Тепловые пояса. Конспект урока по окружающему миру. 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

 Кначукова Гузель Ринатовна

Конспект урока "Тепловые пояса".    Окружающей  мир в 1 классе  к учебнику Н.Я.  Дмитриевой. Система Л. В. Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  - путешествие  в 1 классе. Окружающий мир

                                                      Тема:  «Тепловые пояса Земли».

Цель:  подвести учеников к самостоятельному выводу о делении Земли на тепловые пояса;

 дать понятие о неравномерности нагревания земной поверхности солнцем, ведущее к изменениям в окружающей природе.

Оборудование: Глобус,  карта природных зон, мультимедиа,  учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казакова

«Окружающий мир» изд. дом Фёдоров 2008 г.  интерактивная доска.

 Мультимедийный   компакт – диск «Энциклопедия для детей. География для малышей»

Дид. материал: изображение макета Земли на  столе каждому ученику, цветные карандаши.

Задачи: научить учащихся показывать на карте границы тепловых поясов, правильно применять в речи  научный термины,  классифицировать  животный мир по тепловым поясам.  

Ход: Орг. момент:

         Основная часть.

1.   - Ребята, сегодня мы с вами  вновь отправимся в путешествие с нашими героями:   Кометой Таей, метеоритом  Диком,   астероидом  Басом.  Но прежде чем отправиться  в путь нашу Ракету нужно заправить топливом в  виде ваших знаний о нашей планете.   Чем больше знаний, тем больше топлива! Давайте вспомним, что мы знаем о нашей планете?

 Обращается внимание на  глобус.

    ( Наша планета очень большая, имеет  форму  шара, окружена водой морей и океанов. Много лесов, полей,  гор. Состоит из материков: Евразия, Сев Америка, Южная Америка, Австралия,   Африка, Антарктида.

Пять  океанов: Тихий, Атлантический, Индийский и  Северный Ледовитый океан и Южный океан).

На Земле много различных птиц, животных        

Почему же  вся природа разнообразна?

Цель:  Давайте сегодня  во время путешествия   выясним, почему она разнообразна  и  от чего это зависит. Всё что увидим во время путешествия , постарайтесь заметить и запомнить.

Итак,  сели удобно и в добрый путь:

Фрагмент полёта героев с песней.

2.       Мы приземлились на Земле. Но куда мы попали. Кругом снег. Лёд. По снегу идёт семья белых медведей. Фрагмент видео Крайнего Севера

-   Куда это мы попали?  ( На  Северный полюс.)

Покажите Северный полюс на карте.  Как называется  океан? Северный Ледовитый.  

Учёные разделили нашу землю на тепловые пояса. Как бы вы назвали  эту часть нашей планеты, где вечная мерзлота и вечные льды?

 Учёные назвали зоной холодного пояса.

-   Каким бы цветом вы его закрасили? 

  На макете  Земли открывается аппликация северного холодного пояса  зелёный цвет.

Что вы знаете о северном полюсе? Какие обитают там животные?

3.   Продолжаем путешествие.  Играет  фрагмент  полета.

 Куда мы приземлились?  

Догадайтесь по стихам.  

                                         Чуть солнце пригрело откосы

                                         И стало в лесу потеплей.

                                         Берёзки зелёные косы

                                         Развесила с тонких ветвей.

                                         Вся в белое платье одета,

                                         В серёжках,  листве кружевной,

                                         Встречает горячее лето

                                         Она на опушке лесной.

Мы в России.  Красива и разнообразна природа нашей Родины. Густые леса, большое количество разных видов диких животных, птиц,  растений сопровождается рассказ  учителя показом слайдов природы   России.

       

- Да, мы попали в Россию.

- А везде ли в России есть леса? Нет не везде.  Есть степи, поля, горы. И повсюду природа отличается  друг от друга.

- Чем  отличается природа северного холодного пояса от природы России?

 ( растут деревья, бывает тёплое лето, теплолюбивые животные,  птицы)

 - Как бы вы назвали этот пояс?  Учёные назвали его  северным умеренным поясом  и закрасили  в жёлтый  цвет.  Как  вы понимаете  название «умеренный пояс»?

4.         Видеоролик о саваннах и джунглях:

-  Наша ракета пролетает  над непроходимыми лесами, джунглями.  В этих местах никогда не бывает  зимы. Круглый год  лето, температура днём достигает до45-50 градусов.

Постепенно густые непроходимые леса сменятся саваннами.

-  Как бы вы назвали эту зону.  

(учёные назвали    жаркой зоной)

-   Каким  цветом бы вы закрасили этот пояс?       (красным)

- Чем отличается жаркий пояс от  северного  умеренного  и северного холодного пояса?

         

 5.   -  Мы одели северную часть нашего полушария.

-Как вы думаете,  как будут располагаться пояса в южном полушарии?

-   Оденьте  южную  часть полушария  в пояса и докажите, почему вы так считаете.

Южнее   жаркой  зоны   находится     южный умеренный  пояс   и южный  пояс.  Антарктида.

 Антарктида – южный полюс Земли.  Как вы считаете, если северный полюс – холодный,

 значит – южный – теплый?

  -  Нет.  Он тоже холодный.

-Значит южный полюс – это  южный холодный пояс.

 

-  Как вы думаете, почему же эти полюса  холодные?  (высказывания учащихся)

 Посмотрим, что  об этом скажут   наши  герои.

Видеофильм.

 Значит, почему же Земля делится на разные тепловые пояса? От чего это зависит?

Ну, что ж, ребята, вот мы и узнали  отчего на нашей планете так разнообразна природа.

Тае с Диком пора возвращаться  к себе. А нам с вами -  в  наш класс. Скажем им до свидания.

  (Звучит  прощальная песня  Таи и Дика фильм)

6.   Во время путешествия я сделала фотоснимки. Присмотритесь к ним внимательно и определите,

к какому  тепловому  поясу они относятся. Выйдите и покажите этот пояс на карте.

Итог: Почему же  Природа Земли так разнообразна? От чего это зависит?  

( От распределения солнечного тепла)

                Закрепление:

А)  - Соедините названия поясов с макетом Земли.

Б)  -  Найдите иллюстрации этих поясов и  докажите какой это пояс.

- Где  самый холодный пояс. (Северный полюс)

- В каком поясе мы с вами проживаем? (Да, в умеренном поясе севернее  от экватора)

-А самый жаркий? В зоне экватора.

- Как вы думаете, почему в зоне экватора всегда тепло?

-А кто нас встретит в южном холодном поясе?

- Ребята, солнце неравномерно нагревает  нашу  планету. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике

на странице  40-41    

Итог урока.  

-Что  нового вы узнали на уроке?   Что вам понравилось на уроке?                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса"

Методы и приёмы работы:иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, раздаточным материалом, практическая работа)Тип урока:  комбинированный (изу...