку, важно спланировать его таким образом, чтобы предотвратить переутомление детей, чтобы поддержать их познавательный интерес и выработать общеучебные навыки, и сохранять удовлетворенность каждого ребёнка процессом обучения.

    Цели урока: расширить представления детей о характерных признаках зимы в природе, познакомить с условиями жизни птиц зимой, убеждать детей в необходимости оказания помощи птицам зимой, воспитывать гуманное отношение к животным,

    Оборудование: презентация к уроку «Зимующие птицы», грамзапись «Времена года» П.И.Чайковского

    Ход урока:

    I Организационный момент

    II Повторение изученного

    1.игра «снежок остановись»

    (дети становятся в круг  и, передавая «снежок»,  называют слова  - признаки зимы. (Например: «мороз», «идёт снег», «пурга», «холодно» и т.д.) Если кто-то повторил признак или не назвал его, учитель подаёт сигнал «Снежок остановись». Этот ученик заходит в круг и ждёт, когда его выручат)

    III Актуализация знаний детей,

    - Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка Вопросик пришли к нам на урок  и принесли какой-то конверт. Давайте узнаем, что там такое?

     (В конверте лежит листок с загадкой и кроссворд.)

     Звучит грамзапись «Времена года» П.И.Чайковского. Учитель читает загадку:

                    Лебедь белая на землю села,

                    Всю землю пухом одела. (слайд 2-3)

    - Докажите  свой выбор ответа. С чем сравнивают зиму? Назовите, какие ещё признаки зимы в природе вы знаете? В этом вам поможет кроссворд. (слайд 4)

    4

    2

    3

    1

    5

    1. Одеяло белое не руками сделано,

            Не ткалось и кроилось,

            С неба на землю свалилось. (снег)

    1. Без досок, без топоров через речку мост готов.

            Мост – как синее стекло:

            Скользко, весело, светло. (лёд)

    1. Какой это мастер на стёкла нанёс

            И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

    1. Белой стайкой мошкара  вьётся, кружится с утра.

            Не пищат и не кусают, просто так себе летают. (снежинки)

    Заранее подготовленные дети читают стихотворение:

                    Ах, как хорош пушистый снег, летящий с высоты.

                    Он повисает на ветвях, как белые цветы.

                    Звенят сосульки в вышине – осколки хрусталя.

                    Уснули реки подо льдом, под снегом спят поля.

                    

                    Рисует поутру мороз узора на окне,

                    Друзья, хорошая зима у нас в родной стране.

    IV Сообщение темы и целей урока

    Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь животных? В этом нам помогут разобраться

    Маленький мальчишка в сером армячишке

    По двору шныряет, крохи собирает. (воробей)

    Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

    (свиристель)

    Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это - … (снегири)

    (поползень)

    ( слайд 5)

            Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие.(слайд 5)

    V Работа по новой теме.

    1.Вступительная беседа

     Как живётся птицам зимой?

            Голодно птицам зимой. Они больше страдают от бескормицы, чем от холода. А помочь им может каждый.

            Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды.

            Для чижей и чечёток любимый корм – семена берёзы. Их можно собрать в мешочки и хранить в сухом месте.

            Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха – лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае.

            Хорошим кормом для птиц являются семена сорняков: лебеды, конского щавеля.

    Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.

    (дети читают с доски плакат:

            Нам не унять метели, не растопить снега,

            но чтобы птицы пели – это в наших руках.)

            Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из 10 мелких птиц в суровые зимы остаются только 2. Помогите птицам перезимовать, они вам будут очень благодарны.

    ( заранее подготовленные дети делают небольшие сообщения о зимующих птицах:

            Воробьи – дерзкие, славные и умные птицы, которые живут даже в шумных городах и на севере и на юге рядом с человеком. В отличие от многих птиц они остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются воробьи в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнёзда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом. (слайд6)

            Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз.

    Зимой синицы времена сбиваются в смешанные стаи. В это время они часто ищут пропитания в садах. (слайд 7)

            Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно- серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной каймой  и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато-серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.(слайд 8)

            Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Снегирь-самец – красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой, чёрной головкой, у самочек наряд более скромный.  Держатся снегири небольшими стайками  на рябинах, клёнах, кустах калины: они обрывают ягоды и расклёвывают семена, выбрасывая мякоть. Кормясь, птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом, а насытившись, усаживаются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки, причём поют и самцы, и самки. (слайд 9-10)

    Физминутка

    Игра «Вороны и воробьи»

    (Дети имитируют  движения той птицы, которую назовёт учитель. «Вороны» - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, «воробьи» - резво прыгают по дорожке. )

    2.Работа по учебнику (стр.56-57)

            Что за стол среди берёз под открытым небом?

            Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (кормушка) (слайд 11)

    Кто прилетел к кормушке? У кого дома есть кормушки и какие птицы к вам прилетают? Из чего можно сделать кормушки для птиц?  Расскажите об этом. (слайд 12)

    Правила подкормки птиц:

    1. кормушки должны быть удобными (показ образцов кормушек)
    2. кормить птиц надо регулярно
    3. корма в кормушках должно быть немного

    VII Закрепление материала.

    1. Игра-упражнение «Закончи предложения»
    1. Зимой солнце греет меньше, чем …
    2. Летом идут дожди, а зимой …
    3. Зимой берёза, липа стоят без …
    4. Снегири, синицы, воробьи – это птицы …
    5. Кукушки, ласточки улетели в тёплые края, а зимуют у нас …
    6. Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить
    1. Работа в тетради (стр.24)

    VIII Итог урока

    (Дети читают стихи

    Морозы жестокие в этом году…

    Тревожно за яблоньку в нашем саду,

    Тревожно за Жучку:

    В её конуре такой же морозище, как на дворе.

    Но больше всего беспокойно за птиц,

    За наших воробышков, галок, синиц:

    Ведь очень уж холодно в воздухе им.

    Поможем ли мы беззащитным таким?

    Поможем! Их надо кормить,

    И тогда им будет легко пережить холода. Е.Благинина

    Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –

    Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.

    «Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день –

    Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.

    Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.

    Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек». Ю.Синицын

            

    При разработке уроков «Окружающего мира» учителю важно помнить, что он составляется с учётом принципов «от простого к сложному, от близкого к далёкому», с учётом условий и возможностей, сезонных изменений в природе. Эти уроки должны быть интересны детям, проходить при их высокой активности, работать на развитие шестилетних школьников. Познавательная активность шестилеток снижается от однообразной деятельности: когда используется недоступная и неинтересная для детей информация. Поэтому, готовясь к  уроку, важно спланировать его таким образом, чтобы предотвратить переутомление детей, чтобы поддержать их познавательный интерес и выработать общеучебные навыки, и сохранять удовлетворенность каждого ребёнка процессом обучения. Для этого надо:

    1. Рационально распределять нагрузки на уроке;
    2. Правильно чередовать виды деятельности и формы организации;

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок окружающего мира в 1 классе у читель начальных классов II квалификационной категории Мурзакаева Н.Н. средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г.Бугульма

    Слайд 4

    С Н Е Г Н Е Г О В И К Л Д М Р О З Л Ы Ж

    Слайд 6

    воробей Маленький мальчишка В сером армячишке. По дворам шныряет, Крохи собирает.

    Слайд 7

    синица Все тропинки занесло, Снег блестит, искрится, Клювиком в моё стекло Стукнула синица.

    Слайд 8

    свиристель Прилетели свиристели, Заиграли на свирелях, Засвистели: «Свири-свир! Мы в лесу устроим пир!»

    Слайд 9

    поползень

    Слайд 10

    снегирь Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо ? – На березе яблоки поспели.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

    Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Птицы и звери-позвоночные животные" по программе "Начальная школа 21 века"

    Конспект  урока и презентация  по предмету "Окружающий мир". 3 класс. Программа "Школа ХХ1 века". Тема урока: "Птицы и звери - позвоночные животные".Урок способствует формированию ключевых к...

    Презентация урока окружающего мира по "Как помочь птицам зимой"

    В презентации содержатся слайды, в которых показано как помочь птицам зимой, какие птицы перелетные, какие зимующие, какие оседлые. Слады сопровождаются музыкальным сопровождением - голосами птиц. Уча...

    Урок по окружающему миру "Как зимой помочь птицам"

    Урок по окружающему миру "Как зимой помочь птицам"...

    Интегрированный урок: Окружающий мир, технология "Как помочь птицам зимой?"

    Интегрированный урок "окружающий мир + технология", 1 класс....