Урок по окружающему миру "Как зимой помочь птицам"
презентация к уроку по окружающему миру на тему

Урок по окружающему миру "Как зимой помочь птицам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_kak_zimoy_pomoch_ptitsam.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

Тема урока: Как зимой помочь птицам?

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;

способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;

создать условия для формирования заботливого отношения к птицам, учить подбирать корм для птиц;

воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.

Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, запись птичьих голосов, картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, презентация, шапочки с картинками птиц, цветовое дерево и листки-символы зелёного, жёлтого и красного цветов, электронное приложение по окружающему миру по теме  «Как зимой помочь птицам?»                                

УУД

- Личностные. Бережное отношение человека к птицам, развитие сопереживания

- Познавательные. Уметь различать птиц, знать их название, природные столовые.

- Коммуникативные. Изготовление группами кормушек.

- Регулятивные. Способность к мобилизации воли.

Ход урока

Оргмомент

- Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Всё ль в порядке?

Всё ль на месте?

И урок начнём мы вместе.

Определение темы и цели урока

- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.

 

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? (Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода)

 - Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на классном часе. (Звучит запись голосов птиц)

Ребята отвечают, что речь пойдёт о птицах, как им холодно и голодно зимой.

- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

- А кто из вас может назвать их?  

   

   

   

- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

- А какие птицы вам  часто встречаются сейчас  зимой в нашей местности?

- Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

- А почему их так называют?

- Что бы произошло на земле, если бы не было птиц?

- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и оздоравливают растения  от вредных насекомых.

- Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих птицах?

- А чему бы хотели научиться?

- Тогда давайте  познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды,  послушать пение птиц и назвать эту  птицу.

IV. Изучение нового материала.

-Что это за птичка?

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит.

Постучит – и легче. (Дятел)

 - А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)

 - Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел  достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)

- Молодцы!

- А это что за птичка?

Я весь день ловлю жуков                    

Ем букашек, червяков.        

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю (Воробей)

 - Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется  птичка?

(Есть такое предположение, что воробей -  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так  называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи  обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

- А эту птичку вы узнали?

Спинка зеленоватая                                    

Животиком желтоватая

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица)

 - А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)

- А эта птичка как называется?

Кто там прыгает, шуршит,                                

Клювом шишки потрошит?        

Голоском речистый,        

Кле!  Кле!  Кле! – поёт со свистом? (Клёст)

Рассказ учителя о клёсте.

- У клеста  необычный клюв- с загнутыми  перекрещенными  концами. Этот  клюв  хорошо  приспособлен  для  шелушения  еловых шишек, семенами  которых  он  питается  зимой.

Клёст -  зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка: Нашёл время радоваться...

Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

-  Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

- Продолжаем знакомиться с птицами.

По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?

«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится».                                                                                                                                                    (Сорока)

- А это кто? (Снегирь)

- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)

Диалог Сороки и Снегиря.

(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.

Снегирь: А теперь куда?

Сорока: В деревню, милок, в деревню.

Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.

Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?

Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.

- Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?

- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

   

-  Рассмотрите в учебнике  и на интерактивной доске  рисунки и фотографии кормушек.

 - Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.

- Чем кормятся птицы и  что они любят, сейчас узнаем из электронного приложения по окружающему миру

Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Я сделала кормушку для  снегирей, они любят   ягоды рябины, калины, бузины, которые надо слегка подсушить.

Ребята, расскажите, а какие вы сделали кормушки дома?

-Я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что  овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не солёное, любит синичка.   Просо и пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи.

 - Моя кормушка для  дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не жареные), крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки – любимое лакомство для них. А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц.

VI. Закрепление.

- Сейчас давайте поработаем в группах. Каждой группе надо  составить меню на обед для птиц. Посадите в кормушки, (они прикреплены на доске) птиц, которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите.

- Почему именно эти лакомства вы выбрали?

- Молодцы, вы все справились с заданием!

Чтение подготовленным учеником стихотворения

Александра Яшина

 «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам  встречать весну.

VII. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему учились на уроку?

- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

- Что было легко?

- А что было трудно?

- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок-символ на дерево. Напоминаю, что зелёный листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»; желтый – «получилось, но не всё, что задумал»; красный – пока многое не получается, нужна помощь».

      За то, что вы слушали  всё  внимательно,

     Задания все  выполняли  старательно

     Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить.

     Картинки  раскрасьте, а птиц  не  забудьте   кормить!                        

- Спасибо, дети за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой" с обучающей структурой Сингапура в 1 классе

Данный материал предназначен для учителей начальной школы.Также данную структуру можно использовать  при разработке уроков по другим предметам....

Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой" с обучающей структурой Сингапура в 1 классе

Данный материал предназначен для учителей начальной школы.Также данную структуру можно использовать  при разработке уроков по другим предметам....

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

урок на тему: Как зимой помочь птицам?

урок окружающего мир 1 класс тема:"Как зимой помочь птицам?"...

Проект урока по теме: «Как зимой помочь птицам?»

Научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"

Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?".  УМК "Школа России", 1 класс. автор А. А. Плешаков...