урок на тему: Как зимой помочь птицам?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Кидяйкина Лариса Васильевна

урок окружающего мир 1 класс тема:"Как зимой помочь птицам?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zimoy_pomoch_ptitsam.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок окружающего мира.

Тема:  Как зимой помочь птицам?
Цель: Не оставлять птиц в беде.

Задачи : 1) Познакомить с условиями жизни птиц зимой.

2) Развивать речь учащихся, умение наблюдать, делать выводы, учить работать в группах.

3) Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к птицам.

Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебник .Кормушки, изготовленные учащимися.

Иллюстрации: Мудрая черепаха, Муравьишка Вопросик.

Задания для групповой работы.

I Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки , ручки и тетрадки ?

 II Тема ,цели урока.

- Отгадайте , о ком мы будем говорить на уроке.

-Это животные , тело которых покрыто перьями.

-Но речь пойдет не обо всех птицах.

Многие птицы на юг улетают

Многие зиму у нас коротают

Галка, ворона, снегирь, воробей

Ну-ка ребята , их вспомни скорей.

Птиц, которые остаются у нас зимовать,

Как можно назвать одним словом? (зимующие)

-Многие птицы нам знакомы. Давайте вспомним их. Отгадайте загадки.( загадки на слайдах)

III Подготовительная работа.

- Посмотрите в окно. Какое время года сейчас ? Почему?

-Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках.( Дети  читают стихи про  зимние месяцы )

1. В декабре, в декабре

Все деревья в серебре

Нашу речку, словно в сказке ,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принес.

2) Месяц зимний,

Месяц снежный

Открывает первым год ,

И со снегом и морозом

В гости к нам  январь идет.

3) Февраль гуляет на дворе

 И щиплет уши детворе ,

И красит щеки до красна

Уйдет февраль – придет весна.

- А какой месяц на дворе?- какое сегодня число ? Какой день недели ?

-Какая сегодня погода , что вы наблюдаете ?

_ Давайте вместе подумаем, почему зимой нелегко приходится птицам?

 Через пословицы и загадки попробуем разобраться в этом.

  1. Назовите-ка ребятки ,месяц в этой  вот загадке : дни его – всех дней короче ,

всех ночей длиннее ночи , на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдет мы встречаем Новый год.

  1. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны ,то метели на деревню налетели. По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это ?
  2. Щиплет уши, щиплет нос , лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет ,не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что , скажи за месяц это?

IV Работа в группах.

- Вставьте в пословицу нужное название месяца.

( Декабрь)  зиму начинает ,а год кончает.

(Январь) году начало , зиме середина.

(Февраль) зиму замыкает, весне дорогу показывает.

(Проверка сигнальными карточками.)

Вывод: Какая же погода бывает зимой? Представьте себе , что вы стали зайчиками. Покажите как трудно зайцам зимой?

V Физминутка.

Зайке холодно сидеть ,

Надо лапочки погреть

1,2,3,4,5 надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо Зайке поскакать

1,2,3,4,5 надо зайке поскакать

Зайку кто-то напугал,

Зайка прыг и ускакал.
 VI Новый материал.

- А птички намного меньше зайцев.

- Как думаете, легко ли им  приходится зимой? (Дети читают стихотворение )

Известно что у птах
Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах!

У многих даже нет гнезда :

Они в грозу и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

И если долго снег идет

И долго длится вьюга

Тогда друзья приходится

Пичугам очень туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут птицы отыскать

Ни зернышка , ни крошки

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

- Вы задумывались, а где ночуют птички? Как  они себя ведут  во время морозов?

- Для чего они поднимают перья? Почему перебираются к жилью человека ?

-Какую пользу приносят птицы людям ?

Летом мы заслушиваемся пением птиц.

- А как вы думаете , о чем разговаривают птицы зимой ?

-Давайте перенесемся  в зимний лес и послушаем их голоса.

- Что выражают птичьи голоса?

Почему так думаете? Объясните.

Вывод : - Как живется птицам зимой? ( Птицам холодно и голодно зимой. Негде найти корм, если все занесено снегом.)

- Сейчас мы узнаем , какие еще птицы зимуют в наших краях. Запомните как их зовут. Мы узнаем , как помочь птицам.

VII Презентация « Зимующие птицы» и фильм.

VIII Физминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг- скок , прыг – скок,

Завертелась , как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку  ,

И с дорожки на плетень ,

Тири-тири, тень, тень, тень !

-Про каких птиц говорится в фильме ?

IX  Обобщение.

Продолжите фразу , начатую мной:

- У синицы клюв тонкий , а  у дятла (толстый )

-Ворона большая ,а воробей (маленький )

-Снегирь малоподвижный , а синица (шустрая )

- Синицы высиживают птенцов летом , а клест (зимой )

- Если у синицы черная голова ,то она какая ? (черноголовая)

- Если у сороки белый бок , то она ? (белобокая )

- Если у снегиря красная грудь , то он какой ? (красногрудый )

- Как называется птица , которая ползает по дереву ? (поползень)

_ Вы запомнили кто как поет ?

 Воробей- чирикает

Ворона- каркает

Голубь- воркует

 Сорока – стрекочет

X Работа с учебником.

 Учебник стр.54

-Рассмотрите птиц. Найдите : свиристеля, синицу и т.д.

- Могут ли к вам прилететь к кормушке эти птички ? Раскрасьте кружочки.

Учебник стр.55. Рассмотрите кормушки.

-Чем можно подкармливать птиц ?

-Назовите птиц , которые лакомятся в природной столовой.

-Птицы любят не только ягоды рябины , но и плоды ясеня , клена. Эти деревья надо охранять.

XI  Работа в тетради.

 С.24 Узнали птичек?

-Давайте соединим название с картинкой.(Помоги соседу)

XII Тест.

XIII  Итог урока.

- Сегодня на уроке мы узнали о жизни птиц зимой.  Мы с вами изготовили кормушки , теперь я спокойна , что вы не оставите птиц в беде. Несколько кормушек развесим возле школы и будем помогать птицам зимовать. А остальные вы повесите возле своих домов или в саду.

- Как вы думаете, Мудрая черепаха и Муравьишка Вопросик остались довольны сегодняшним уроком ?

_ Что понравилось вам на уроке ?

- Что не понравилось ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Как зимой помочь птицам?»

Данное мероприятие знакомит обучающихся с зимующими птицами, раскрывает важность заботы о птицах зимой; заинтересовывает обучающихся в решении данной проблемы; учит изготавливать простейшую кормушку; ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как зимой помочь птицам?» (УМК «Школа России»)

Тема: Как зимой помочь птицам?Цели деятельности учителя: познакомить с птицами. Зимующими в наших краях; с простейшими правилами ухода за животными и заботой о зимующих птицах; с устройствами кормушек...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"

Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц  с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц....

Проект урока по теме: «Как зимой помочь птицам?»

Научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Как зимой помочь птицам? Практическая работа «Изготавливаем кормушку» УМК "Школа России"

УМК: «Школа России»Тип урока: урок получения новых знанийВид урока: урок-исследованиеТема: Как зимой помочь птицам?Цель:  познакомить детей с зимующими птицами, учить различать их, ра...

Рабочий лист к уроку по теме "Как зимой помочь птицам?", 1 класс

Рабочий лист к уроку по теме "Как зимой помочь птицам?", 1 класс, Школа России...