Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как зимой помочь птицам?» (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Наталья Григорчук

Тема: Как зимой помочь птицам?

Цели деятельности учителя: познакомить с птицами. Зимующими в наших краях; с простейшими правилами ухода за животными и заботой о зимующих птицах; с устройствами кормушек и видами корма; воспитывать любовь к природе.

Планируемые образовательные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать зимующих птиц, распознавать зимующих птиц на картинках  и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; практическая работа в паре; запомнить правила подкормки птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения событий.

Образовательные ресурсы: аудиозапись с голосами птиц; фотографии птиц; рисунки с изображением кошки и собаки, различные виды кормушек; таблица «Зимующие птицы»; шапочки для сценки; у учащихся-пакеты из-под молока (по одному на парту); ножницы, линейка, карандаш, веревка, цветные карандаши.

Предварительная подготовка: сценка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе по теме

«Как зимой помочь птицам?»

(УМК «Школа России»)

Учитель: Григорчук Н.А.

Класс: 1 класс «Б»

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: «Как зимой помочь птицам?»

Тема: Как зимой помочь птицам?

Цели деятельности учителя: познакомить с птицами. Зимующими в наших краях; с простейшими правилами ухода за животными и заботой о зимующих птицах; с устройствами кормушек и видами корма; воспитывать любовь к природе.

Планируемые образовательные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать зимующих птиц, распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; практическая работа в паре; запомнить правила подкормки птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения событий.

Образовательные ресурсы: аудиозапись с голосами птиц; фотографии птиц; рисунки с изображением кошки и собаки, различные виды кормушек; таблица «Зимующие птицы»; шапочки для сценки; у учащихся-пакеты из-под молока (по одному на парту); ножницы, линейка, карандаш, веревка, цветные карандаши.

Предварительная подготовка: сценка.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

МА – ма – ма – на дворе стоит зима.

Но –но – но -  ждем мы солнышка давно.

Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.

 Улыбнитесь друг другу. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.

  1. Актуализация знаний.

Тест.

1.Чем питается лиса?

а) насекомыми;                       г) зернышками;

б) травой;                                 д) орехами;

в) мышами;                              е) лягушками.

2.Чем питается белка?

а) насекомыми;                          в) мышами;

б) травой;                                    г) орехами, грибами.

3.Чем питается заяц?

а) насекомыми;                            г) зернышками;

б) травой, корой, ветками;        д) орехами;

в) мышами;                                   е) лягушками.

4.Чем питается лягушка?

а) комарами;                                  г) зернышками;

б) травой;                                        д) орехами.

           в) мышами;

5.Докажите, что животные-живые существа.

а) они двигаются;

б) они рождаются, растут, приносят потомство, умирают;

в) они очень милые;

г) они относятся к живой природе.

6.Что необходимо животным для жизни?

а) хорошее отношение;                                    

б) солнце, воздух, вода, пища; 

в) леса и поля;

г) вкусная еда.

- О жизни каких животных вы узнали? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 22.с.35).)

3.Самоопределение к деятельности.

-Отгадайте загадки Муравьишки.

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По полям шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

-Где вы видели этих птиц? (В городе, рядом с человеком)

-Сейчас зима. Как выдумаете, легко ли приходится этим птицам? (Нет.)

-А можем ли мы помочь и как? (Ответы детей.)

Морозы жестокие

 В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за Жучку-

В ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)

-Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Как зимой помочь птицам?)

-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4.Работа по теме урока.

Беседа по учебнику.

-Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях? (Ответы детей.)

-Рассмотрите птиц на рисунке на с. 74. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки каждой птицы.

Свиристель-птица с хохолком на голове.

Снегирь- птица с красной грудкой. Ее так и называют-красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.

Красный фрак на птичке этой,

И зимой она приметна,

Как рябина на снегу.

Я ей кормом помогу.

Воробей-маленькая серая птичка.

Синица имеет желтую грудку.

Поползень-птица-акробат, лазает по деревьям.

- Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это.

Здесь и гам, и птичье пенье,

Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшено.

Отгадайте, что это? (Кормушка.)

(Учитель показывает кормушку.)

-Вот какую кормушку смастерил Муравьишка, давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.

(Учащиеся рассматривают нижний рисунок на с. 74 и обсуждают разные виды кормушек.)

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1 (с.52).

-Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.

№2 (с.52).

-Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке7

-Выполните задание.

5.Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать!

6.Продолжение работы по теме урока.

Практическая работа в парах.

Конечно. Ребята. Зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада. Сильного мороза. Из десяти синиц выживают две.

-Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц)

-У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают? (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.

(Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради (с.53, №3).

Затем учитель организует выставку кормушек.)

-Кормушку мы сделали. Теперь нужно выбрать правильно корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц?

-Выполните задание. Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри.

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев-

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний-

Путешественник-скворец…

Вот и зимушке конец.

Сценка.

(Учащиеся выходят к доске в шапочках птиц.)

-Ребята, вот такой разговор услышал наш Муравьишка.

Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.

Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

-Какой же корм им нужен? (Ответы детей.)

(Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит).

Семена подсолнечника- лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

Конопля-универсальный корм для всех птиц.

Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.

Арбузные и дынные семечки- корм для синиц, поползней, дятлов.

Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.

Ягоды рябины. Бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.

А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.

Беседа, работа по учебнику.

  -Прочитайте текст нас. 75, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

-А теперь рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите? (Это дрозды-рябинники.)

-Придумайте историю по этому рисунку. (Ответы детей.)

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха-тепло ей под пухом и перьями. Краснеют грозди рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды-рябинники. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить.

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

 К вам слетались как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна- и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Работа со школьным словариком «Птицы России».

-Найдите и прочитайте информацию о зимующих птицах.

-Что нового вы узнали? Поделитесь своими знаниями с одноклассниками.

(можно провести эту работу в группах. Хорошо читающий учащийся читает для всей группы статью. Затем учащиеся от каждой группы выходят к доске и рассказывают о том. Что узнали. Также можно попросить нескольких учеников заранее почитать словарик дома с родителями, а в классе выступить с небольшим сообщением).

7.Рефлексия.

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке).)

-Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

8.Подведение итогов урока.

-Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте птиц на картинке.

(Учитель показывает картинку «Зимующие птицы», предварительно закрыв названия птиц.)

-Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать для них корм? (Ответы детей.)

Птицы-это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы-дети воздуха, покровители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы-дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы-верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Птицы-это тайна и красота. Птицы-наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Рекомендации для занятий дома.

  1. С родителями смастерить кормушку и повесить ее недалеко от своего дома. Положить в кормушку подходящий корм.
  2. Прочитать информацию на страничках для любознательных в учебнике (с.76-77).

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Расти здоровым» УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока окружающего мираво 2 – ом классе по теме:«Расти здоровым»УМК «Перспективная начальная школа»...

Презентация "Динозавры" к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Где зимуют птицы?"

На уроке окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?" мы рассказываем ученикам ещё и о вымерших животных: динозаврах. Эта презентация поможет учителю....

Презентация к уроку окружающего мира в 1 кл. Тема "Что окружает нас дома?". УМК "Школа России"

Презентация к уроку окружающего мира составлена по программе Плешакова. Тип урока -  ОНЗ...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Размножение и развитие животных." (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений об особенностях развития и размножения животных.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности развития и р...